Компетенция и компетентность в социальной экспертизе как основа целеполагания и достижимости её результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 02:53, контрольная работа

Описание работы

Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.
В настоящее время проведение экспертиз и необходимость экспертной деятельности практически не вызывает возражений. Общепризнанно, что одна из важнейших функций науки это экспертная функция. Экспертизы проводятся в различных сферах человеческой деятельности при решении достаточно широкого круга задач.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Компетенция и компетентность в социальной экспертизе как основа целеполагания и достижимости её результатов...................................................5
Заключение..............................................................................................................9
Список использованных источников...................................................................10

Файлы: 1 файл

Социальная экспертиза.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

Компетенция и компетентность в социальной экспертизе как основа целеполагания и достижимости её результатов...................................................5

Заключение..............................................................................................................9

Список использованных источников...................................................................10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

В настоящее время проведение экспертиз и необходимость экспертной деятельности практически не вызывает возражений. Общепризнанно,  что одна из важнейших функций науки это экспертная функция. Экспертизы проводятся в различных сферах человеческой деятельности при решении достаточно широкого круга задач.

Социальная экспертиза является исследованием, проводимым специалистами (экспертами), включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема [2].

Социальная экспертиза по своим объектам и инструментарию – это система различных видов экспертной деятельности. Объединяет их направленность на защиту интересов общества, на предотвращение негативных социальных последствий.

Социальная экспертиза – исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнений специалистов, компетентных в избранной проблеме.

Эксперт – опытный специалист, который отбирается для участия в экспертизе по признаку компетентности в избранной области.

Зона компетентности эксперта – наличие у эксперта знаний в изучаемой области, которые сформировались непосредственно в его практической деятельности – устойчивое, аргументированное мнение [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетенция и компетентность в социальной экспертизе как основа целеполагания и достижимости её результатов

 

Под компетенцией понимается объем полномочий принимающего решения органа - заказчика экспертизы. Заказ экспертизы на основе компетенции означает его строгую ориентацию на тот круг проблемных областей, в отношении которых объем полномочий принимающего решения органа позволяет достигать планируемого результата.

Это не исключает для органов, заказывающих экспертизу, возможность организовывать ее по вопросам, на которые их компетенция не распространяется или в которых она недостаточна. Но в этих случаях надо корректировать целеполагание экспертных работ: информационные, ориентационные, прогнозные, иным образом видоизмененные по цели и ожидаемым результатам (например, предусматривающие инициативную разработку вопроса либо составляющие часть работ, проводимых другими организациями, обладающими должной компетенцией, и т.д.).

Что касается компетентности, то ею признается достаточная готовность принимающего решения органа - заказчика социальной экспертизы - сформулировать задание на такую экспертизу. Заказчик при принятии решения о проведении социальной экспертизы должен:

- определить социальную  проблему, подлежащую экспертизе, в  том числе ее масштаб, носителей, стадии развития и проч., что  не входит в задание, но непременно  предваряет выработку исходных  формулировок;

- указать цели экспертного исследования;

- определить формы представления  результата экспертизы.

Это означает, что на орган, принимающий решения, ни в какой мере не возлагается специальная часть экспертной работы, а к экспертам предъявляются требования дать заключение в форме, понятной неспециалистам [2].

Оценка уровня компетентности эксперта.

Компетентность (Гурвич) – способность эксперта давать info, близкую к истинной.

Классификация критериев компетентности:

1. Азгальдов:

a. Объективность;

b. Контактность;

c. Заинтересованность в экспертизе;

2. Гурвич:

a. Креативность;

b. Эвристичность;

3. Панкова:

a. Информативность;

b. Устойчивость мнений;

c. Владение семантическим  полем проблемы (min – владение  профессиональной лексикой);

d. Квалиметрическая или измерительная компетентность (способность эксперта работать в заданном режиме измерения, взаимодействовать с другими участника группы и т.п.);

4. Орлов:

a. Объективные показатели, связанные с опытом профессиональной  деятельности:

1) Уровень образования;

2) Профиль работы (связь  с предметной областью);

3) Опыт работы по  профилю;

4) Количество и качество  ранее выполненных экспертиз (ранее  сбывшиеся прогнозы);

b. Уровень информированности  экспертов:

1) Информированность по  проблеме;

2) Устойчивость мнений по экспертной задаче;

3) Профессиональная беспристрастность  эксперта;

c. Умение работать в  команде:

1) Коммуникабельность;

2) Способность к совместному  творчеству;

3) Нонконформизм;

Общие требования к оценке – эта процедура не должна быть навязчивой и слишком явной => использование min болезненных методов оценки.

Методы оценки компетентности экспертов:

1) Априорные. Оценка до  начала экспертной деятельности.

a) Документальный. Оценка  уровня компетентности по вторичным  источникам:

    1. Листки по учету кадров;
    2. Публикации;
    3. Индекс цитирования;
    4. Справочники профессиональных сообществ;
    5. Рейтинги и топ-листы профессиональных журналов;
    6. Итоги конкурсов и т.п.

b) Метод самооценки. Паниотто, Азгальдов: этот метод эффективен, т.к. специалист, уверенный в своих знаниях, как правило, имеет высокий уровень самооценки. Орлов, Гурвич, Панкова: самооценка субъективно зависит от текущего момента в профессиональной деятельности:

    1. Насколько вы информативны;
    2. Конкретный вопрос: можете ли вы проранжировать…;

c) Судейский метод. Взаимная оценка экспертами уровня компетентности друг друга (при условии знакомства экспертов). Задаются критерии компетентности или формируется группа наиболее компетентных экспертов, которые должны оценить других.

2) Апостериорные. Во время  экспертной деятельности.

a) Тестовый метод. Позволяет  оценить степень приближенности  знаний эксперта к истинным. Используется  на 1ом этапе, может камуфлироваться  под экспертное задание. Очень  надежный метод, т.к. правильное решение  известно. Обычно тестируется 2 критерия:

  1. Владение профессиональной лексикой;
  2. Уровень информативности по решаемой проблеме (1-ый вопрос не является экспертной проблемой, а служит для оценки компетентности) => Ранжируем список экспертов с разным весом компетентности → после проведенного исследования этот список понадобится для того, чтобы выбрать мнение наиболее компетентных экспертов. В итоге получаем 2 списка:

(1) Список незаменимых  экспертов (встреча с экспертами  на любых условиях).

(2) Заменяемый список  – для подстраховки (более жесткая договоренность, может быть меньшее вознаграждение). Для достижения договоренности необходим специалист [3].

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одно из основных требований для признания результатов экспертизы – это научная обоснованность используемого инструментария и признание его таковым ведущими специалистами в конкретном виде экспертной деятельности, а также обществом и государством. То есть,  используемый понятийный аппарат, методы, правила и процедуры проведения экспертиз в конкретной области должны позволять достигать при их использовании различными субъектами экспертной деятельности повторяемости результата экспертного исследования в похожих условиях (и следовательно появляются возможности проверки). Кроме того, они должны признаваться обществом и государством.

Таким образом, принятие решения о проведении экспертизы - это типичный управленческий акт с присущими ему характеристиками. Применительно к рассматриваемой деятельности центральными становятся вопросы компетенции и компетентности, от которых зависят целеполагание и достижимость результатов социальной экспертизы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 2006.

2. Луков В.А. Социальная  экспертиза. М.: Выш. Шк. 2006.

3. Дятченко Л.Я., Иванов В.Н. и др. Социальные технологии. - М.: ИНФРА-М, 2005.

 

 

 

 

 


Информация о работе Компетенция и компетентность в социальной экспертизе как основа целеполагания и достижимости её результатов