.
КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙ
Семья
— это персональная среда жизни и развития
человека. Качество данной среды принято
определять рядом параметров:
- социально-культурный
параметр (зависит от образовательного
уровня родителей и статуса семьи);
- социально-экономический
параметр (определяется имущественными
характеристиками и занятостью родителей);
- технико-гигиенический
параметр (зависит от условий проживания,
оборудования жилья, особенностей образа
жизни семьи);
• демографический параметр
(определяется структурой семьи). В классификации
семей учитываются также функции
семьи.
Педагоги и психологи выделяют следующие
ее важнейшие функции:
- репродуктивная; • познавательно-образователь-
- воспитательная; ная;
- бытовая; • культурно-просветительская;
- духовно-нравственная;
• досуговая;
- трудовая; • стимулирующая самостоя-
- охранно-защитная; тельный опыт личности.
Предлагаем классификацию семей по
следующим признакам:
По семейному стажу
супругов:
• молодая семья (до 5 лет).
Типичными для этой семьи являются бытовые,
экономические, психологические проблемы,
проблемы в мотивационной готовности,
в создании установок на рождение детей;
семья, ожидающая
ребенка. Типичными являются проблемы
супружеских взаимоотношений, проблема
ревности у супруга, проблемы в воспитании
будущего ребенка между супругами и с
родителями супругов;
- семья
среднего супружеского возраста (до 20
лет). Типичными проблемами являются проблемы
в стереотипности во взаимоотношениях
супругов, супружеские конфликты и как
возможное следствие их — развод;
- семья
старшего супружеского возраста. Типичными
в данной семье являются проблемы, связанные
с взаимоотношениями с детьми по воспитанию
внуков; с разнообразием семейной жизни,
организацией досуга.
По
количеству детей:
- бездетная
семья, где в течение десяти лет совместного
проживания не появился ребенок. Каждая
третья семья этой группы распадается
по инициативе мужчин;
- однодетная
семья. Таких семей в городах Беларуси
свыше 53 %, а в селе — 38—41 %. Из этих семей
распадается примерно каждая вторая. Педагогические
возможности такой семьи, условия роста,
развития ребенка недостаточно благоприятны;
- семья
с двумя детьми. По данным социологических
исследований, с рождением второго ребенка
стабильность семьи возрастает;
- многодетная
семья — такой статус в Беларуси имеет
семья, в которой воспитываются трое и
более детей. В этом типе семей разводы
крайне редки, и если иногда случаются,
то из-за экономической или нравственно-психологической
несостоятельности супруга.
По
составу семьи:
• неполная семья — семья,
в которой лишь один родитель с детьми.
Это происходит или в результате смерти
одного из супругов, или в результате разводов,
но нередко и в результате рождения внебрачного
ребенка, и в ситуации усыновления одинокой
женщиной чужого ребенка. Дети в этих семьях
отличаются большой самостоятельностью,
понятливостью и эмоциональностью. Однако
отмечаются возможные проблемы в полоролевой
идентификации детей;
- отдельная
семья (нуклеарная). Ее образуют супруги
с детьми или без детей, живущие отдельно
от родителей. Они обладают полной самостоятельностью
и потому организуют свою жизнь так, как
им хочется самим. Здесь складываются
наилучшие условия для самовыражения,
проявления способностей, личностных
качеств каждого из супругов;
- сложная
семья (расширенная) — состоит из представителей
нескольких поколений. На сегодняшний
день по данным социологических исследований,
примерно до 70 % молодых супругов в возрасте
до 20 лет проживают в таких семьях. В такой
семье налажен быт, у молодых больше свободного
времени, реже случаются крупные ссоры.
Вместе с тем, в подобных семьях нередко
встает вопрос о разводе, наблюдается
вмешательство родителей в жизнь своих
детей, опека над ними при естественном
стремлении молодежи к самостоятельности;
- большая
семья, состоящая их трех и более супружеских
пар (родительская пара и несколько детей
со своими семьями). В данном типе семей
существует риск возникновения противоречий,
конфликтов.
По
типу главенства семьи:
- эгалитарная
(равноправная) семья. По данным социологических
исследований, подобных семей у нас насчитывается
60—80 % общего числа семей. Более всего
они распространены в крупных городах.
Распределение домашних обязанностей
здесь осуществляется демократично, в
зависимости от того, у кого та или иная
работа получается лучше. Борьбы за власть
не происходит, потому что супруги ориентированы
на интересы семьи и не стремятся командовать
друг другом;
- авторитарная
семья, основанная на беспрекословном
повиновении одного члена семьи другому.
Семьи подобного типа довольно часто конфликтуют.
Но среди них встречаются и довольно мирные
семьи, когда подчиненного вполне устраивает
его роль.
