Классическая западная социология XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:06, реферат

Описание работы

Как известно К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою деятельность в тоже время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт в участии в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

Содержание работы

Введение. 2
§1. Социология Эмиля Дюркгейма. 3
1.1 Основные принципы классической методологии сводятся к следующим 3
1.2 Тема социальной солидарности — главная тема социологии Дюркгейма. 4
1.3 Место Э.Дюркгейма в истории социологии 6
§ 2. Социологическая концепция Макса Вебера. 7
2.1 Исходные принципы социологии М.Вебера 7
2.2 Методологические принципы Вебера 8
2.3. Предмет и методы «понимающей социологии» 9
2.4 Концепция идеального типа 12
2.5 М.Вебер и современное общество. 14
§ 3. Марксистская социология . 16
3.1 Исторические и социальные предпосылки возникновения в Европе "марксисткой социологии". 16
3.2 Концепция социологического учения К. Маркса. 18
3.2.1 Определение социологии. 18
3.2.2 . Главная задача социолога. 18
3.2.3 . Определение индивида 18
3.2.4 Определение общества 19
3.2.4.1 Правящий класс. 19
3.2.4.2 Угнетаемый класс. 21
3.2.4.3 . Классовые отношения. 21
3.2.4.4 Социальная мобильность. 22
3.3 "Социологии марксизма" 22
3.4 . Социология классов и классовой борьбы. 24
3.5 . Социология революции. 24
3.6 Судьбы Марксистской социологии 26
§ 4. Заключение. 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

реферат западная классическая социология.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, если посмотреть на марксистскую социологию революции из разных временных координат, то в ней можно найти и противоречия, и двусмысленности, и просто ошибки. Часть из них, сообразуясь с меняющейся жизненной практикой, исправил сам Маркс; что-то скорректировал после его смерти Энгельс, а что-то просто не выдержало испытание временем — абсолютизация социально-классовых антагонизмов своего времени, умаление роли формального демократизма, трактовка демократии как исторически преходящего явления и др

 Судьбы Марксистской социологии

В наше время некоторые  страны используют в основе Марксистскую теорию. Например, Китай вполне успешно совместил социализм и рыночную экономику (основу капитализма), но прошедшие года показали что теория, в особенности революционный путь решения социальных проблем непросто плох, но и опасен.

Хотелось выделить то, что К. Маркс один из первых пошел  по пути материального понимания мира. Многие его тезисы до сих пор имеют право на жизнь и содержат глубокий анализ социальных проблем в обществе. Многие современные социологи пользуются его трудами.

На ошибках учатся и нельзя ставить в вину Марксу, те последствия использования его трудов в частности в России. Теоретик не должен отвечать за поступки практиков.

 

§ 4. Заключение.

 

С древнейших времен людей волновали  не только природные, но и социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции, мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной науки.

Рождение  социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естествоиспытателя Огюста Конта (1798 - 1857). Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Не случайно эта наука была названа им «социальной физикой». В 30-х годах Х1Х века О.Конт создает свой основной научный труд «Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе - социология. В учении О.Конта главнейшими были его идеи о применении научных методов в изучении общества и  о практическом использовании науки в области социальных реформ.

Отцами  социологии,  ее классиками, кроме  О.Конта, можно по праву назвать английского философа и естествоиспытателя Герберта Спенсера (1820 -1903) и германского ученого публициста Карла Маркса (1818 - 1883). Спенсер (главный труд  «Основание социологии») был автором органической теории, в основе которой было уподобление общества биологическим организмам, и теории социал-дарвинизма, переносящей на общество природный принцип естественного отбора. К.Маркс (основной труд «Капитал») - выдающийся теоретик капитализма, объяснявший общественное развитие как  результат смены формаций, происходящей под воздействием экономических и социально-политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба).

Х1Х  век именуют золотым веком  классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества - позитивизма (Конт, Спенсер) и марксизма (Маркс, Энгельс); разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40-80-ми годами Х1Х столетия.

Эволюция  социологии с 90-х годов Х1Х века до 20-х годов ХХ века  на так  называемом втором этапе была связана  с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата. Профессионализация и институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и все более приобретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О.Конта и Г.Спенсера нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) - автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества - гуманитаризма. Сложилась школа социального действия германского социолога Макса Вебера (1864 -1920), явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. В развитии социологии это был период кризиса классической науки и поиска нового миросозерцания.

Несмотря  на активную ревизию идей «отцов»  социологии, в 20-60-е годы ХХ века в  науке нарастала стабилизация. Началось бурное развитие эмпирической социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований. На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса (1902 - 1979), позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости. Парсонс обогатил теоретические разработки Конта - Спенсера - Дюркгейма. Социология США была представлена и новыми теориями  гуманитаристского толка. Последователь Вебера профессор Чарльз Райт Миллс (1916 - 1962) создал «новую социологию», положившую начало критической социологии и социологии действия в Штатах.

Современный этап в  развитии социологии, начавшийся с середины 60-х годов, характеризуется  как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии. Основным стал вопрос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 70-х годах «теоретический взрыв». Он обусловил процесс дифференциации социологического знания без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической концепции. Поэтому этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов: Р.Мертон - «среднего значения теории», Дж.Хоманс - теория социального обмена, Г.Гарфинкель - этнометодология, Г.Мид и Г.Блумер - теория символического интеракционизма, Кодер - теория конфликта и др. Одним из направлений современной социологии является исследование будущего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества

Список использованной литературы

 

  1. А.Б. Гофман. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. - 5-е  изд. - М.: Книжный дом «Университет»,  2001. - 216 с.  (Библиотека http://www.socioline.ru)*
  2. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик И 90 ран Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576 Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. Т 30 д.ф.н. В.И. Добреньков, к.ф.н. Л.П. Беленкова.   М.: Наука, 1994 - 383 с. (Библиотека http://www.socioline.ru)*
  3. *Литература с указанными internet-источниками находится в электронном варианте, поэтому страницы в ссылках на неё указаны так, как они есть в формате Word.
  4. А.А. Радугин К. А. Радугин «социология» второе издание перераб. и доп. М.:- 1997 год
  5. Ю.Г. Волков, В. И. Добренькая, В. Н. Нечипуренко А. В. Попов Социология  учебник для ВУЗов  М. :- 2000 год.
  6. Волков Ю.Т. Мостовая И.В. Социология М.: 1998г.
  7. Маркович А. Дашко Ж Общая социология М.: 1998г.
  8. Тосленко Е.Т.  Социология М.:1994г.
  9. Фролов С.С. Социология М. : 1998 год.
  10. С.А. Кравченко «Социология. Учебное пособие для ВУЗов», М.: «Экзамен», 2002
  11. В.Н. Лавриненко «Социология: учебник для ВУЗов», М.: «Юнити-дана», 2002
  12. А.И. Кравченко «Социология: учебник для ВУЗов», М.: «Академический проект», 2002
  13. С.С. Фролов «Социология: учебник», М.: «Гардарики», 2001
  14. М. Вебер  «Избранные произведения», М.: «Прогресс», 1990
  15. П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов «История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс», М.: «Политиздат», 1991

 

1 История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик И 90 ран Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001

2 История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик И 90 ран Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА стр 178.

3 История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик И 90 ран Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА стр 179

4 История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик И 90 ран Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА стр 180

5 А.Б. Гофман. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. - 5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет»,  2001, Лекция 6, с. 15-16




Информация о работе Классическая западная социология XIX в.