Классические социологические теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

Многие идеи Карла Маркса (1818–1883) являются основополагающими в социологии. Основной целью общественного прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности. Причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе, согласно Марксу, является частная собственность. Основное достижение Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Гегеля для анализа исторического развития, охарактеризовав общество как динамично развивающуюся в историческом времени структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 29.38 Кб (Скачать файл)

 В своих основных  исследованиях «Человеческая группа»  (1950), «Социальное поведение его  элементарные формы» (1961), «Природа  социальной науки» (1967) Хоманс сформулировал основную задачу своей теории в виде общепонятного лозунга «вернуть человека в социологию».

 По Хомансу, Социология явилась результатом процесса естественного развития психологии, а, следовательно, «конечные принципы объяснения антропологии, социологии и даже в истории… - психологические».

 По мнению Хоманса, институты и человеческое общество в целом складываются только из действий человека, поэтому они могут анализироваться в терминах индивидуальных действий и могут быть объяснены на основе принципов индивидуального поведения. Поэтому существенным элементом социологии Хоманса стала его теория социального поведения.

 Новое понимание природы  Я сущности социального поведения  объяснялось следующим образом:  «Социальное поведение представляет  собой обмен ценностями (как материальными,  так и нематериальными, например, знаками одобрения или престижа). Люди, которые получают многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы последние могли получать многое от первых. Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами».

 По Хомансу, существуют два уровня поведения: субинституциональный (парные непосредственно-личностные отношения) и институциональный. Первый – основа второго. И различием между ними является то, сто в сложных организациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями (такими, например, как социальное одобрение) и в том, что сами процессы обмена «вознаграждающей» становятся более опосредованными.

 Сущность социальных  отношений в обществе Хоманс излагал следующим образом: «Секрет социального обмена между людьми заключается в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения то, что представляется ему более ценным, чем Вам, и получить от него то, что представляет большую ценность для Вас, чем для него».

 Оригинальную социологическую  концепцию предложил в этот  период и П. Блау. В таких работах, как «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть в социальной жизни» (1964), «Американская структура занятости» (1964), он осуществил попытку конструктивного синтеза ряда положений функционализма, интеракционизма и школы социального конфликта.

 Принцип 1. Чем большую  выгоду человек ожидает от  другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность.

 Принцип 2. Чем большим  количеством вознаграждения человек  обменялся с другим лицом, тем  более вероятно возникновение  последующих актов обмена благодаря  возникшим направляющим их взаимным  обязательствам. (Компенсацию полученных  благ как необходимость для  продолжения получения их Блау именовал «пусковым механизмом» социального взаимодействия.)

 Принцип 3. Чем чаще  нарушаются при обмене взаимные  обязательства, склонные к негативному  санкционированию лиц, тем более  нарушаются нормы взаимности.

 Принцип 4. С приближением  момента вознаграждения, являющегося  результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в  цене и вероятность ее осуществления  снижается.

 Принцип 5. Чем больше  установилось отношение обмена  нормы справедливости, тем меньше  власти имеют партии, склонные  к негативному санкционированию  лиц, нарушающих эти нормы.

 Принцип 7. Чем более  стабильный и сбалансированный  характер носят отношения обмена  между социальными единицами,  тем менее сбалансированный и  стабильный характер приобретают  другие отношения обмена (Социальная  жизнь, таким образом, полна  «дилемм», решая которые, люди  вынуждены менять стабильность  других, поскольку все они стремятся  к поддержанию всего многообразия  этих отношений.)

 

 

 

                       3.Русская социологическая мысль  XIX – начала XX века

Хотя социология проникла в Россию с Запада, русская социологическая  мысль быстро стала принимать  собственные оригинальные формы  и развиваться самостоятельно. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века русская социология прошла несколько этапов развития, постепенно достигая когнитивной зрелости. Признаками этой зрелости стали стремление к теоретико-методологической интеграции, появление исследований эмпирического уровня и успешная институционализация.

Предпосылки появления в  России новой науки были связаны  в первую очередь с капиталистическим  путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Часть конкретных социальных наук – история, этнография, социальная статистика, юридическая  наука и другие – достигли известных  успехов, но дальнейшее их развитие требовало  глобального методологического  осмысления материала. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность  в новой обобщающей общественной науке – социологии. Не случайно в 1861 году Николай Серно-Соловьевич, находящийся в тюрьме за антиправительственную  деятельность, вынес в заголовок  своей опубликованной позднее статьи следующий вопрос: «Не требует  ли нынешнее состояние знаний новой  науки?» Речь шла о науке, изучающей  законы исторического развития и  социальной солидарности так же объективно, как естествознание исследует законы природы. С конца 1860-х годов большая  группа исследователей (П. Лавров, Н. Михайловский, А. Стронин) настойчиво стремится подчеркнуть самостоятельный характер новой науки.

