К.Марк и социология ХХ столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Учение Маркса представляет собой единое, недифференцированное целое, в котором научные и практические вопросы тесно переплетаются. В отличие от Конта, у которого и стороны приходятся главным образом на разные периоды деятельности, у Маркса они пересекаются постоянно.
Таким образом, объектом исследования социологии является общество.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Марксизм, марксизмы и социология Маркса……………………………….4
2. Идейно-теоретические истоки……………………………………………….7
3. Теория социальных систем…………………………………………………..9
4. Теория социального развития. Социальная революция…………………..12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Контрольная работа (социалогия).doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по Социологии

студента III курса

заочного факультета

специальности «Городской кадастр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Тема: «К.Марк и социология ХХ столетия»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1. Марксизм, марксизмы  и социология Маркса……………………………….4

2. Идейно-теоретические истоки……………………………………………….7

3. Теория социальных систем…………………………………………………..9

4. Теория социального  развития. Социальная революция…………………..12

Заключение……………………………………………………………………...14

Список литературы……………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социология есть наука  об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития, функционирования исторически определенных систем. Ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение).

Таким образом, объектом исследования социологии является общество.

Предметом социологии являются общие и специфические законы, закономерности, тенденции становления, развития, функционирования общества и его отдельных элементов.

Исходя из этого, разными  учеными разрабатывались различные  теории становления, развития, функционирования общества и его отдельных элементов.

Целью данной работы является рассмотрение социологической теорий марксизма ХХ столетия.

Учение Маркса представляет собой единое, недифференцированное целое, в котором научные и  практические вопросы тесно переплетаются. В отличие от Конта, у которого и стороны приходятся главным  образом на разные периоды деятельности, у Маркса они пересекаются постоянно. Маркс несомненно осознавал специфику научного поиска истины и считал себя ученым. Но наука была для него не самоцелью, а прежде всего средством и частью практического революционного преобразования мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Марксизм, марксизмы и социология Маркса

Карл Маркс – политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учения Маркса - идея материалистического понимания истории.

Многие из знавших  Маркса отмечали его гениальность, колоссальную эрудицию, глубину и широту его познаний в самых разных областях, а также чрезвычайную требовательность к себе в научных вопросах. Определить его научную непросто, как непросто отделить его научную деятельность от публицистической и политико-практической. Маркс окончил юридический факультет, диссертацию написал по философии, многие годы посвятил изучению экономики и других наук. Его труды носят междисциплинарный характер. Но к какой бы научной дисциплине или жанру формально ни относилась та или иная его работа, ему было присуще социологическое видение исследуемой проблематики. Идеи, понятия, проблемы, которые он разрабатывал в своих философских, исторических, экономических, публицистических трудах, являются социологическими по сути и составляют вклад в развитие социологии как науки.

Поэтому учение Маркса очень рано стали истолковывать не только как экономическое или политическое, но и социологическое, и такое истолкование сохранилось по сей день. Исследованию социологии Маркса посвящено огромное количество трудов; каждый более или менее серьезный курс истории социологии содержит о ней раздел.

Творчество  Маркса носит в значительной мере незавершенный и многозначный характер. Он не создал произведения, в котором  бы в связном и развернутом  виде представил свою систему взглядов на общество, подобно тому, как это сделал Конт. Его социологические идеи рассеяны в самых разных произведениях. К тому же эти идеи очень часто излагаются не в форме позитивного развертывания, а в форме полемики с теми или иными оппонентами, иногда известными, иногда малоизвестными или безвестными. Некоторые произведения Маркса остались неоконченными и при его жизни были опубликованы лишь частично, другие - вообще увидели свет десятилетия спустя после его смерти.

Все эти обстоятельства имеют два важных следствия. Во-первых, всякая интерпретация взглядов Маркса - это всегда, так или иначе, их реконструкция. Так происходит в какой-то мере с любой масштабной теоретической системой, но с марксовой - особенно. Во-вторых, существует огромное множество самых разнообразных, противоречивых и взаимоисключающих интерпретаций наследия Маркса. Это многообразие усиливается тем, что в процессе своего распространения в качестве политико-идеологической системы марксизм получал истолкование в зависимости от того, на какую социальную, национальную, культурную почву он попадал, в какой среде он функционировал. К настоящему времени в мире существует огромная марксистская и марксологическая литература, по масштабам и стилю напоминающая тексты по теологии и библеистике.

