Концепция гендерной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Сексуальные роли определяют статус мужчин и женщин в обществе. Биологические факторы не определяют судьбу человека – нельзя сказать, что способность к деторождению ограничивает во всех обществах предназначение женщин домашним хозяйством и заботой о домашнем очаге. Цель работы: изучение концепций гендера и дифференциации с точки зрения предмета моей работы. Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
Рассмотреть различные теории гендерного неравенства;
Определить, чем данные теории различаются в аспекте зависимости сексуальных ролей и неравенства;

Файлы: 1 файл

Концепции гендера.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Однако малая часть  исследований в этом направлении  уже существует: Кэтлин Герсон7 изучала, как женщины делают выбор между карьерой и материнством. За последнюю четверть века образ домохозяйки, связываемый с женщиной, начал изменяться. Появилась "недомашняя женщина", бросившая вызов привычной домохозяйке. Традиционный дом с женой-домохозяйкой и мужеи-кормильцем становится уделом меньшинства нынешних британских семей.

Герсон различает четыре пути, по которым может следовать  женщина в своей жизни. Некоторые по-прежнему предпочитают традиционный путь. Они обретают себя в материнстве. Материнство заменяет им карьеру, в нем они находят удовлетворение. Работают они лишь эпизодически, если это вообще случается. Другая часть женщин выбирает промежуточный путь между традиционными ориентациями и хорошо оплачиваемой работой. Они  испытывают возрастающее желание работать, и в то  же время имеют двойственное отношение к материнству. Как правило, эти женщины выходят замуж в ранней молодости. Но затем либо разочаровываются в браке, либо разводятся, и через несколько лет начинают искать работу. Третья группа идет по нетрадиционному пути. Такие женщины с самого начала знают, что они хотят сделать карьеру, поэтому стараются обеспечить себе соответствующие домашние условия. В прежние времена  большинство из них отступили бы  и пожертвовали карьерными амбициями ради семьи и детей. Сегодня  для женщин считается допустимым более решительное мировоззрение, хотя они понимают, что совместить успешную карьеру и семейную жизнь для них гораздо сложнее, чем для мужчин. Четвертый тип представляют женщины, у которых потеряно стремление к работе, дом представляется им раем. В начале трудовой жизни они питали большие надежды, но эти надежды не оправдались. И семья становится утешением. Таким образом, на предпочтения женщин влияет сложный комплекс  различных ориентаций, чувств    и жизненного опыта.

 

 

 

 

         Глава 3. Теории гендерного неравенства.

 

            3.1Теории дифференциации сексуальных ролей

В этом разделе мы рассмотрим теории, по которым неравно распределяются социальные блага между мужчинами и женщинами. Проанализируем четыре теории дифференциации сексуальных ролей.

"Теория функциоализма.  Сторонники этой теории Талкотт  Парсонс и Роберт Бейлс высказали  мысль о позитивной функции дифференциации половых ролей. Согласно их точки зрения, таким путем осуществляется социализация детей и регулирование сексуальных связей. Они считают, что в современной семье супруги должны выполнять две различные роли.

Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром – это главным образом работа по обеспечению семьи деньгами; экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например заботу о детях и улаживание споров.

Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение  обязанностей в семье между супругами? Парсонс и Бейлс считают, что  способность жены к деторождению и  ее уход за детьми определяют ее экспрессивную  роль; муж, который не может выполнять биологические функции, становится инструментальным партнером. В американском обществе инструментальная роль связана с финансовой поддержкой семьи. Поскольку мужа-отца нет дома в рабочее время, женщины стараются принять на себя основную заботу о детях, создавая в доме атмосферу любви и взаимной поддержки.

              Считается, что эта теория  слишком упрощает сложность сексуальных  ролей в наше время. В ней  лишь подтверждается правильность  устаревших систем гендерных  идеалов и гендерных ролей,  которые, как убедительно показала в своем исследовании Маргарет Мид, по своей  сущности вовсе не являются "неизбежными".

              Теория конфликта. Мнение Парсонса  и Бейлса о половых ролях  основывается на убеждении, что  члены семьи должны выполнять  различную работу. Рэндалл Коллинз  высказал противоположную точку  зрения. Он считает, что половое  неравенство обусловлено конфликтом между господствующей (мужчинами) и зависимой  группой (женщинами).

