Классификация и функционирование организаций. Бюрократия как тип социальной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

Почему же организация служит наиболее эффективным средством в деятельности социальных групп? Сущность ее эффекта состоит в том, что люди, действуя совместно, могут сделать значительно больше, чем действуя поодиночке. Результат совместной деятельности группы индивидов выше, чем сумма результатов их индивидуальных разрозненных усилий. Наиболее известный пример: кавалерийский эскадрон как боевая единица значительно сильнее, чем то же, что и в эскадроне, число отдельных всадников. Такое явление приращения усилий в ходе совместной деятельности называется синергией и является неотъемлемым свойством организаций. Однако для того, чтобы это свойство проявилось в полной мере, организация должна создавать действительно оптимальные условия, обеспечивающие совместные действия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие «социальные организации». Основные черты социальной организации………………………………………………………………………..3
2. Классификация и функционирование организаций. Бюрократия как тип социальной организации………………………………………………………….7
3. Практическое задание………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

соц.содерж..doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Бюрократия в современном, буржуазном виде возникла в Европе в начале ХГХ в. и сразу же стала  означать, что официальные должности, чиновники и управляющие, обладающие специальными знаниями и компетенцией, становятся ключевыми фигурами в управлении. Возникновение бюрократии в обществе с развивающейся фабричной системой, усложнением структуры организованных групп было безусловно явлением прогрессивным. Бюрократия имела доступ ко всем рычагам управления и потому была всесильна и подчинялась только "интересам дела"; она обеспечивала четкость и однозначность потоков информации в организациях. Бюрократ должен быть профессионалом высокого класса, иметь специальное образование, быть компетентным. Идеальный тип бюрократа, его отличительные свойства лучше всего описаны М. Вебером. В соответствии с учением М. Вебера для бюрократии характерны следующие свойства:

1. Личности, входящие в органы управления организации, лично свободны и действуют только в рамках "безличных" обязанностей, существующих в данной организации. "Безличный" здесь означает, что обязанности и обязательства принадлежат должностям и постам, а не индивиду, который может занимать их в определенный момент времени.

2. Ярко выраженная иерархия должностей и позиций. Это означает, что определенная должность будет доминирующей над всеми ниже-стоящими и зависимой по отношению к должностям, находящимся выше ее. При иерархических отношениях индивид, занимающий определенную должность, может принимать решения относительно индивидов, занимающих более низкие должности, и подчиняется решениям лиц, находящихся на более высоких должностях.

3. Ярко выраженная спецификация функций каждой из должностей и позиций. Предполагается компетентность индивидов в каждой должности по узкому кругу проблем.

4. Индивиды нанимаются  и продолжают работу на основе  контракта. 

5. Отбор действующих индивидов производится на основании их квалификации.

6. Людям, занимающим  должности в организациях, выплачивают  зарплату, размер которой зависит  от занимаемого ими уровня в иерархии.

7. Бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждений начальника. - Должность, занимаемая индивидом в организации, рассматривается им как единственное или по крайней мере главное занятие.

8. Деятельность представителей бюрократии основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю.

Определив специфические  свойства бюрократии, М. Вебер разработал таким образом идеальный тип управления организации. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации, Ее характеризует строгая ответственность за каждый участок работы, координация в решении задач, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость.

Однако такое идеальное  положение не существует в действительности, более того, бюрократия первоначально  предназначенная для достижения целей организации, на деле часто  отходит от них и начинает не только работать вхолостую, но и тормозить все прогрессивные процессы. Она доводит формализацию деятельности до абсурда, ограждаясь формальными правилами и нормами от реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание

Люди вступают в формальные организации по ряду причин. Социолог А. Этциони классифицирует организации, опираясь на эти причины и выделяет три основных типа: добровольные, принудительные и утилитарные.

Добровольные – это ассоциации, в которые можно свободно войти и покинуть их (например: добровольные клубы и общества, детские лагеря, политические объединения).

Принудительные – членами их становятся против своей воли (например: психиатрические лечебницы, призыв на службу в вооруженные силы и др.). Здесь их лишают устоявшихся ролей и привычек и формируют новые.

Утилитарные – это организации, создаваемые для выполнения жизненно важных задач повседневной жизни (например: промышленные предприятия, частные фирмы, университеты, агентства, правительственные учреждения).

Членом каких формальных организаций Вы являетесь? Используя типологию организаций А. Этциони, определите, какие из этих организаций являются для вас принудительными, добровольными и утилитарными.

Перечислю формальные организации, членом которых я являюсь:

    • Финансовый университет при Правительстве РФ

Таблица 1

Распределение организаций  по классификации А. Этциони.

Добровольные

Принудительные

Утилитарные

-

-

Университет


 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня социология организаций  – одна из наиболее развитых частных  социологических теорий. В то же время она не является целостной и монолитной дисциплиной – это динамично развивающаяся многомодельная  дисциплина, для представителей которой характерны плюрализм мнений и постоянная полемика.

В соответствии с этим предпринимаемый анализ социологии организаций (как науки) и организации (как объекта ее изучения) ведется с позиций признания допустимости и даже необходимости теоретического и методологического плюрализма и широкого использования положений ситуационной методологии. Под ситуационной методологией мы понимаем такой подход к изучению организаций, в котором отрицается возможность получения однозначного или универсального управленческого подхода, одной универсальной теоретической модели для ответа на вопросы, возникающие относительно природы, способов функционирования и развития организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Социология: учебник для студентов вузов / под ред. В.К. Батурина –   4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
  2. Социология: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  3. Борцов Ю.С. Социология: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011
  4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.; Академический Проект, 2001
  5. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений – М.: Наука, 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Классификация и функционирование организаций. Бюрократия как тип социальной организации