Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:27, доклад
Коллективно-психологические теории возникли в результате стремления рассматривать общест-во как нечто большее, чем просто совокупность индивидов и их взаимосвязь. Хотя в рамке этой теории существуют различные варианты, тем не менее общим для них является представ-ление о существовании надындивидуального сознания, которому присущи свои законы (из тетради: социальная реальность, как и другие виды реальности (биологическая, психологиче-ская), развивается в соответствии с определенными законами, при этом это реальность особого рода, автономная от других и прежде всего от индивидуальной (биопсихической) реальности).
Вопрос 2)
Социология Э. Дюркгейма (1858-1917).
Эмиль Дюркгейм - наиболее видный
представитель коллективно-
Коллективно-психологические теории возникли в результате стремления рассматривать общест-во как нечто большее, чем просто совокупность индивидов и их взаимосвязь. Хотя в рамке этой теории существуют различные варианты, тем не менее общим для них является представ-ление о существовании надындивидуального сознания, которому присущи свои законы (из тетради: социальная реальность, как и другие виды реальности (биологическая, психологиче-ская), развивается в соответствии с определенными законами, при этом это реальность особого рода, автономная от других и прежде всего от индивидуальной (биопсихической) реальности).
Э. Дюркгейм: по его мнению социальные явления нельзя рассматривать как просто индивиду-альные психологические факты. Социальные явления существуют как вещи, особые установления. Индивид находит их в обществе готовыми, и они осуществляют на него такое давление и так, что он должен им подчиняться. Социальное превосходит индивидуальное как целое превосходит часть, и потому общественное сознание представляет собой индивидуаль-ность особого вида. Коллективное сознание отделено от индивидуального, и его составляют коллективные представления, коллективный способ мышления и поведения. Люди же их распо-знают, поскольку они существуют как нечто внешнее, поскольку коллективные представления предшествуют индивиду, существуют независимо от индивидов и становятся обязательными для них.
Дюркгейм подчеркивал что общество - есть особая область действительности, имеющая свои особые законы, и что социальные явления объективны и независимы от сознания индивидов.
7. Немецкая социологическая школа: М. Вебер (1846-1920).
Макс Вебер - представитель антипозитивистской теории. Он разделял взгляды некоторых пси-хологов (представителей индивидуально-психологических теорий - псих. теории стремятся общественные явления и их развитие объяснить психическими факторами, действием сознания, т.е. психическими отношениями между индивидами). Макс Вебер - основоположник понимающей социологии. Определяя сущность социального явления, он исходил из индивидуального созна-ния и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида. И, определяя таким образом социальное явление как индивидуальное действие, связанное с поведением другого индивида, М. Вебер считает, что важнейшей задачей социологии является понимание значения мотивов, ведущих к определенному поведению. Поэтому, согласно Веберу, общественные науки должны не только исследовать причинные связи между явлениями, но и понимать эти явления.
Типология социальных действий:
1) целе-рациональный тип;
2) ценностно-рациональный тип;
3) аффективный тип;
4) традиционный (первичный) тип.
Средством обобщения многообразия эмпирических данных у Вебера выступает понятие "идеаль-ный тип" (теоретическая схема, идеально-типичная модель, конструкция).
Вопрос1)
. Социально-теоретические
Как самостоятельная наука об обществе - целостной системе и о развитии его элементов - она сформировалась только к середине XIX века. Указанный процесс обуславливается рядом предпосылок:
1) быстрое развитие
2) нарастание и обострение
3) поворот в социальной
Явственно ощущалась необходимость социальной науки, которая, в отличие от абстрактных философских схем, предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества, уже собранных конкретными науками, и на основе этих обобщений дала бы объяснение новым социальным явлениям.
Проект науки об обществе Огюста Конта (1798-1857).
· Поставил вопрос о необходимости
всестороннего анализа
· Новая наука об обществе должна быть позитивной или "истинно положительной, досто-верной, полезной". Основные критерии: доказательность, аргументированность и подтверждение фактами.
· Установил закон трех стадий развития
общества, человечества и человеческого
разума: 1) теологический этап (господство
религиозно-мистических и
· В структуре социологии Конт выделяет социальную статику и социальную динамику. Со-циальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами, изучает явления социального строения. Социальная динамика изучает процессы общественной жизни, имеет дело с законами развития и изменения социума.
Суть позитивистского подхода: социология как наука должна строиться по образу естественных наук, т.е.:
1) социальные явления следует
рассматривать как явления
2) методы анализа,
3) задача социологии состоит
в выработке таких обобщенных,
эмпирически обоснованных
Позитивистская социология разбивается на ряд школ, учений и направлений.
И все то же, но проще:
"Отцом социологии" считается
Огюст Конт, французский философ
и популяризатор науки. Он
5. Социологические воззрения Г.
Спенсера (1820-1903). Герберт Спенсер,
основоположник и наиболее
1) социальный организм на протя-
2) по мере роста общества
3) усложнение структуры
· Специфика английской социологии заключается в индивидуализме: общество - совокуп-ность индивидов и только понимание природы индивида дает ключ к пониманию социального целого.
· Спенсер проводит различие между биологическим организмом и обществом: в живом орга-низме элементы существуют ради целого, а в обществе наоборот.
· Спенсер устанавливает