Классический этап в развитии социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:59, контрольная работа

Описание работы

1. Становление и развитие классической социологии
2. Основные направления и представители классической социологии
3. Социологический метод
4. Идеальные типы социальных действий

Файлы: 1 файл

контрольная социлогия макарчук.docx

— 37.99 Кб (Скачать файл)

1. Становление и развитие  классической социологии

 

Социология как наука  вычленилась из философии, а сам  термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был  введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе "Курс позитивной философии", что и считается  официальным фактом появления этой науки[1]. Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.

На структуру новой  нарождавшейся науки сильное  влияние оказали бурно развивающиеся  естественные науки: физика, биология, химия. В те времена не существовало иных научных методов, кроме естественнонаучных, таких, как наблюдение, изучение косвенных  свидетельств, эксперимент, сравнение. Поэтому, по аналогии с разделами  физики, О.Конт разделил социологию на "социальную статику" и "социальную динамику". Первая была ориентирована  на изучение частей общества (семьи, государства, религии ит.д.); вторая - на осмысление проблем социального развития и  изменения общества.

Большое влияние в XIX в. на социологическую мысль оказала  эволюционная теория Ч.Дарвина, породив  эволюционизм - направление общественной мысли на основе представления о  единстве законов истории, природы  и человека. Эту теорию, наряду с  натурализмом (органицизмом), иногда ещё  называют "теорией одного фактора". Сюда относятся концепции ("школы  одного фактора"), которые выдвигают  на первый план природные факторы  или образцы определённой естественной науки в качестве движущих сил  социального развития, по аналогии с природным и историческим развитием. Представители этих направлений  Л. Гумплович, Г. Спенсер и др., сводили  закономерности эволюции человеческого  общества к закономерностям биологической  эволюции и выдвигали принципы естественного  отбора, борьбы за существование и  выживание наиболее приспособленных  в качестве определяющих факторов общественной жизни

В конце XIX в. усилилось влияние  психологической тенденции в  социологии, имеющей следующие самостоятельные  направления: "психология народов", тесно связанное с этнографией; "групповая психология"; "интеракционизм" (от лат. interaction - взаимодействие), считающее  первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие. Результатом поисков явилось  появление социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Из её наиболее ярких представителей нужно отметить Гюстава Лебона (1841-1931) и Габриэля Тарда (1843-1904).

Если сторонники рационализма признавали естественные права человека и право народа на собственное  разумное установление своего общественного  устройства, то приверженцы историзма, напротив, подчёркивали важность традиционных основ человеческого общежития. Попытку соединить эти методы произвёл немецкий социолог Фердинанд  Теннис (1885-1936).

К классическому периоду  развития социологии относятся также  такие направления, как социальный механицизм, сторонники которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и др.) пытались объяснить  общественную жизнь и поведение  человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках; географическое направление в социологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, ф. Ратцель и  др.), отстаивающее решающую роль географической среды в истории общества; психологическое  направление (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), представители  которого стремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к объяснению всех общественных явлений  и процессов в психических особенностях поведения индивида или общности[2].

Для классической социологии характерны соперничество научных  школ, борьба и плюрализм мнений. В частности, Вебер негативно  относился к функционализму Дюркгейма. В то же время он отрицал и марксизм. Другая характеристика этого времени - секуляризация религии. Если Конт и Сен-Симон саму социологию считали  новой религией человечества, то Дюркгейм и Вебер анализировали религию  как самостоятельный социальный феномен, положив начало социологии религии как научному направлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления и представители классической социологии 

2.1 Натурализм: Герберт  Спенсер

Виднейшим представителем натурализма  в социологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который  в созданной им системе синтетической  философии пытался объединить все  теоретические науки того времени. Его взгляды основывались на аналогии между биологическим и социальным организмами. Эволюция, по Спенсеру, - это  интеграция материи, когда из бессвязной однородности возникает социальное целое (общество), но при этом целое  не может и не должно поглощать  отдельную личность. Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ, и даже против любого вмешательства  государства в общественную жизнь. Он полагал, что забота о сиротах, больных, нищих и обездоленных противоречит теории естественного отбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабый уступает ему жизненное  пространство. Своим анализом понятий  общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных  систем и органов общественной жизни  Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также основы методики структурно-функционального  анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Позитивизм: Огюст  Конт

 

Основоположником социологии считается французский философ  О. Конт (1798 - 1857 гг.). Именно он начал  употреблять название «социология» (лат. societas - общество и греч. logos - учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением термина  «социология». Основные труды: «Курс  позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат  об основах религии человечества». Основная идея Конта - отделение «науки»  от «метафизики» и теологии[3].

В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и  строй общества и законы человеческого  существования, а вторая означает изменение  как таковое и его законы. Для  выяснения и понимания деталей  социальной статики и динамики применяется  метод наблюдения, опыта и сравнения.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в  развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную.

