Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:18, доклад
1)Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина.
В основе методологии Э.Дюркгейма лежит понятие о социальном факте как всяком способе действий, существующим независимо от индивидов и способном оказывать на них внешнее принуждение.
1)Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии
как науки, как профессии и предмета преподавания.
Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на
северо-востоке Франции, в небогатой семье
потомственного раввина.
В основе методологии Э.Дюркгейма
лежит понятие о социальном факте как
всяком способе действий, существующим
независимо от индивидов и способном оказывать
на них внешнее принуждение. К социальным
фактам Э. Дюркгейм относит «коллективные
представления» – фольклор, религиозные
верования, профессиональные обычаи, нравы,
юридические нормы, моду, язык и другие
социально-культурные нормы, принадлежащие
какой-либо длительно существующей социальной
группе; «социальные течения» – настроения
и поступки кратковременных масс людей,
например, толпы; «социальную морфологию»
– структурное устройство общества, число
и характер составляющих его групп, распределение
населения по территории, число и характер
путей сообщения. Статистические обобщения
– это тоже социальные факты. Общество
– это особая, первичная по отношению
к индивидам и не сводимая к индивидуальным
проявлениям реальность, а социальные
факты – это ее характеристики. Основным
методологическим правилом является
2)Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Итак, по Веберу, социолог должен
соотнести анализируемый
Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое
средство позволяет: во-первых, сконструировать
явление или человеческое действие, как
если бы оно имело место в идеальных условиях;
во-вторых, рассмотреть это явление или
действие независимо от локальных условий.
3) Исторический материализм К. Маркса
Марксистская социология,
более известная как
1.Первобытно общинный строй (
2.Рабовладение (нем. Sklavenhaltergesellschaft) Существует
частная собственность на средства производства.
Непосредственным трудом занят отдельный
класс рабов — людей, лишённых свободы,
находящихся в собственности у рабовладельцев
и рассматриваемых как «говорящие орудия».
Рабы трудятся, но не имеют собственности
на средства производства. Рабовладельцы
организуют производство и присваивают
результаты труда рабов.
3.Феодализм (нем. Feudalismus) В обществе выделяются
классы феодалов — собственников земли —
и зависимых крестьян, находящихся от
феодалов в личной зависимости. Производство
(главным образом, сельскохозяйственное)
ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых
феодалами. Феодальное общество характеризуется
монархическим типом правления и сословной
социальной структурой.
4.Капитализм. Имеется всеобщее право частной
собственности на средства производства.
Выделяются классы капиталистов, — владельцев
средств производства, — и рабочих (пролетариев),
не владеющих средствами производства
и работающих на капиталистов по найму.
Капиталисты организуют производство
и присваивают прибавочный продукт, производимый
рабочими. Капиталистическое общество
может иметь различные формы правления,
но наиболее характерны для него различные
вариации демократии, когда власть принадлежит
выборным представителям общества (парламенту,
президенту). Основным механизмом, побуждающим
к труду, является экономическое принуждение —
рабочий не имеет возможности обеспечить
свою жизнь иным способом, чем получением
заработной платы за выполняемую работу.
5.Коммунизм. Теоретическое (никогда не
существовавшее на практике) идеальное
устройство общества, которое должно прийти
на смену капитализму. При коммунизме
все средства производства находятся
в общественной собственности, частная
собственность полностью устранена. Труд
имеет всеобщий характер, классовое разделение
отсутствует. Предполагается, что человек
трудится сознательно, стремясь принести
обществу наибольшую пользу и не нуждаясь
во внешних стимулах, таких как экономическое
принуждение. При этом общество предоставляет
любые доступные блага каждому человеку.
Таким образом, реализуется принцип: «От
каждого — по способности, каждому — по
потребности». Товарно-денежные отношения
упраздняются. Идеология коммунизма поощряет
коллективизм и предполагает добровольное
признание каждым членом общества приоритета
общественных интересов перед личными.
Власть осуществляется всем обществом
в целом, на основе самоуправления. В качестве
общественно-экономической формации,
переходной от капитализма к коммунизму,
рассматривается социализм, при котором
происходит обобществление средств производства,
но сохраняются товарно-денежные отношения,
экономическое принуждение к труду и ряд
других особенностей, характерных для
капиталистического общества. При социализме
реализуется принцип: «От каждого — по
способности, каждому — по труду».