Концепция идеологии Грамши

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 11:39, реферат

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что идеология имеет прямое отношение к общественному сознанию, влияет на него, а следовательно влияет на жизнь каждого человека. Идеология — ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения. Такие как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, солидарность. Оценка социальной реальности, что означает ее соотнесение с политическими потребностями и интересами, идеалами и принципами, —важнейшая функция идеологии.

Файлы: 1 файл

СМК.Контрольная работа.Родичева.docx

— 66.38 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова»

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

 

Контрольная работа

КОНЦЕПЦИЯ ИДЕОЛОГИИ А.ГРАМШИ

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 31 3 курса ЮФ

Родичева Ольга Вячеславовна

Проверил:

доцент кафедры политологии и социологии,

кандидат философских наук

Мухин Николай Акимович

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

 

Под идеологией обычно понимают систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ. Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.).

К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Они имеют давние исторические традиции и сейчас это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрения оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру.

Актуальность темы заключается в том, что идеология имеет прямое отношение к общественному сознанию, влияет на него, а следовательно влияет на жизнь каждого человека. Идеология — ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения. Такие как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, солидарность. Оценка социальной реальности, что означает ее соотнесение с политическими потребностями и интересами, идеалами и принципами, —важнейшая функция идеологии.

Целью данной работы является раскрытие понятия идеологии, а также изучение концепций идеологии А.Грамши.

 

 

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

во-первых раскрыть понятие идеология;

во-вторых рассмотреть основные функции и виды идеологий;

в-третьих изучить идеологические  взгляды А.Грамши;

При написании реферата, я использовала научную, учебно-методическую литературу, материалы, полученные из интернета и СМИ.

 

 

 

АННОТАЦИЯ

В контрольной работе на тему «Концепция идеологии А.Грамши»  раскрываются смысловые аспекты понятия «идеология», рассматривается Один из ключевых разделов труда А.Грамши1 - учение о гегемонии. Согласно А.Грамши, власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на согласии. Механизм власти - не только принуждение, но и убеждение. Овладение собственностью как экономическая основа власти недостаточно - господство собственников тем самым автоматически не гарантируется и стабильная власть не обеспечивается. Таким образом, государство, какой бы класс ни был господствующим, стоит на двух китах - силе и согласии. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, А.Грамши называет гегемонией. 

ГИПОТЕЗА

Идеология – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов определенных классов, направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений. В сфере идеологии формируются системы ценностей различных общественных классов. А. Грамши видит идеологию как средство символической гегемонии господствующего класса. Символическая гегемония сопряжена с меньшими экономическими издержками, чем удержание власти с помощью прямого насилия, а потому идеологическая гегемония предпочтительна для доминирующего класса в качестве орудия удержания власти. В последние годы многими учеными понятие «гегемония» применялось к таким проблемам, как молодежные субкультуры рабочего класса, выпуск телевизионных новостей и развитие  государственного образования, что делает теорию философа актуальной в настоящее время.

 

 

1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  ИДЕОЛОГИИ.

1.1 Понятие и функции идеологии.

Идеология — система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.

Термин «идеология» предложил французский мыслитель XVIII в. Дестют де Траси, назвав так новую науку об идеях2. Основы науки об идеях французский философ изложил в своем труде «Элементы идеологии». Развернутую концепцию идеологии дали К. Маркс и Ф. Энгельс в своей работе «Немецкая идеология3», где использовали этот термин в двойном значении: во-первых, идеалистического миропонимания, в котором идея выполняет роль субстанции мира, во-вторых, типа профессионального социально-политического мышления, когда его субъект не сознает своей обусловленности экономическими классовыми интересами, а в действительности отстаивает именно их. Подобное мышление творит особую реальность, подменяющую в глазах людей подлинную социальную реальность, и тем самым препятствует осознанию ими своих действительных интересов.

В дальнейшем идеология стала предметом активного социологического изучения.

