Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 11:14, курсовая работа
Социальная работа – сложное, многоаспектное понятие. Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых, общин мигрантов и т.д.).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………………….……5
1.1. Понятие, сущность социальных технологий ..…………………………….5
1.2. Предмет и задачи технологии социальной работы
как учебной дисциплины……………………………………………………….12
ГЛАВА II. ТИПОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ...….16
2.1. Принципы классификации социальных технологий ………………...…..16
2.2.Классификация социальных технологий в социальной работе……..……24
ГЛАВА III. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ……………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39
- общественно-политических;
- духовно-культурных;
- социально-бытовых отношений.
В статистике обычно выделяются отрасли народного хозяйства (сферы): транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др., в соответствии с этими отраслями дифференцируются и социальные технологии:
- технологии управления;
- контроля;
- регулирования хозяйственно-
Довольно широко распространена дифференциация социальных технологий по предмету и объекту, получаемому результату: технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.
По характеру новизны или традиционности различают инновационные и традиционные социальные технологии. Не менее характерно и полезно осмысление различий социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества. Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.
Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.
В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.
Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по основным задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся.
Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления,
персонального менеджмента, социального
моделирования и прогнозирования. Можно
выделить технологии информационно-внедренческие,
обучающие, инновационные, технологии
прошлого опыта.
Информационные социальные технологии
представляют собой оптимизацию самого
информационного процесса, его воспроизводства
и функционирования. Интеллектуальные
социальные технологии направлены на
развитие и стимулирование мыслительной
деятельности людей, развитие их творческих
способностей. Исторические технологии
предполагают осмысление исторического
опыта по законам социальной технологизации,
т.е. технологизацию исторических знаний
как условия политического, экономического,
духовного и социального диагностирования
(опыт реформ).
Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.
В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.
Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: пенсионеры, инвалиды, дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные или многодетные семьи и т.д.
Теоретические работы и практический опыт, накопленный в России и за рубежом, выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными (и другими) группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, но в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.
Один из многих примеров - социальное обслуживание на дому пенсионеров. К надомным услугам, гарантированным государством, относятся:
- организация питания и доставка продуктов на дом;
- помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;
- содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;
- помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);
- помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;
- содействие в организации ритуальных услуг и погребении одиноких умерших.
По субъекту социальной работы (в частности, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю.
Например, можно выделить социальные технологии - "внешние" по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример - создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).
От "внешних" технологий отличаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.). К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов.
Необходимо разграничивать социальные технологии, применяемые в России, и социальные технологии, применяемые за рубежом, в силу разных условий жизни, уровня экономического развития, культурных традиций и других особенностей.
ГЛАВА III. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Появление в нашей стране современных форм социальной работы поставило перед российской социальной теорией и практикой ряд вопросов: «Возможно ли применение опыта стран Запада для строительства системы социальной защиты населения в России?», «Если возможно, то социальную модель какой страны брать как базовую и в каких пределах ее использовать?», «Какие факторы ограничивают возможности применения такого опыта? ». Найти ответы на эти вопросы поможет изучение моделей социальной поддержки населения, действующих в странах развитой рыночной экономики.
В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная работа как профессиональная деятельность (в западном понимании) только начинает развиваться, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь проблемами социальной работы на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт социальной помощи разных стран.
Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использовании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным проблемам. Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой - глобальные социальные программы социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.
Поэтому закономерен интерес к мировому опыту социальной работы, предоставляющему богатый материал для осмысления ключевых проблем социальной сферы и исследования возможностей адаптации разработанных в зарубежной практике социальных технологий к условиям российской действительности.
Поразительно многообразная практика социальной работы в США включает в себя множество видов деятельности, проявляющихся в широком разнообразии ее применения. Данное многообразие и комплексность социальной работы предполагают множество ее определений. Сошлемся здесь на определение, принятое Национальной Ассоциацией Социальных работников (НАСР 1973), профессиональной организацией социальной работы в США [14, С.92]:
Социальную работу в США связывают с профессией, которая служит социальной нравственности народа. Сфера социальной работы постоянно расширяется от года к году, однако, уже сегодня служба социального работника США охватывает разнообразные места - правительственные здравоохранительные организации, школы, центры охраны здоровья, агентства по охране семьи и ребенка, центры психологического здоровья, бизнес и промышленность, центры коррекции и частную практику. Социальные работники обслуживают людей детского и старшего возраста и всех рас, этнических групп, социо-экономических уровней и религий.
Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.
С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования - пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем - пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше.
Кроме общей федеральной программы на уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Система государственного страхования в стране дополняется частными системами страхования, имеющими две формы - коллективную по месту работы и индивидуальную.
Что касается вспомоществования бедным, то оно получило распространение в стране с 60-х годов прошлого века и нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольственной, жилищной и медицинской помощи.
В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных, в дальнейшем переименованный в Германский союз государственного и частного попечительства и объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ - служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению [14, С.107].
Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США - речь идет о патронажном методе,использованном в Веймарской республике в связи с последствиями войны, безработицей, массовым обнищанием населения.
Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.
Однако в настоящее время в ФРГ социальная помощь больше не ограничивается финансовыми услугами нуждающимся. Государство ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи, включения некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее.
К ним относятся: а) самоуправление сферой социального обеспечения; б) обеспечение по старости; в) развитие системы независимой благотворительной помощи.
Социальная работа как деятельность (особенно как непрофессиональная, добровольческая) в России существует уже длительное время. Для российского общества в настоящее время жизненно важно развивать и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических техник и технологий. Социальный работник как субъект специфической деятельности должен владеть немалым арсеналом умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права.
Поэтому для социального работника важно знать опыт социальной работы зарубежных стран и возможность применения его на практике в своей работе.
Информация о работе Классификация технологий социальной работы