Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:22, реферат
Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство и тем более нация. Именно семья стала первой социальной системой, основанной на естественном разделении труда между мужем и женой, родителями и детьми.
Классические и современные формы семьи
Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство и тем более нация. Именно семья стала первой социальной системой, основанной на естественном разделении труда между мужем и женой, родителями и детьми.
По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер:
- социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений;
- малая группа, основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества (отношения между мужем и женой), родительства (или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства (отношения между братьями, сестрами и другими родственниками).
Следует различать понятия брака и семьи: барк - это институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми. Семья - это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью1.
Семья возникла потому, что у человеческих
детенышей самое протяженное
детство. Зависимость ребенка от
родителей длится до 15-18 лет. В этот
период он нуждается в материальной
и социальной поддержке взрослых.
Подготовка к взрослой жизни происходит
полноценно только в семье, так как
она включает в себя не только обучение,
тренировку, усвоение знаний, но также
и присвоение имени, прав наследования
имущества или собственности, социального
статуса и положения в
Родством называется совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.
Мы рассматриваем
Так, собрав и систематизировав формы
родства у разных народов, классик
американского эволюционизма Л.
- кровнородственная семья – первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и предполагающая брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми;
- пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами;
- парная, или синдиасмическая, семья основывалась на добровольном союзе сторон, один мужчина проживал с одной женщиной;
- патриархальная, т.е. полигамная, семья; (многоженство)
- моногамная семья современного вида.
Л.Г. Морган полагает, что из всех классифицированных форм семьи наиболее устойчивыми и важными были первая, вторая и пятая и что именно они породили основные формы существующих ныне семейных отношений .
Классификация типов семей
Семья может быть образована на консангвинальной и на конъюгальной основе. Консангвинальная семья состоит из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Независимо от того, по какой линии ведется родство, основой организации семьи выступают отношения между родственниками, а не отношения между мужем и женой. Дети могут принадлежать как семье жены, так и семье мужа.
Конъюгальная семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях. Родственники считаются частью данной семьи, но только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети принадлежат супружеской паре. Конъюгальная семья формируется заново с каждым следующим браком.
В зависимости от принадлежности, семьи бывают двух типов - родительская семья, или семья происхождения, и прокреационная семья, созданная взрослыми детьми, отделившимися от родителей. По количеству поколений, входящих в состав семьи, они делятся на расширенную (три и более поколений) и нуклеарную (два поколения). По числу родителей на полную и неполную. По числу детей на бездетную, однодетную и многодетную - трое и более детей.
Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:
- традиционные (Патриархальные) (четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.; глава семьи – мужчина);
- матриархальные (все в руках женщины).
- нетрадиционные (эксплуататорская) (женщины работают наравне с мужчинами, работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями);
- эгалитарные (семья, в которой оба супруга занимают равное положение, права и обязанности равны или поделены пополам);
- Детоцентрическая семья - семья, в которой реально психологически доминирует ребенок с его потребностями, капризами. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка.
- супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.
Профессиональная карьера
Великий немецкий философ Г.Ф. Гегель выделяет три типа взаимоотношений внутри Семьи:
- между Мужчиной и Женщиной,
- Родителями и Детьми,
- Братом и Сестрой.
Первый лишен человечности: взаимное «признание» Мужчины и Женщины носит чисто природный характер (животная сексуальность). Людьми их делают только воспитание ребенка и общий труд (семейное достояние).
Несовершенство
Третий тип. У них – одна и та же кровь, но они не вожделеют друг друга (во всяком случае, они превосходят Вожделение, отрицают его, чем и объясняется подлинно человеческий характер их взаимоотношений, по сравнению с остальными членами семьи в ней меньше всего «природного» .
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений к власти, авторитета, семьи делятся на авторитарные (патриархальные) и демократические (эгалитарные). Сегодня эгалитарные семьи в большей или меньшей степени нормативны для стран Европы, Северной Америки, вообще в ареале христианской/постхристианской цивилизации.
Значительный интерес в рамках нашего дискурса представляет данная Э. Гидденсом систематизация форм семьи. Как нуклеарные семьи, так и сложные, по отношению к рассматриваемому индивиду могут подразделяться на родительские и репродуктивные семьи.
К первому типу относится семья, в которой человек рождается, ко второму – семья, которую человек образует, став взрослым, и внутри которой воспитывается новое поколение детей.
Согласно Э. Гидденсу, существуют два типа полигамии: полигиния, при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной женщиной, и менее распространенная полиандрия, при которой женщина может состоять одновременно в двух и более брачных союзах с разными мужчинами.
После выбора брачного партнера, новая семья решает вопрос своего размещения. Социальные антропологи выделяют несколько типов семей в соответствии с этим признаком:
- Неолокальные (семья размещается на новой территории)
- Патрилокальные (жена приходит в семью мужа)
- Матрилокальные (муж приходит в семью жены)
- Матрифокальные (отец не живет в семье, поэтому семья состоит из взрослых женщин с маленькими детьми)
- Авункулокальные (маленькие дети живут со своими матерями, но после достижения зрелости, они уходят жить в дом брата матери)
- Амбилокальные (нет строгой привязки к порождающей семье)
- Натолокальные (и муж, и жена остаются жить в семьях своих родителей)
В настоящий момент в индустриальном обществе приветствуется неолокальное размещение семьи, однако, в современной России оно является, скорее амбилокальным.
Важнейшими функциями семьи являются:
- репродуктивная,
- воспитательная (удовлетворяет индивидуальные
потребности в отцовстве и
материнстве, контактах с
- хозяйственно-бытовая (
- эмоциональная (функция
- функция духовного общения
(удовлетворение потребностей
- первичного социального
- первичной социализации и
- сексуально-эротическая (
Семья имеет первостепенное значение
для психологии ребенка. Именно на семье
лежит ответственность за воспитание
у детей способности к
Семья является базовой социальной единицей и первичным посредником, через которого как данное локальное сообщество, так и общество в целом определяют поведение человека