Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:33, доклад
На основе анализа сущности определений государственной службы, принципов её функционирования, автор обосновывает выбор категории «государственная служба» для применения в исследовании взаимодействия государственной гражданской службы и предпринимательства.
КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Мамичева В.Н.
аспирант РАНХиГС
при Президенте Российской Федерации
Ключевые слова: государственная служба, виды государственной службы, принципы функционирования государственной службы, государственная служба как социальный институт, государственные служащие.
Аннотация: На основе анализа сущности определений государственной службы, принципов её функционирования, автор обосновывает выбор категории «государственная служба» для применения в исследовании взаимодействия государственной гражданской службы и предпринимательства
Key words: public service, types of public service, functioning principles of public service, public service as institution, public servant.
Summary: Based on analysis of the essence of the public service definition, the principles of its functioning, the author proves the choice of category «public service» for use in the study of the interaction of the civil service and business
Разработка эффективных механизмов исследования взаимодействия государственной гражданской службы и предпринимательства невозможна без теоретического осмысления сущности построения, организации и функционирования самой государственной службы. В последние годы государственная служба стала объектом исследования ученых различных отраслей научного знания.
В начале 90-х годов был предложен широкий спектр определений государственной службы в зависимости от критериев оценки и используемых методологических подходов. Так, Е.В. Охотский определил, что государственная служба – это «деятельность по выполнению, в пределах полномочий, прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов и традиций по реализации Конституции и законов российского государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов, и результатов служения государству и обществу»1. Г.В. Атаманчук охарактеризовал государственную службу как «практическое профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, утвержденных в государственных органах»2.
Однако в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2001 г., государственную службу предложено квалифицировать как комплексный, публичный, социальный, правовой, организационный институт по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, отдельных государственных органов или полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, учреждаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, и конституционные (уставные) должности субъектов Российской Федерации, учреждаемые конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о государственной службе, сформированное в контексте Концепции реформирования государственной службы определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов субъектов Российской Федерации, а также лиц, замещающих государственные должности, Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственная служба рассматривается как система, где ее элементами выступают виды государственной службы: гражданская, военная, правоохранительная. Государственная гражданская служба, в свою очередь, подразделяется на федеральную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Будучи социальным явлением, система государственной службы строится и функционирует на основе законодательно установленных принципов (требований). Принципы функционирования системы государственной службы и деятельности государственных служащих закреплены в Концепции реформирования системы государственной службы. К таковым относятся:
По своей сути, принципы государственной службы задают теоретическую модель государственной службы как социального явления и сложного социального феномена, имеющего различные грани. Они предметно изучаются как объекты науки, отличающиеся между собой предметными областями.3 В связи с этим государственную службу можно рассматривать как социальный институт с присущими ему составляющими – социальной общностью государственных служащих, нормами, традициями, процессами и отношениями, которые возникают и протекают в результате взаимодействия гражданина, общества и государства. При этом социальный институт рассматривается как относительно локализованное социальное образование, функционирующее на основе относительно устойчивых формальных и неформальных норм и правил, регулирующих соответствующий круг общественных отношений. Важно заметить, что каждый социальный институт характеризуется наличием целесообразной деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой целесообразности, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института.
Государственная служба как социальный институт предметно исследована В.Д. Гражданом, Б.В. Лытовым, К.О. Магомедовым, В.С. Нечипоренко, В.М. Соколовым, Е.П. Тавокиным. Учеными установлено, что взаимодействие государства и общества происходит на институциональном уровне, а государственная служба в этом процессе выступает институтом обеспечения власти государства и удовлетворения потребностей народа в государственном управлении. В этом, по утверждению ученых, заключается ее основная социальная функция. В данном случае социальный механизм проявляется как взаимодействие государственной службы с другими социальными институтами (образование, культура, предпринимательство, муниципальная служба), посредством которого обеспечивается функционирование системы государственной службы.
К тому же государственная служба, являясь правовым институтом, имеет определенные нормативные правовые основы, кадровые процессы и отношения, социальный статус, санкции и другие атрибуты. Таким образом, государственная служба – это важнейший механизм государственного управления, призванный обеспечивать реализацию государством своих обязательств перед обществом. С учетом этого социальный механизм государственного управления призван реализовать конкретные цели, вытекающие из нее задачи и функции. В процессе действия такого механизма должны воспроизводиться социальные отношения и взаимодействия между государственными служащими, гражданами и государственными служащими, государством и государственным служащим. В целом же государственная служба как механизм государственного управления представляет собой социальный механизм государственного управления.
На законодательном уровне государственная служба определена как профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Предметному раскрытию профессионально-деятельностной стороны государственной службы посвящены труды С.В. Дергачева, Б.В. Лытова, И.П. Литвинова, Е.А. Литвинцевой, В.С. Нечипоренко, И.Н. Панина, Б.Т. Пономаренко, А.И. Турчинова и др. Как показано в трудах ученых, состояние социальной среды государственной службы в значительной мере определяет профессиональный уровень кадрового обеспечения функционирования государственных органов власти. Ведь государственные служащие представляют собой социальную группу профессиональных управленцев, от которых зависит эффективная реализация управленческих функций государства. Следует заметить, что они имеют определенную социальную организацию, профессиональную и должностную иерархию, систему установленных в организации ролей и статусов и т. п. При этом государственные служащие могут быть интегрированы в различные институты гражданского общества, являясь его активными социальными субъектами.
Государственные служащие как особая социальная группа, взаимодействуя с другими социальными группами общества, в том числе и с предпринимателями формируют социальный механизм влияния этих отношений, как на государственную службу, так и на предпринимательство.
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ
в VIII Международной научно-практической конференции
«Реформирование
системы государственного
7-8 ноября 2012 г.
(при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), грант 12-13-32500)
Фамилия |
Мамичева |
Имя |
Виктория |
Отчество |
Николаевна |
Адрес: регион, город |
г.Москва |
Место работы |
ОАО «ГалоПолимер» |
Должность |
Менеджер Управления по связям с общественностью и государственными структурами |
Ученая степень |
нет |
Учёное звания |
нет |
Почётные звания |
нет |
Дополнительная информация (по желанию) |
аспирантка РАНХиГС |
Тема доклада |
Концепции государственной службы в исследовании взаимодействия государственной гражданской службы и предпринимательства |
интернет-публикацию своей статьи разрешаю | |
Форма участия (очное/заочное) |
Заочное |
Требуется ли презентационное сопровождение |
|
vmamicheva@gmail.com | |
Контактные телефоны |
+7 903 775 89 36 |
1 Государственная служба: теория и организация: Курс лекций / Под ред. Е.В. Охотского. – Ростов н/Д, 1998. – С. 35.
2 Атаманчук Г.В. Там же. – С. 113.
3 Тавокин Е.П., Турчинов А.И. Основы социологии управления: Учебное пособие. – М., 2008.