Становлению социологии особенно помогли реформы 1861 года, когда запреты  на изучение многих общественных проблем, существовавшие для исследователей в эпоху Николая I, были наконец-то сняты.

Появление социологии на русской  культурной арене имело как гносеологическое значение, связанное с изобретением новой формы мысли, так и более  широкий социальный смысл. Социология теоретически отражала в самой различной  форме требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Одной  из основных особенностей русской общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережитков крепостничества. Переплетение нового и старого придавало  особую историческую специфику и  остроту многим противоречиям страны.

Идеология большей части  первых русских социологов – мелкобуржуазный  демократизм и либерализм; поэтому  в большинстве доминирующих идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 года, они выступали оппозиционерами  и критиками царского режима. В  рамках этой общей ориентации выделялись отдельные направления. Одни авторы обращали внимание на негативные черты  западного капитализма (Н. Михайловский и др.). Другие, наоборот, призывали  открыто исходить из ценностей буржуазного  общества и «пойти на выучку капитализму» (П. Струве и др.). «Именно эта, не просто политическая, но оппозиционно-политическая, ангажированность социологии в России составила ее отличительную черту, – пишет Н.Новиков, – по сравнению  с западно-европейской социологией того времени». Но с содержательной стороны между разными национальными вариантами социологии было много общего.

Для становления социологии явно стимулирующим фактором оказалось  усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал население города, создал массу новых профессий, способствовал невиданной ранее мобильности населения, ломке старых культурных стандартов. Совокупность этих изменений вызвала в различных слоях русского общества (особенно у быстро растущей интеллигенции) жадный интерес к социальным проблемам. Кстати, именно Россия подарила миру термин «интеллигенция», и именно в России были выработаны первые теоретические формы самосознания этого общественного слоя.

Уже первые историки русской  социологии, как отечественные, так  и зарубежные (Н. Кареев, О. Лурьев, Ю. Геккер), заметили, что главные теоретические достижения социологической мысли в России были одновременно ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?» Отсюда публицистичность социологической литературы в России XIX века, ее подчеркнутая гуманистическая ориентация. В свою очередь русская реалистическая литература конца XIX в. жадно впитывала социальную проблематику, так что отнюдь не преувеличением звучат слова Г. В. Плеханова: «У художника Горького и у покойного художника Г. Успенского может многому научиться самый ученый социолог».

Изначально распространению  и оформлению социологии в России препятствовали предрассудки некоторых  ученых в отношении новой дисциплины – особенно тех, которые представляли старые университетские разделы  гуманитарной науки: историю, государствоведение и т. д. Только в первое десятилетие XX в. междисциплинарные отношения резко изменились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологические методы стали широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии.

Направления социологической  мысли в России

Социогеографическое направление представлено именами Л. И. Мечникова (1838–1888) и А. П. Щапова (1831–1876). Мечников исследовал зависимость общественного развития от определенных географических условий, важнейшие из которых – наличие водных ресурсов и путей сообщения. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.

Органическую школу представляют Е. В. Де Роберти (1843–1915), А. И. Стронин (1827–1889), П. Ф. Лилиенфельд (1829–1903), Я. А. Новиков (1830–1912). Де Роберти выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества. Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические).

Важнейшее место в социологической  мысли принадлежит социолого-юридическому направлению. Это направление развивали  ученые, работающие в области права  и социологии: Н. М. Коркунов (1853–1904), Л. И. Петражицкий (1867–1931), П. И. Новгородцев (1866–1924), Б. А. Кистяковский (1868–1920), Б. Н. Чичерин (1828–1904). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам.

Марксистская школа в  социологии представлена М. И. Туган-Барановским (1865–1919), А. А. Богдановым (1873–1928), Г. В. Плехановым (1856–1918), В. И. Лениным (1870–1924), отчасти – П. Б. Струве (1870–1944), С. Н. Булгаковым (1871–1944) и Н. А. Бердяевым (1874–1948).

Уникальным явлением в  российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой считаются П. Л. Лавров (1823–1900), Н. К. Михайловский (1842–1904), И. И. Кареев (1850–1931).

Михайловскому принадлежит  идея о свободном выборе «идеала», которая обосновывала возможность  изменить общественное развитие в избранном  передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии, который высшим мерилом общественного прогресса  и исходным пунктом исторического  исследования полагал отдельную  личность. Идеал Михайловского –  развитая личность. Он подвергает критике  социологическую теорию Спенсера, отождествляющую  общество с организмом и низводящую человеческую индивидуальность на степень  простой клеточки социального организма. Михайловский также разрабатывал теорию «героев и толпы», объяснявшую  механизм коллективного действия склонностью  человека к подражанию.

Практически все русские  социологи XIX – начала XX века прямо или косвенно касались проблемы человека, индивида как социального существа. Человеческое сознание и поведение они считали основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривали в качестве одного из основных объектов социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой отечественной социологии в этот период времени.


Информация о работе Классические социологические теории