В настоящее времени существует такое множество разнообразных интерпретаций и трактовок в учениях Маркса, иногда весьма причудливых, что правильнее говорить уже не о марксизме, а о марксизмах. Разумеется, каждый из этих марксизмов имеет какое-то отношение к Марксу, но определить степень близости к первоисточнику или истинность интерпретации не всегда возможно. Некоторые интерпретаторы, марксисты или марксологи, заняты поисками , подлинного Маркса. Другие, используя те или иные фрагменты его произведений, исполняют своего рода Маркса, иногда весьма изысканные и утонченные, хотя и вольные. Можно предположить, что если бы Марксу довелось познакомиться и с первыми, и со вторыми интерпретациями, то многие из них вызвали бы у него немалое удивление, и он бы не узнал себя в этих изображениях.

Итак, реконструкция  при истолковании социологии Маркса необходима и неизбежна, учитывая незавершенность  и многозначность его творчества, слияние в нем различных научных дисциплин, а также научных и вненаучных компонентов. Но для того чтобы эта реконструкция могла быть более или менее адекватной, важно постоянно различать и разделять:

1) доктрину Маркса, или марксизм Маркса, с одной  стороны, и марксизм, точнее, марксизмы,  возникшие после Маркса, - с другой;

2) научные и  вненаучные компоненты творчества Маркса;

3) внутри научных  компонентов: социологические и  внесоциологические, относящиеся к  другим социальным наукам;

4) социологию  Маркса и марксистскую социологию, т. е. те социологические теории  и подходы, которые представляют  собой развитие, истолкование и применение его идей.

 Даже для того, чтобы понять взаимовлияние этих сторон, их необходимо различать. Разумеется, осуществлять это различение и разделение далеко не просто, а иногда и невозможно, но стремиться к этому нужно, если мы хотим понять именно социологию Маркса (а не что-то другое) и социологию Маркса (а не кого-то другого).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Идейно-теоретические истоки

Существует  известное представление, идущее от Энгельса и сформулированное В. И. Лениным в статье, о том, что источники учения Маркса в целом - это немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Кроме того, Маркс и Энгельс признавали своими предшественниками английских и французских материалистов XVII-XVIII вв.

В частности, когда речь идет о немецкой классической философии, то следует подчеркнуть влияние  двух ее представителей: Гегеля и Фейербаха. Гегель больше других мыслителей оказал влияние на стиль и метод научного, в том числе социологического мышления Маркса, на его представление об объективных социальных законах, прокладывающих себе дорогу сквозь и через желания и действия отдельных людей, на его идею прогрессивного развития как противоречивого процесса, в котором противоречия разрешаются в диалектическом синтезе, наконец, на его теорию отчуждения. Последнюю Маркс разрабатывал также под воздействием Л.Фейербаха, восприняв его материализм. Впрочем, верный своему полемическому методу, Маркс постоянно полемизировал и с этими философами.

Что касается Канта, то его реальное воздействие на Маркса сомнительно. Фундаментальные проблемы теории познания, поставленные Кантом, были не решены, а обойдены Марксом с помощью материалистического постулата, согласно которому сознание - это просто бытие, в человеческую голову и преобразованное в ней.

Из социалистов, оказавших наибольшее влияние как  на социологические, так и на политико-утопические  взгляды Маркса, следует отметить Сен-Симона. В социологическом аспекте  он оказал важное воздействие на оценку Марксом: 1)роли; 2)значения форм собственности и классов, особенно пролетариата; 3)важности революционных сдвигов. Велико было влияние Сен-Симона и на формирование социалистическо - коммунистического идеала немецкого мыслителя. Это относится, в частности, к таким идеям Сен-Симона, как обязательный производительный труд, государственное планирование промышленного и сельскохозяйственного производства,превращение государства в орудие организации производства, стирание национальных границ и всемирная ассоциация народов в будущем и т. д.