Немецкий социолог К. Мангейм4 рассматривал идеологию как продукт социальной жизни, подчеркивая социальную обусловленность всех без исключения идеологий и обусловленный этим иллюзорный характер их содержания. Он выделял два уровня идеологии — индивидуальный и надындивидуальный (групповой, классовый, национальный и т.д.). Соответственно первый уровень рассматривался как предмет исследования психологии, а второй — социологии.

В. Парето понимает идеологии как «деривации»5, М. Вебер — как «символические формы опосредствования»6, Р. Арон — как своего рода «секулярные религии»7. Некоторые социологи рассматривали идеологию как специфическую идейную конструкцию, связанную с выражением конкретных групповых интересов и лежащую в основе социального действия.

Таким образом, в современной социальной науке идеология понимается как духовное образование, своего рода социальное мировоззрение, дающее ответы на возникающие у человека вопросы относительно социальных отношений, социальной справедливости, исторических перспектив общества, в котором он живет, и т.д.

1.2.Классификация идеологий.

Консерватизм — это идеология, основывающаяся на принципе безукоснительного следования сложившимся в обществе традициям и обычаям. Консерваторы полагают, что любое изменение представляет собой социальное зло и чревато неприятностями и катастрофами. Главная задача правителей и идеологов консервативного толка — во что бы то ни стало сохранить сложившийся исторически вариант общественного устройства.

Либерализм - это идеология, утверждающая приоритет индивидуальной свободы по отношению к существующему обществу с его традициями. Свобода индивида является базисной ценностью либерализма. Индивидуальную свободу ограничивает только свободная воля других индивидов. Либерализм требует освобождения общества и индивидуального сознания от предрассудков и предубеждений, требует открытости всему новому и прогрессивному, базируется на идеях гуманизма, прогресса, демократического правления, общечеловеческого единства независимо от национальности.

Социализм - это идеология, имеющая корни в древней общечеловеческой мечте об обществе, где могут быть реализованы на практике принципы социальной справедливости и равенства людей. В отличие от либерализма здесь равенство понимается не как формальная одинаковость исходных позиций в соревновании, а как реальное и охраняемое государством равенство экономических и социальных возможностей всех членов общества.

Национализм - это апология исключительности и превосходства собственной нации, сопряженная с враждебно-недоверчивым отношением к другим нациям, пренебрежением и агрессивностью по отношению к ним. Сущность националистической идеологии заключается в возведении национальных качеств характера и менталитета в ранг высшей ценности.

Гуманизм - идеология, признающая высшей ценностью человеческую личность, ее свободу, счастье, неограниченное развитие и проявление ее творческих способностей.

Коммунизм - общественная формация, основанная на общественной собственности на средства производства, а также идеология, политическое учение, часть более широкой политической философии социализма.

Фашизм – идеология, опирающаяся на идею расового превосходства и призывающая к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.

 

2.КОНЦЕПЦИИ  ИДЕОЛОГИИ А.ГРАМШИ

2.1 Теория гегемонии А.Грамши

Грамши Антонио (22 января 1891, Атес, Сардиния — 27 апреля 1937, Рим) — итальянский политический деятель, философ-марксист, один из основателей Итальянской коммунистической партии (ИКП). После окончания начальной школы учился в гимназии в Санту Луссурджу, затем — в лицее в Кальяри. Окончив лицей в 1911, поступает на факультет гуманитарных наук Туринского университета. В 1913 он вступает в Итальянскую социалистическую партию и публикует первые статьи. Его жизнь разделяется на три этапа: 1913— 1918 — написание ранних статей; 1919—1926 — активная политическая деятельность (редактор «Ордине нуово», вдохновитель фабрично-заводских советов), 1926—1937 — заключение в фашистском застенке (создание главного труда — «Тюремных тетрадей» в 1929—1935).8

Размышляя о причинах поражения европейской революции9 (в Германии, Венгрии, Италии), мыслитель сделал вывод, что в развитых капиталистических странах буржуазия опирается не только на мощь государственного аппарата, но и на «силу привычки» народа, на его идейную, политическую и моральную подчиненность буржуазии. Так, оккупация итальянскими рабочими предприятий окончилась поражением не потому, что против них была использованы силы полиции и армии, наоборот, тогдашний премьер Италии, дабы не раздражать рабочих, объявил «нейтралитет», а потому что рабочие поверили реформистским лидерам профсоюзов.

