Концепция Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:27, доклад

Описание работы

Коллективно-психологические теории возникли в результате стремления рассматривать общест-во как нечто большее, чем просто совокупность индивидов и их взаимосвязь. Хотя в рамке этой теории существуют различные варианты, тем не менее общим для них является представ-ление о существовании надындивидуального сознания, которому присущи свои законы (из тетради: социальная реальность, как и другие виды реальности (биологическая, психологиче-ская), развивается в соответствии с определенными законами, при этом это реальность особого рода, автономная от других и прежде всего от индивидуальной (биопсихической) реальности).

Файлы: 1 файл

cоциология1.docx

— 18.42 Кб (Скачать файл)

Вопрос 2)

Социология Э. Дюркгейма (1858-1917).

Эмиль Дюркгейм - наиболее видный представитель коллективно-психологической  теории.

Коллективно-психологические  теории возникли в результате стремления рассматривать общест-во как нечто большее, чем просто совокупность индивидов и их взаимосвязь. Хотя в рамке этой теории существуют различные варианты, тем не менее общим для них является представ-ление о существовании надындивидуального сознания, которому присущи свои законы (из тетради: социальная реальность, как и другие виды реальности (биологическая, психологиче-ская), развивается в соответствии с определенными законами, при этом это реальность особого рода, автономная от других и прежде всего от индивидуальной (биопсихической) реальности).

Э. Дюркгейм: по его мнению социальные явления нельзя рассматривать как просто индивиду-альные психологические факты. Социальные явления существуют как вещи, особые установления. Индивид находит их в обществе готовыми, и они осуществляют на него такое давление и так, что он должен им подчиняться. Социальное превосходит индивидуальное как целое превосходит часть, и потому общественное сознание представляет собой индивидуаль-ность особого вида. Коллективное сознание отделено от индивидуального, и его составляют коллективные представления, коллективный способ мышления и поведения. Люди же их распо-знают, поскольку они существуют как нечто внешнее, поскольку коллективные представления предшествуют индивиду, существуют независимо от индивидов и становятся обязательными для них.

Дюркгейм подчеркивал  что общество - есть особая область  действительности, имеющая свои особые законы, и что социальные явления  объективны и независимы от сознания индивидов.

7. Немецкая социологическая  школа: М. Вебер (1846-1920).

Макс Вебер - представитель  антипозитивистской теории. Он разделял взгляды некоторых пси-хологов (представителей индивидуально-психологических теорий - псих. теории стремятся общественные явления и их развитие объяснить психическими факторами, действием сознания, т.е. психическими отношениями между индивидами). Макс Вебер - основоположник понимающей социологии. Определяя сущность социального явления, он исходил из индивидуального созна-ния и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида. И, определяя таким образом социальное явление как индивидуальное действие, связанное с поведением другого индивида, М. Вебер считает, что важнейшей задачей социологии является понимание значения мотивов, ведущих к определенному поведению. Поэтому, согласно Веберу, общественные науки должны не только исследовать причинные связи между явлениями, но и понимать эти явления.

Типология социальных действий:

1) целе-рациональный тип;

2) ценностно-рациональный  тип; 

3) аффективный тип; 

4) традиционный (первичный)  тип. 

Средством обобщения многообразия эмпирических данных у Вебера выступает  понятие "идеаль-ный тип" (теоретическая схема, идеально-типичная модель, конструкция).

Вопрос1)

. Социально-теоретические предпосылки  становления социологии. Проект  науки об обществе О. Конта.

 

Как самостоятельная наука об обществе - целостной системе и о развитии его элементов - она сформировалась только к середине XIX века. Указанный  процесс обуславливается рядом  предпосылок:

 

1) быстрое развитие капиталистических  отношений; 

 

2) нарастание и обострение социальной  нестабильности;

 

3) поворот в социальной философии  к практическому и прикладному  изучению общества, основанному  на достижениях конкретных наук.

 

Явственно ощущалась необходимость  социальной науки, которая, в отличие  от абстрактных философских схем, предложила бы новые теоретические  методы и модели обобщения данных о развитии общества, уже собранных  конкретными науками, и на основе этих обобщений дала бы объяснение новым социальным явлениям.

 

Проект науки об обществе Огюста Конта (1798-1857).

 

· Поставил вопрос о необходимости  всестороннего анализа общественных явлений, что призвана сделать новая  наука "социология".

 

· Новая наука об обществе должна быть позитивной или "истинно положительной, досто-верной, полезной". Основные критерии: доказательность, аргументированность и подтверждение фактами.

 

· Установил закон трех стадий развития общества, человечества и человеческого  разума: 1) теологический этап (господство религиозно-мистических и мифических представлений об обществе); 2) метафизический этап (критические тенденции, пересмотр  предыдущих точек зрения); 3) позитивистский этап (позитивное мышление).

· В структуре социологии Конт выделяет социальную статику и социальную динамику. Со-циальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами, изучает явления социального строения. Социальная динамика изучает процессы общественной жизни, имеет дело с законами развития и изменения социума.

Суть позитивистского подхода: социология как наука должна строиться  по образу естественных наук, т.е.:

1) социальные явления следует  рассматривать как явления природные; 

2) методы анализа, разрабатываемые  в естественных науках применимы  в изучении социальных яв-лений (в социальном исследовании);

3) задача социологии состоит  в выработке таких обобщенных, эмпирически обоснованных положений,  которые могли бы стать основой  прогнозирования социальных явлений.

Позитивистская социология разбивается  на ряд школ, учений и направлений.

И все то же, но проще:

"Отцом социологии" считается  Огюст Конт, французский философ  и популяризатор науки. Он решительно  отделили социологию от философии.  Предмет социологии по Конту  - социальная статика (социальные  связи, отношения между людьми) и социальная динамика (развитие  этих связей и отношений). Социологические  знания добываются точно так  же, как получают знания в естественных  науках: при помощи наблюдения, эксперимента, сравнения. Надо собирать, систематизировать  данные и объяснять социальные  явления, надо строить гипотезы  и прове-рять их, превращая в теории. Это и есть научное изучение общества. Не следует заниматься тем, что не поддается общенаучным методам изучения, иначе исследователь впадет в бесплод-ное философствование. Такой научный подход определяют как позитивизм.

5. Социологические воззрения Г.  Спенсера (1820-1903). Герберт Спенсер,  основоположник и наиболее видный  представитель биологического направле-ния, стремился развить социологию как естественную науку. По его мнению, в природе, а значит и в обществе, господствует всеобщий закон эволюции - закон сохранения энергии, ко-торая в своем движении меняет формы. В концепции Спенсера общество трактуется как организм, для которого характерны следующие особенности:

1) социальный организм на протя-жении большей части своей истории растет, развивается, изменяется;

2) по мере роста общества структура  его усложняется; 

3) усложнение структуры сопровождается  дифференциацией функций. 

· Специфика английской социологии заключается в индивидуализме: общество - совокуп-ность индивидов и только понимание природы индивида дает ключ к пониманию социального целого.

· Спенсер проводит различие между  биологическим организмом и обществом: в живом орга-низме элементы существуют ради целого, а в обществе наоборот.

· Спенсер устанавливает закономерность в эволюции общества, а именно: процесс  соци-альных изменений совершается по естественным законам независимо от желания людей.


Информация о работе Концепция Дюркгейма