Есть основания  полагать, что влияние Сен-Симона на Маркса было даже более ранним, чем  его знакомство с Гегелем. Влияние  сенсимонистов в Германии было чрезвычайно  велико. В частности, пропагандистом сенсимонизма был друг Маркса (впоследствии так же, как и многие, ставший объектом его полемических атак) Мозес Гесс.

Вообще следует  подчеркнуть, что идеалы Маркса сформировались раньше, чем он сосредоточился на научных  изысканиях. Не наука привела его  к идеалу коммунизма, а наоборот, уже утвердившемуся в его сознании коммунистическому идеалу он стремился найти научное обоснование. Не случайно , в котором выражен коммунистический , был написан еще в 1847-1848 гг., т. е. задолго до главных научных работ Маркса, когда он еще только приступал к изучению того общества, которому пророчил гибель (к экономическим исследованиям он всерьез приступил в начале 50-х годов). Любопытно, что в отличие от Маркса и Энгельса аналогичные символы веры у Сен-Симона (, 1823-1824; , 1825) и у Конта (, 1852) появились в конце их жизни, как итог их научных и ненаучных размышлений.

В последние  годы жизни Маркс обратился к  изучению этнографических исследований первобытных культур, в частности, работ Льюиса Моргана.

Необходимо  отметить и влияние естественных наук на формирование социологии Маркса. Это относится, в частности, к таким наукам, как геология и биология. Геология служила одним из источников марксовых представлений о социальной системе и ее строении (идея формации). Из биологических идей и открытий, оказавших воздействие на социологические воззрения Маркса, следует подчеркнуть значение понятия биологического организма, морфологических представлений в биологии, открытия клетки и создания клеточной теории строения организма. Особенно важным для Маркса было эволюционное учение Дарвина, изложенное в его знаменитом труде (1859). Маркс увидел в нем некий биологический аналог и подтверждение своих социальных теорий, а также стимул для их дальнейшего развития.

3. Теория социальных систем

Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественной формации. Термин первоначально использовался в геологии и в ботанике.

В содержательном отношении  выбор этого термина был не случайным и выражал теоретическую близость марксовой трактовки социальных систем тогдашним представлениям о системах геологических. В самом деле, его понятие общественной формации, содержит в себе указание на присущий этому комплексу многоуровневый характер; тесную взаимосвязь различных уровней; наличие слоев в этом комплексе, унаследованных от прежних эпох; общность признаков, объединяющих весь комплекс, особенно одинаковый возраст. Ведь согласно эволюционистской и прогрессистской точке зрения Маркса (формации - это развития общества, от наименее прогрессивной - к наиболее прогрессивной) определить, к какой формации относится то или иное общество, значит определить его возраст.

Еще одним естественнонаучным источником системной ориентации у Маркса было представление о биологическом организме, но главным теоретико-методологическим прецедентом в данном отношении для него было все же понятие геологической формации.

Общественная  формация, по Марксу, - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. В ее основании лежит способ производства материальных благ, т. е. экономическая подсистема и имеет два способа: производительные силы общества и производственные отношения.

К производительным силам относятся все имеющиеся  в распоряжении общества ресурсы  и средства, обеспечивающие процесс  производства: вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение и т. д. Особенно важное место среди производительных сил развитых формаций Маркс, вслед за Сен-Симоном, отводил промышленности, утверждая, что страна промышленно более развитая показывает стране промышлен-но менее развитой картину ее собственного будущего.

Производственные  отношения, вторая сторона способа  производства, выражается, по Марксу, главным  образом в различных формах собственности  на средства производства.

Важно иметь  в виду, что Маркс часто понимает производство как общий цикл движения производимого блага, куда входят собственно производство, или производство в узком смысле, распределение, обмен и потребление. Каждая фаза этого цикла выполняет важную функцию, без которой в развитых социальных системах процесс производства невозможен. Маркс придает особое значение завершающей фазе этого цикла - потреблению.

Информация о работе К.Марк и социология ХХ столетия