Иное положение было в России, где буржуазия из-за своей социальной слабости не имела прочного и глубокого влияния на трудящихся, благодаря чему революционные социалисты смогли организовать атаку на репрессивный государственный аппарат.

Если в России старый строй опирался только на аппарат насилия, на Западе, наряду с армией, полицией, судом, сложилась целая сеть учреждений, воспитывающих трудящихся в духе послушания буржуазии, сложилась система традиций, моральных норм и устоев, которые крепко держат трудящихся в рамках капитализма.

Антонио Грамши обобщил эти факты и явления в понятиях гражданского общества и гегемонии. Он писал: «Можно зафиксировать два крупных надстроечных плана: тот, что можно назвать «гражданским обществом», то есть совокупностью организмов, обычно называемых «частными», и тот, который является «политическим обществом», или государством. Им соответствует функция «гегемонии», которую доминирующая группа осуществляет во всем обществе, и функция «прямого господства», или командования, которая выражается в государстве, в «юридическом» правительстве».10

Суть гегемонии как морального, интеллектуального и политического господства обществом состоит в том, что сознание господствующего класса, его мировоззрение, его идеалы воспринимаются обществом как справедливые, истинные, как всеобщий здравый смысл.

Концепция гегемонии базируется на фундаментальных положениях марксизма. Еще в молодые годы основоположники этого течения пришли к мысли, что рабочий класс, появившись на мировой арене, в своей идеологии выходит за рамки своих корпоративных интересов и смешивает себя со всем человечеством. Они считали, что пролетариат спасет весь мир.

В «Немецкой идеологии» это свойство формулируется как закон революции: «Дело в том, что всякий новый класс, который ставит себя на место класса, господствовавшего до него, уже для достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества», то есть изобразить свои мысли «как единственно разумные, общезначимые» 11.

Развивая эту мысль, мыслитель говорит, что господствующий класс и для удержания своего господства постоянно поддерживает эту иллюзию общей значимости, справедливости своего образа жизни, образа мыслей. Так, буржуазия, ниспровергая феодальный строй, выдвинула лозунг свободы, равенства и братства как общечеловеческие.

Но его концепция обращена не к прошлому, а к будущему. Он пытается исследовать условия руководящей роли рабочего класса в ходе подготовки и осуществления социалистической революции и социалистического строительства. Пример гегемонии рабочего класса в революции философ видит в осуществлении ленинской программы демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Мыслитель считает, что Ленин наметил «доктрину гегемонии»12, противопоставляя концепцию демократической диктатуры теории перманентной революции.13

 

2.2. Гражданское  и политическое общество.

 

Гражданское общество.

Гегемония складывается в гражданском обществе. Что такое гражданское общество? Грамши понимает под ним сеть частных организаций господствующего класса, прямо не включенных в аппарат государственной власти: профессиональные, культурные, общественные, религиозные, благотворительные организации и политические партии, средства массовой информации. Через них господствующий класс насаждает свою идеологию, свое мировоззрение, развивает и укрепляет свое политическое влияние, добивается поддержки своей политики со стороны союзников и подчиненных социальных групп.14 Понятие «гражданское общество» мыслитель применяет, как правило, для обозначения того, как аппараты гегемонии распространяют идеологию господствующего класса. Эта концепция «гражданского общества» тесно связана с концепцией «политического общества».

Информация о работе Концепция идеологии Грамши