         Согласно Коллинзу, первоначальная  основа господства мужчин над  женщинами состояла в том, что  мужчины, будучи крупнее и сильнее  женщин, насильственно подчиняли   ради получения сексуального удовлетворения. Чтобы узаконить доступ мужчин к женщинам и упрочить свое господство над ними, представители сильного пола  получили право на "сексуальную собственность". Существуют различные способы распоряжения этой собственностью. При устойчивости браков сексуальный доступ мужчин к женщинам связан с распределением земли и богатства между членами семьи и обязательно предполагает обмен этими ресурсами. Например, в примитивном обществе женщину можно было обменять на две коровы. Как считает Коллинз, существует своего рода "сексуальный рынок", на котором мужчины и женщины торгуют между собой, стремясь выбрать для себя наиболее подходящего партнера.

           Основная идея Коллинза состоит  в том, что мера зависимости  женщины от мужчины определяется двумя факторам:

1 . материальной зависимостью;

2 . ценностью женщины  как собственности, подлежащей  обмену.

             Имеет ли женщина богатого  отца, который  обеспечит ей  приданое, или она бедная вдова?  Может ли она рожать детей  или у нее слишком слабое здоровье? В более совершенных обществах женщинам дозволено владеть богатством; им разрешается учиться и работать вне дома, это несколько увеличивает их стоимость при обмене. Вообще, тенденция к возрастанию экономической зависимости женщин от мужчин означает, что сексуальные отношения могут быть в меньшей мере связаны с браком; в период ухаживания между мужчинами и женщинами могут заключаться краткосрочные соглашения, при этом мужчины и женщины могут извлекать выгоду благодаря своему очарованию или умению развлечь партнера;  в обмен они получают сексуальное удовлетворение. Женщины, располагающие  собственными материальными средствами, могут претендовать на выбор наиболее привлекательного партнера.

Неомарксистские теории. Некоторые теоретики неомарксизма разделяют точку зрения Коллинза, что основные отношения между полами связаны с господством мужчин и подчинением женщин. Но, по их мнению, корни этого неравенства -  в самой структуре капитализма, исключающей свободу сексуального выбора. Хартманн рассматривает сложные связи между капитализмом, патриархатом, в понимании господства мужчин над женщинами, принявшего форму твердой социальной системы, и экономической структурой. Он рассуждает следующим образом: предоставляя женщин более низкий заработок, чем мужчинам, общество поддерживает господство мужчин. Когда женщинам платят меньше за одну и ту же работу, им трудно платить "свою часть" за угощение при встречах с мужчинами или пригласить их куда-нибудь вместе развлечься. Низ кий заработок побуждает женщин выходить замуж. Каждому хочется получить от жизни больше благ, и если женщина не в состоянии сама  обеспечить   для себя подходящий образ жизни, по логике вещей ей следует найти мужа, который сможет это сделать. Замужние женщины  работают на своих мужей, выполняя обязанности по дому. Услуги "рядовой домашней хозяйки"  - уборка, приготовление еды, топка печи, забота о детях, стирка, посещение магазинов, прием гостей, шитье, мытье посуды и прочее – стоили бы много тысяч долларов на рынке труда. Женам-домохозяйкам не платят непосредственно за их труд; в значительной мере напоминая рабов в период до гражданской войны, они получали за свою работу пищу, одежду и кров, хотя удел большинства жен в материальном отношении лучше, чем положение рабов. Домашние обязанности ставят женщин в невыгодные  условия на рынке труда. Несмотря на использование устройств, облегчающих домашнюю работу, поддержание порядка в доме требует исключительно много времени. Поэтому многие женщины  не стремятся работать на полную ставку.

В аналогичной теории, предложенной Бэрроном и Норрисом, утверждается, что подчинение женщин является способом достижения гибкости рынка в условиях капитализма. Они разделяют рынок труда на первичный и вторичный секторы. К первичному сектору относятся сравнительно высокооплачиваемые и стабильные должности; вторичный сектор включает сравнительно низкооплачиваемую работу, отличающуюся повышенной текучестью кадров. Низкооплачиваемую работу, например медицинских сестер, секретарей и парикмахеров, выполняют главным образом женщины; они составляют меньшинство на должностях, входящих в первичный сектор, например руководителя объединения, сенатора или владельца предприятия.

Бэррон и Норрис утверждают, что существуют три основные причины, по которым капиталисты имеют  возможность использовать женщин таким образом. Во-первых, женщины – менее надежные работники, ведь они всегда могут "уволиться" по семейным обстоятельствам. Хотя это кажется мифом, но обследования свидетельствуют о том, что большинство женщин вынуждены работать ради поддержания финансовой платежеспособности семьи; эта тенденция сохраняется, несмотря на статистику. Во-вторых, женщины меньше дорожат работой; помимо этого, они постоянно уходят с работы по причине беременности. В-третьих, женщины, выполняющие низкооплачиваемую работу в канцеляриях или сфере обслуживания, лишены организаторских способностей мужчин. Женщины обычно не добивались особого успеха в деле формирования новых коллективных организаций.