По однородности
социального состава семьи:
- социально
однородные семьи. Таких семей у нас, по
данным социологических исследований,
около 70 % общего числа. В этих семьях муж
и жена, их родители принадлежат к одинаковым
слоям общества: все они рабочие или служащие.
Принадлежность к одному культурно-профессиональному
слою обеспечивает лучшее взаимопонимание
и между супругами, и между ними и их родителями,
что характеризует атмосферу в таких семьях
как спокойную;
- социально
разнородные семьи. Супруги в этих семьях
имеют неодинаковое образование, различные
профессии, общих интересов производственного
плана здесь обычно гораздо меньше. Эгалитарные
отношения здесь встречаются реже, преобладают
авторитарные. В то же время здесь очень
высокая степень семейной активности,
чаще наблюдается стремление к самообразованию
супругов, потому что неодинаковость образовательного
уровня стимулирует отстающего.
По
качеству отношений в семье:
- благополучные;
- устойчивые;
- проблемные;
- конфликтные;
- социально
неблагополучные;
- дезорганизованные.
По
типу потребительского поведения в семье:
- семья
с физическим уклоном, где на первом месте
обычно стоят проблемы биологического
существования: пища, одежда, быт и т. д.;
- семья
с интеллектуальным уклоном. Эта сем)'Я по
материальной обеспеченности может совершенно
не отличаться от первого типа семьи, но
ее члены гораздо чаще предпочитают иметь
хорошую книгу, чем лакомое блюдо;
- смешанный
тип семьи, где гармонично сочетаются
материальные, физиологические потребности
с духовными интересами.
По особым условиям
семейной жизни:
- студенческая
семья, особенностью которой является
отсутствие жилья у молодых супругов,
недостаток материальных средств, почти
полная материальная зависимость от родителей.
В то же время эти семьи отличаются большей
сплоченностью, активностью;
- дистантная
семья, в которой брак существует без семьи.
Это, например, семьи моряков, спортсменов,
артистов. Данная семья в значительной
мере номинальна, поскольку супруги большую
часть времени не живут вместе.
Исходя
из возможности семьи решать возникающие
кризисы, можно выделить следующую классификацию:
а) семья с гибкой системой
взаимодействий, в которой члены семьи
свободны в проявлении своих чувств и
желаний, в которой все возникающие проблемы
обсуждаются всеми чле-
нами семьи, что дает возможность находить
новые образцы
отношений, адекватно изменять семейную
структуру;
б) семья, в которой основная
масса усилий направлена на
поддержание согласия и единства перед
внешним миром и
в которой поэтому исключены любые индивидуальные
разно-
гласия, а единство семьи достигается
как подчинение воле и
желаниям одного (главы, лидера и т. п.);
в) семья, в которой взаимодействия
хаотичны и основа-
ны на беспрерывных спорах, ведущих к кризису,
и в кото-
рой прошлый опыт не является ориентиром
для поведения
в будущем.
Классификацию
семей в работе социального педагога необходимо
учитывать в связи с тем, что в благополучном
развитии семьи существуют моменты, которые
являются границами между стадиями жизненного
цикла и могут иметь критическое значение
для развития семьи. Критические значения
могут привести или к разрешению кризиса
и развитию семьи, или к семейной дезадаптации
и последующему ее разрушению.
Особое
внимание в работе социального педагога
уделяется проблеме неблагополучных семей.
Традиционно в рамках работы социально-педагогической
и психологической службы общеобразовательных
учреждений их можно классифицировать
на:
- семьи
«группы риска»;
- проблемные
семьи;
- семьи,
находящиеся в социально опасном положении.
К семьям «группы риска» могут быть отнесены
семьи с
объективными
трудностями: многодетность, отсутствие
в семье одного из родителей, потеря взрослыми
постоянного места работы, тяжелое материальное
положение и др.
К проблемным
семьям относят семьи, в которых:
- имеют место затяжные
конфликтные взаимоотношения между детьми
и родителями;
- частые
уходы ребенка из дома;
- оскорбления, унижения,
эмоциональное, психическое насилие над
ребенком или в целом в семье.
Согласно
Закону Республики Беларусь от 31 мая 2003
года № 200-3 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
к семьям, находящимся в социально опасном
положении, относятся семьи, несовершеннолетние
члены которой находятся в социально опасном
положении. Данный закон определяет понятие
«несовершеннолетний, находящийся в социально
опасном положении». Это лицо в возрасте
до восемнадцати лет, находящееся в обстановке,
при которой не удовлетворяются его основные
жизненные потребности; которое вследствие
беспризорности или безнадзорности совершает
правонарушения; родители, усыновители,
опекуны или попечители которого ведут
аморальный образ жизни, что оказывает
вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют
своими правами и/или жестоко обращаются
с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют
обязанности по воспитанию и содержанию
ребенка, в связи с чем имеет место опасность
для его жизни или здоровья [19].