Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:59, контрольная работа
1. Становление и развитие классической социологии
2. Основные направления и представители классической социологии
3. Социологический метод
4. Идеальные типы социальных действий
Социология как наука вычленилась из философии, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки[1]. Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.
На структуру новой
нарождавшейся науки сильное
влияние оказали бурно
Большое влияние в XIX в. на
социологическую мысль оказала
эволюционная теория Ч.Дарвина, породив
эволюционизм - направление общественной
мысли на основе представления о
единстве законов истории, природы
и человека. Эту теорию, наряду с
натурализмом (органицизмом), иногда ещё
называют "теорией одного фактора".
Сюда относятся концепции ("школы
одного фактора"), которые выдвигают
на первый план природные факторы
или образцы определённой естественной
науки в качестве движущих сил
социального развития, по аналогии
с природным и историческим развитием.
Представители этих направлений
Л. Гумплович, Г. Спенсер и др., сводили
закономерности эволюции человеческого
общества к закономерностям
В конце XIX в. усилилось влияние
психологической тенденции в
социологии, имеющей следующие
Если сторонники рационализма признавали естественные права человека и право народа на собственное разумное установление своего общественного устройства, то приверженцы историзма, напротив, подчёркивали важность традиционных основ человеческого общежития. Попытку соединить эти методы произвёл немецкий социолог Фердинанд Теннис (1885-1936).
К классическому периоду развития социологии относятся также такие направления, как социальный механицизм, сторонники которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и др.) пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках; географическое направление в социологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, ф. Ратцель и др.), отстаивающее решающую роль географической среды в истории общества; психологическое направление (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), представители которого стремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических особенностях поведения индивида или общности[2].
Для классической социологии характерны соперничество научных школ, борьба и плюрализм мнений. В частности, Вебер негативно относился к функционализму Дюркгейма. В то же время он отрицал и марксизм. Другая характеристика этого времени - секуляризация религии. Если Конт и Сен-Симон саму социологию считали новой религией человечества, то Дюркгейм и Вебер анализировали религию как самостоятельный социальный феномен, положив начало социологии религии как научному направлению.
Виднейшим представителем натурализма
в социологии был английский учёный
Герберт Спенсер (1820-1903), который
в созданной им системе синтетической
философии пытался объединить все
теоретические науки того времени.
Его взгляды основывались на аналогии
между биологическим и
2.2 Позитивизм: Огюст Конт
Основоположником социологии
считается французский философ
О. Конт (1798 - 1857 гг.). Именно он начал
употреблять название «социология»
(лат. societas - общество и греч. logos - учение).
Однако его вклад в науку не
был ограничен введением
В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и строй общества и законы человеческого существования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения.
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную.
На первой стадии человек
понимает природные явления как
результат действия сверхъестественных
сил. На второй стадии все явления
объясняются как результат
Трём указанным выше ступеням
умственного развития человечества
соответствуют три стадии исторического
прогресса. Первая - теологическая (древность
и до XIII в.). Вторая - метафизическая
- охватывает XIV – XVIII вв. На третьей, высшей
- позитивной стадии, начавшейся в XIX в.
наступает расцвет
Таким образом, О. Конт впервые:
обосновал необходимость
Выдающимся социологом XIX века являлся К. Маркс (1818 – 1883 гг.). Его мысль оказала глубокое влияние на развитие социологии. Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимость проектов не только для изучения общества, но и для его изменения.
По теории Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причём экономический базис оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур, и определяет духовную жизнь общества.
Материалистическое объяснение
истории базируется на формационном
подходе. Человечество в своём развитии
проходит определённые этапы. Эти этапы
были им названы «общественно-
К. Маркс выделил пять основных стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза коммунистической формации). Движущей силой замены одной формации другой выступал классовый конфликт, порождаемый постоянным развитием производительных сил. В каждом способе производства производственные отношения поддерживались господствующим классом, т.к. были лучше приспособлены к производительным силам на их уровне развития в пределах данного способа. В рамках любого способа, однако, производительные силы развивались путём проявления новых, вызывающих новые классовые формирования, классовый конфликт и революцию. Конфликт возникал потому, что производственные отношения, поддерживаемые господствующим классом, имели тенденцию свергнуть старую систему и заменить её новой.
Наследие К. Маркса вызвало множество возражений и резкую критику, но несмотря ни на что, марксистская традиция сохраняет мощное влияние на социологию и социальную науку в целом.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель
французской социологической
Интересны замечания Дюркгейма
по поводу некоторых частных явлений
и феноменов, например, такого, как
самоубийство. Он доказывал, что самоубийство
становится скорее социальным, чем
чисто индивидуальным явлением. Дюркгейм
определил четыре основных типа самоубийства:
альтруистическое, эгоистическое, аномическое
и фаталистическое. Его труд "Самоубийство"
интересен в первую очередь тем,
что Дюркгейм проводит различие между
двумя измерениями
Также Э. Дюркгейм много внимания
уделял изучению форм и видов поведения
людей в моменты общественной
дезорганизации. Состояние общества,
которое характеризуется
Учение об обществе Дюркгейма стало основой многих современных социологических теорий и структурно-функционального анализа. Всё это выразилось у Дюркгейма в понятии "социологизм". Центральной же социологической идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где источником социальной солидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностью его к одному из двух типов общества - традиционному или современному.
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.