Классификация семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:45, реферат

Описание работы

Семья — это персональная среда жизни и развития человека. Качество данной среды принято определять рядом параметров:
•социально-культурный параметр (зависит от образовательного уровня родителей и статуса семьи);
•социально-экономический параметр (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей);
•технико-гигиенический параметр (зависит от условий проживания, оборудования жилья, особенностей образа жизни семьи);

• демографический параметр (определяется структурой семьи). В классификации семей учитываются также функции

семьи.

Файлы: 1 файл

KLASSIFIKATsIYa_SEMEJ.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

. КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙ

Семья — это персональная среда жизни и развития человека. Качество данной среды принято определять рядом параметров:

  • социально-культурный параметр (зависит от образовательного уровня родителей и статуса семьи);
  • социально-экономический параметр (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей);
  • технико-гигиенический параметр (зависит от условий проживания, оборудования жилья, особенностей образа жизни семьи);

• демографический параметр (определяется структурой семьи). В классификации   семей  учитываются  также  функции

семьи. Педагоги и психологи выделяют следующие ее важнейшие функции:

  • репродуктивная; • познавательно-образователь-
  • воспитательная; ная;
  • бытовая; • культурно-просветительская;
  • духовно-нравственная;    • досуговая;
  • трудовая; • стимулирующая самостоя-
  • охранно-защитная; тельный опыт личности. Предлагаем классификацию семей  по следующим  признакам:

По семейному стажу супругов:

• молодая семья (до 5 лет). Типичными для этой семьи являются бытовые, экономические, психологические проблемы, проблемы в мотивационной готовности, в создании установок на рождение детей;

семья, ожидающая ребенка. Типичными являются проблемы супружеских взаимоотношений, проблема ревности у супруга, проблемы в воспитании будущего ребенка между супругами и с родителями супругов;

  • семья среднего супружеского возраста (до 20 лет). Типичными проблемами являются проблемы в стереотипности во взаимоотношениях супругов, супружеские конфликты и как возможное следствие их — развод;
  • семья старшего супружеского возраста. Типичными в данной семье являются проблемы, связанные с взаимоотношениями с детьми по воспитанию внуков; с разнообразием семейной жизни, организацией досуга.

По количеству детей:

  • бездетная семья, где в течение десяти лет совместного проживания не появился ребенок. Каждая третья семья этой группы распадается по инициативе мужчин;
  • однодетная семья. Таких семей в городах Беларуси свыше 53 %, а в селе — 38—41 %. Из этих семей распадается примерно каждая вторая. Педагогические возможности такой семьи, условия роста, развития ребенка недостаточно благоприятны;
  • семья с двумя детьми. По данным социологических исследований, с рождением второго ребенка стабильность семьи возрастает;
  • многодетная семья — такой статус в Беларуси имеет семья, в которой воспитываются трое и более детей. В этом типе семей разводы крайне редки, и если иногда случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности супруга.

По составу семьи:

• неполная семья — семья, в которой лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате рождения внебрачного ребенка, и в ситуации усыновления одинокой женщиной чужого ребенка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью. Однако отмечаются возможные проблемы в полоролевой идентификации детей;

  • отдельная семья (нуклеарная). Ее образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь складываются наилучшие условия для самовыражения, проявления способностей, личностных качеств каждого из супругов;
  • сложная семья (расширенная) — состоит из представителей нескольких поколений. На сегодняшний день по данным социологических исследований, примерно до 70 % молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают в таких семьях. В такой семье налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с тем, в подобных семьях нередко встает вопрос о разводе, наблюдается вмешательство родителей в жизнь своих детей, опека над ними при естественном стремлении молодежи к самостоятельности;
  • большая семья, состоящая их трех и более супружеских пар (родительская пара и несколько детей со своими семьями). В данном типе семей существует риск возникновения противоречий, конфликтов.

По типу главенства семьи:

  • эгалитарная (равноправная) семья. По данным социологических исследований, подобных семей у нас насчитывается 60—80 % общего числа семей. Более всего они распространены в крупных городах. Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг другом;
  • авторитарная семья, основанная на беспрекословном повиновении одного члена семьи другому. Семьи подобного типа довольно часто конфликтуют. Но среди них встречаются и довольно мирные семьи, когда подчиненного вполне устраивает его роль.

