Классическая западная социология 19-20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 11:27, реферат

Описание работы

Социология - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и динамики; формирования, функционирования и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.
Изучение социологии является очень важным для современного общества в целом, и для каждого человека в частности.
История каждой науки свидетельствует о том, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание.

Содержание работы

Введение
Зарождение социологии
Основоположники и их теории
Огюст Конт
Герберт Спенсер
Эмиль Дюркгейм
Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Макс Вебер
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.85 Кб (Скачать файл)

В ходе своих  исследований Спенсер обосновал  положение о закономерной эволюции от «военного» общества, основанного  на принудительной кооперации, к индустриальному, базирующемуся на добровольной кооперации. Его исследования оказали большое влияние на развитие последующих социологических теорий.

Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм широко известен как  один из «крестных отцов» современной  социологии, творчество которого в значительной степени помогло определить предметное содержание и утвердить автономию социологии как научной и учебной дисциплины. Он был одной из наиболее крупных фигур в социологии классического этапа ее развития. С именем Э. Дюркгейма тесно связана сама институционализация социологии во Франции - стране, где и зародилась эта наука.

Теоретико-методологической базой, на которой Э. Дюркгейм строил систему своих социологических  взглядов, стал так называемый «социологизм», который считают одной из разновидностей социологического реализма. Основная особенность этого направления  заключалась в противопоставлении себя номинализму. Социологический  реализм провозглашает в качестве своей парадигмы необходимость  и требование признавать в качестве особой реальности (наряду с реальностью  природной среды и реальностью  внутреннего психического мира человека) человеческое общество. Этой социальной реальностью в качестве специального предмета изучения до появления социологии не занималась ни одна из научных дисциплин.

Э. Дюркгейм пытался  показать, что общество обладает собственной  реальностью, которая не может быть сведена к психологическим фактам. Как он утверждал, общество – это  «реальность, существующая сама по себе». Общество противостоит нашим мыслям и желаниям, потому что оно обладает объективностью, которая сравнима с  объективностью природы, хотя и не есть то же самое.

Строго говоря, социологизм не претендует на какое-то совершенно особое толкование и объяснение социальной жизни в качестве отдельной  общесоциологической теории. Суть этой философско-социологической концепции  состоит скорее в утверждении  определенной исходной позиции: признании  первостепенного и исключительного  значения социальной реальности в бытии  человека, а также в использовании  социологических методов для  объяснения этого бытия.

Поскольку общество признается не просто специфической, но и доминирующей, высшей реальностью, социологический способ объяснения всего, что происходит в окружающем мире (социологизация), провозглашается как единственно верный. Он должен либо исключать другие способы, либо включать их в себя в качестве частного случая.

Онтологический (сущностный) аспект социологизма состоит  в утверждении прежде всего автономии социальной реальности по отношению к другим видам реальности - физической, биологической, психологической. Эта реальность включена в универсальный мировой порядок. Она основательна, устойчива и подчиняется действию определенных законов

Карл Маркс и Фридрих  Энгельс

Огромное влияние на обществоведение  ХIХ и ХХ вв. оказал марксизм. Его основоположниками были К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895).

Марксистская социология предлагала материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического  процесса, его объективных закономерностей. Согласно марксизму, процесс перемен  в обществе представляется как противоборство между непримиримыми силами. К.Маркс  рассматривал противоречия и борьбу между противоположными силами и  тенденциями как источник и движущую силу развития. С него начинается традиция исследования позитивных функций социального  конфликта в социологии.

Источник перемен, по Марксу, находится  в самом обществе, прежде всего, в  противоречиях экономической системы. К.Маркс и Ф.Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических  формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и, наконец, коммунистической. Историческая смена формационных типов общества происходит, согласно Марксу, в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Противоречие между изменяющимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями в конечном счёте приводит к социальным революциям. Однако политические пристрастия родоначальников марксизма привели к недооценке многих аспектов классовых отношений и сведению их только к непримиримой борьбе.

Макс Вебер

По  мнению М. Вебера, социология должна учитывать  субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости.

Социология  должна быть ценностно-нейтральной  наукой, а ее главная задача заключается в том, чтобы понимать смысл и значение человеческих действий и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества.

Признавая специфику социального познания, М. Вебер стремился выработать адекватную ему методологию и логику формирования понятий, что нашло свое выражение в разработанном им методе идеальных типов. Согласно М. Веберу, идеальный тип есть продукт творческого воображения, который создается путем идеализации и мысленного синтеза наиболее значимых, с точки зрения ученого, аспектов изучаемого явления. Идеальный тип не является отражением действительности, скорее он противостоит ей как утопическая конструкция. Он давал возможность понять эмпирическую реальность путем соотнесения, сравнения ее с идеальным типом.

Придерживаясь номиналистической точки зрения на общественную жизнь, он полагал, что все социальные явления в конечном счете складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство, общественно-историческая формация и другие, в качестве реальных исторических сущностей является ошибочной. Поэтому понимание смысла и значения человеческих действий есть исходная предпосылка социологического исследования.

М. Вебер  выделял четыре основных типа социальных действий:

  • целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия;
  • ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности;
  • аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей;
  • традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.

Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства:

  • харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя;
  • традиционный
  • бюрократический

которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному.

М. Вебер  заложил основы современной теории социальной стратификации, которая является попыткой преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной.

 

 

Заключение

С древнейших времен людей волновали  не только природные, но и социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции, мыслители  Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной науки.

ХIХ век именуют золотым веком классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества - позитивизма (Конт, Спенсер) и марксизма (Маркс, Энгельс); разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40-80-ми годами ХIХ столетия.

Эволюция социологии с 90-х годов ХIХ века до 20-х годов ХХ века на так называемом втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата. Профессионализация и институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и все более приобретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О.Конта и Г.Спенсера нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) - автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества - гуманитаризма. Сложилась школа социального действия германского социолога Макса Вебера (1864 -1920), явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. В развитии социологии это был период кризиса классической науки и поиска нового миросозерцания.

 

 

Литература

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003
  2. Фролов С.С. «Социология: учебник», М.: «Гардарики», 2001
  3. Добреньков В.И. «Социология: Учебник» , М.: Инфра – М 2009

 


Информация о работе Классическая западная социология 19-20 века