На первой стадии человек  понимает природные явления как  результат действия сверхъестественных сил. На второй стадии все явления  объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, сил. На третьей  стадии человек занимается наблюдением  природных явлений и поисками закономерностей между ними. На этой стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.

Трём указанным выше ступеням умственного развития человечества соответствуют три стадии исторического  прогресса. Первая - теологическая (древность  и до XIII в.). Вторая - метафизическая - охватывает XIV – XVIII вв. На третьей, высшей - позитивной стадии, начавшейся в XIX в. наступает расцвет промышленности, науки. На место старой традиционной религии приходит позитивизм как  «религия человечества».

Таким образом, О. Конт впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и  возможность познания законов его  развития; определил социологию как  особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.

 

 

 

 

2.3 Исторический материализм:  Карл Маркс

 

Выдающимся социологом XIX века являлся К. Маркс (1818 – 1883 гг.). Его  мысль оказала глубокое влияние  на развитие социологии. Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимость  проектов не только для изучения общества, но и для его изменения.

По теории Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причём экономический базис  оказывает первичное влияние  на формирование и развитие социальных структур, и определяет духовную жизнь  общества.

Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Человечество в своём развитии проходит определённые этапы. Эти этапы  были им названы «общественно-экономические  формации». Основу общественно-экономической  формации составляет способ производства, характеризуемый определённым уровнем  развития производительных сил и  соответствующим этому уровню и  характер производственных отношений. Главные производственные отношения  – это отношения собственности. Совокупность производственных отношений  образует базис общества, над которым  надстраиваются политические, правовые и т.п. системы, которым соответствуют  определённые формы общественного  сознания: мораль, религия, искусство  и т.п.

К. Маркс выделил пять основных стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая  и коммунистическая (социализм –  первая фаза коммунистической формации). Движущей силой замены одной формации другой выступал классовый конфликт, порождаемый постоянным развитием  производительных сил. В каждом способе  производства производственные отношения  поддерживались господствующим классом, т.к. были лучше приспособлены к  производительным силам на их уровне развития в пределах данного способа. В рамках любого способа, однако, производительные силы развивались путём проявления новых, вызывающих новые классовые  формирования, классовый конфликт и  революцию. Конфликт возникал потому, что производственные отношения, поддерживаемые господствующим классом, имели тенденцию  свергнуть старую систему и заменить её новой.

Наследие К. Маркса вызвало  множество возражений и резкую критику, но несмотря ни на что, марксистская традиция сохраняет мощное влияние на социологию и социальную науку в целом.

 

 

 

 

2.4 Социологизм: Эмиль  Дюркгейм

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический  предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Наиболее значительные труды Э. Дюркгейма: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и т.д. Им разработаны методология  и методы социологических исследований, которые позволили подвести под  социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладном характере. Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон  о трёх стадиях интеллектуального  и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности  в научном объяснении и замену вопроса "почему" на вопрос "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. К ключевым понятиям Дюркгейма  относится понятие социального  факта. В 1894 году он сформулировал свой основной постулат: «первое и основное правило состоит в том, что  социальные факты нужно рассматривать  как вещи». Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в  их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. По мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их институтами.

Интересны замечания Дюркгейма  по поводу некоторых частных явлений  и феноменов, например, такого, как  самоубийство. Он доказывал, что самоубийство становится скорее социальным, чем  чисто индивидуальным явлением. Дюркгейм определил четыре основных типа самоубийства: альтруистическое, эгоистическое, аномическое  и фаталистическое. Его труд "Самоубийство" интересен в первую очередь тем, что Дюркгейм проводит различие между  двумя измерениями индивидуального  действия на примере самоубийства: одно измерение представляет собой  противоположность эгоистического и альтруистического самоубийства, другое - противоположность фаталистического и аномического. Сравнительный анализ четырех типов самоубийства в  разных культурах (в частности, католической и протестантской) позволяет Дюркгейму  с достаточной эмпирической достоверностью характеризовать тип общества. Так, аномия предстает в качестве характеристики скорее индустриально развитого, нежели традиционного социума.

Также Э. Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения  людей в моменты общественной дезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием  социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином "аномия" (безнормативность). Аномия свидетельствует, что общество перестало  быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, не способными понять, что есть "хорошо", а что есть "плохо". Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Дюркгейма  стало основой многих современных  социологических теорий и структурно-функционального  анализа. Всё это выразилось у  Дюркгейма в понятии "социологизм". Центральной же социологической  идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где  источником социальной солидарности выступает  разделение труда, обусловливая поведение  индивида принадлежностью его к  одному из двух типов общества - традиционному  или современному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 «Понимающая социология»:  Макс Вебер

 

Макс Вебер (1864 – 1920) –  немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно  смело назвать Леонардо да Винчи  социологии. Его базисные теории сегодня  составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.

Информация о работе Классический этап в развитии социологии