По однородности социального состава семьи:

  • социально однородные семьи. Таких семей у нас, по данным социологических исследований, около 70 % общего числа. В этих семьях муж и жена, их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или служащие. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и их родителями, что характеризует атмосферу в таких семьях как спокойную;
  • социально разнородные семьи. Супруги в этих семьях имеют неодинаковое образование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесь обычно гораздо меньше. Эгалитарные отношения здесь встречаются реже, преобладают авторитарные. В то же время здесь очень высокая степень семейной активности, чаще наблюдается стремление к самообразованию супругов, потому что неодинаковость образовательного уровня стимулирует отстающего.

По качеству отношений в семье:

  • благополучные;
  • устойчивые;
  • проблемные;
  • конфликтные;
  • социально неблагополучные;
  • дезорганизованные.

По типу потребительского поведения в семье:

  • семья с физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят проблемы биологического существования: пища, одежда, быт и т. д.;
  • семья с интеллектуальным уклоном. Эта сем)'Я по материальной обеспеченности может совершенно не отличаться от первого типа семьи, но ее члены гораздо чаще предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо;
  • смешанный тип семьи, где гармонично сочетаются материальные, физиологические потребности с духовными интересами.

По особым условиям семейной жизни:

  • студенческая семья, особенностью которой является отсутствие жилья у молодых супругов, недостаток материальных средств, почти полная материальная зависимость от родителей. В то же время эти семьи отличаются большей сплоченностью, активностью;
  • дистантная семья, в которой брак существует без семьи. Это, например, семьи моряков, спортсменов, артистов. Данная семья в значительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть времени не живут вместе.

Исходя из возможности семьи решать возникающие кризисы, можно выделить следующую классификацию:

а) семья с гибкой системой взаимодействий, в которой члены семьи свободны в проявлении своих чувств и желаний, в которой все возникающие проблемы обсуждаются всеми чле- 
нами семьи, что дает возможность находить новые образцы 
отношений, адекватно изменять семейную структуру;

б) семья, в которой основная масса усилий направлена на 
поддержание согласия и единства перед внешним миром и 
в которой поэтому исключены любые индивидуальные разно- 
гласия, а единство семьи достигается как подчинение воле и 
желаниям одного (главы, лидера и т. п.);

в) семья, в которой взаимодействия хаотичны и основа- 
ны на беспрерывных спорах, ведущих к кризису, и в кото- 
рой прошлый опыт не является ориентиром для поведения 
в будущем.

Классификацию семей в работе социального педагога необходимо учитывать в связи с тем, что в благополучном развитии семьи существуют моменты, которые являются границами между стадиями жизненного цикла и могут иметь критическое значение для развития семьи. Критические значения могут привести или к разрешению кризиса и развитию семьи, или к семейной дезадаптации и последующему ее разрушению.

Особое внимание в работе социального педагога уделяется проблеме неблагополучных семей. Традиционно в рамках работы социально-педагогической и психологической службы общеобразовательных учреждений их можно классифицировать на:

  • семьи «группы риска»;
  • проблемные семьи;
  • семьи, находящиеся в социально опасном положении. К семьям «группы риска» могут быть отнесены семьи с

объективными трудностями: многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места работы, тяжелое материальное положение и др.

К проблемным семьям относят семьи, в которых:

  • имеют место затяжные конфликтные взаимоотношения между детьми и родителями;
  • частые уходы ребенка из дома;
  • оскорбления, унижения, эмоциональное, психическое насилие над ребенком или в целом в семье.

Согласно Закону Республики Беларусь от 31 мая 2003 года № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», к семьям, находящимся в социально опасном положении, относятся семьи, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении. Данный закон определяет понятие «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении». Это лицо в возрасте до восемнадцати лет, находящееся в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое вследствие беспризорности или безнадзорности совершает правонарушения; родители, усыновители, опекуны или попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и/или жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья [19].


Информация о работе Классификация семей