Психоаналитическая теория. В данной работе уже упоминалась точка зрения Чодоровой, что гендерные различия   могут быть результатом тех образцов идентификации. Которые были усвоены в детстве. Чодорова подробно изложила свою позицию, утверждая, что такой подход в большей мере соответствует действительности, чем  объяснения, основанные на половых различиях или анализе образцов сознательной социализации. Она начинает свое рассуждение, подчеркивая тот факт. Что женщины обычно берут на себя основную заботу о ребенке в младенчестве, а, в дальнейшем оказывают главное влияние на социализацию девочек. В детстве и   мальчики, и девочки в большей или в меньшей степени отождествляют себя только со своими мамами, что происходит в результате бессознательных процессов. Однако мальчики в большей степени испытывают трудности, связанные с формированием мужск5ого самосознания отдельно от  своих матерей; первичное отождествление девочек с мамами почти не нарушается в течение всего детства и даже жизни.

Мальчики испытывают сложные проблемы в процессе приспособления к жизни, поскольку нарушается их первичное отождествление с матерью, но и девочки сталкиваются с собственными проблемами в ходе усвоения сексуальных ролей. Чодорова называет опыт, приобретаемый девочками в школе "псевдовоспитанием". Хотя во многих отношениях с девочками обращаются так же, как и с мальчиками, существует некая скрытая тенденция, которую усваивают девочки: несмотря на  то,     что хорошие отметки и занятия спортом у девочек поощряются, подразумевается, что эти достижения не должны мешать им быть "женственными" и в будущем стать женами и матерями"8.

Необходимо проанализировать данные теории: каждая из них имеет  определенные достоинства, но ни одна не дает исчерпывающего объяснения всех видов дифференциации сексуальных  ролей. Наверное, для социологов, исследующих  проблему соотношения сексуальных ролей и неравенства, было бы целесообразно определить типы обществ и ситуаций, которые наилучшим образом объясняет каждая из этих теорий, а затем уже выделить факторы, способствующие формированию системы ценностей каждого общества.      

 

    

                 3.2 Проблема гендера и стратификации в России

. По  мнению Т.Гурко: "Анализ специфики  российских условий, в которых  развиваются гендерные отношения  состоит, не в поиске некоего  своеобразного пути развития  социополовых отношений - это невозможно в той же мере, как и отклонение от общецивилизационного пути развития. Речь идет лишь о своебразии настоящего периода. В российских условиях в ближайшей исторической перспективе невозможно в глобальном масштабе повторить нечто близкое к унификации половых различий - этот эксперимент, проводимый в тяжелейших условиях страны 'лагерного социализма', еще очень жив в памяти поколений и ассоциируется со всем негативным опытом советского этапа вообще усилия. В постсоветской ситуации 'феминистское сознание невозможно как реакция на "мачизм" и "мужской шовинизм"... Не борьба с избытком мужского начала и его доминированием в культуре, а, скорее, восстановление мужского через культивирование отчетливо женского могло бы стать его наиболее насущной целью. Также существует евразийская черта России не столько по географическому положению, 'сколько по смешению культур народов, ее населяющих... Женщины здесь, как правило, берут принятие решений на себя, но далеко не всегда заседают в президиуме, исполняя скорее роль "серого кардинала". В работах, посвященных занятости и социальной политике, подчеркивается также специфика социально-экономических условий. Современное российское общество является одновременно и аграрным, и индустриальным, и постиндустриальным, что сказывается на всех сферах социальной жизни. Для того чтобы сами женщины стремились работать вне дома, не, исключительно, по, причине, нищеты, и, безысходности, необходимо, создание, не, только, сферы, общественных, услуг, но, и, достойных, рабочих, мест, т.е. тех, условий, которые способствовали бы прогрессу женской эмансипации и профессиональной самореализации. В многонациональной России крайне важно учитывать этнокультурную специфику. Как скажется возрождение прежних традиций в новых условиях на развитии личности женщины и социальном равенстве? Будет ли возвращение к этим традициям лишь временным, понимаемым как регресс в современной западной терминологии, или стабильным этапом, предполагающим качественно иную социополовую структуру?

Информация о работе Концепция гендерной социологии