Концепция элиты (В. Парето)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 00:28, реферат

Описание работы

Итальянская социология формировалась в лоне политических и юридических наук, а ее классики Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Роберто Михельс основное внимание уделили исследованию политической организации общества. Их взгляды принято относить к «классической школе элит».
Понятие "элита" и его основные синонимы всегда играли важную роль в теориях и концепциях гуманитарных и военно-политических дисциплин и особенно в политических науках.

Содержание работы

Введение. 2
1 Личность Вильфредо Парето. 4
2 Что подразумевается под термином «политическая элита». 9
3 Концепция элиты Вильфредо Парето. 12
3.1 Социалогическая система Парето. 12
3.2 Теория элит. 13
Заключение. 20
Список использованной литературы. 24

Файлы: 1 файл

Концепция элиты (В. Парето) - редактированная версия для печати и сдачи.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

 

 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

студента 4 курса 9201 группы

Петрухина Александра Михайловича

Концепция элиты (В.Парето)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

Доцент

Усачёва Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2011 г.

 

Оглавление

Введение.             

1 Личность Вильфредо Парето.             

2 Что подразумевается под термином «политическая элита».             

3 Концепция элиты Вильфредо Парето.             

3.1 Социалогическая система Парето.             

3.2 Теория элит.             

Заключение.             

Список использованной литературы.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Итальянская социология формировалась в лоне политических и юридических наук, а ее классики Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Роберто Михельс основное внимание уделили исследованию политической организации общества. Их взгляды принято относить к «классической школе элит».
Понятие "элита" и его основные синонимы всегда играли важную роль в теориях и концепциях гуманитарных и военно-политических дисциплин и особенно в политических науках. Обоснование роли политической элиты в жизни российского общества приобретают сегодня особую актуальность. Для России это обусловлено еще и своеобразием переживаемого исторического периода. И одним из путей выхода из кризиса, стабилизации обстановки, подъема России является эффективная деятельность элитных групп, которые определяют стратегию развития общества. При этом важно отметить, что элитные группы необходимо в любой сфере деятельности, будь то наука, политика, армия или управление экономикой.
Становление зарубежной социологии в период 70— 90-х годов XIX в. представляет собой процесс, на который оказали влияние сложность политического развития европейских стран и те кризисные явления, которые нарастали на рубеже веков. Собственно теорию элит и циклов смены господства элит разработал Парето. Сама по себе постановка проблемы, касающейся особой роли верхушки государственного класса, не является заслугой современной западной политологии. Она имеет давнюю традицию, восходящую к Платону, Аристотелю, Макиавелли. Заслуга В.Парето состоит в том, что он пытался вычленить и систематизировать вопросы, связанные с ролью элиты в политическом процессе, сделать их объектом специального исследования.
Значительную трудность в написании данной работы представляет отсутствие изданных на русском языке первоисточников, поэтому автором использовались в основном отрывки из работ Парето, опубликованных в журналах «Социс» и «Диалог», изданных в «Антологии политической мысли», а также работы Р. Арона, А. Гофмана и других, и, уже в меньшей степени, - собственно первоисточники на английском, французском и итальянском языках.
В связи с этим появляется необходимость проанализировать основные пункты теорий Парето с точки зрения собственно политологического исследования, т. е. особенно выделяя в данных работах предложенные концепции властвования, концентрируясь на собственно принципах организации власти и понимания значения этих работ для более комплексного взгляда на политическую систему. При этом следует заметить, что большинство исследователей наследия авторов «классической школы элит» рассматривают их работы в рамках социологии, в лучшем случае - философии политики и политической антропологии, выделяя лишь отдельные стороны концепций названных авторов.
Ввиду того, что Вильфредо Парето в основном известен как экономист и потом уже социолог, и как, следствие, большинство тем, затрагиваемых в их работах касаются в основном политэкономии, философии права и социологии, необходимо вычленить в их концепциях те идеи, которые позволяют им занимать достойное место в истории социально-политических учений.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Личность Вильфредо Парето.

 

Сведения о биографии Парето довольно скудны. Он родился в Париже от брака итальянца и француженки; его отец - inarchese - был приверженцем Мадзини, в результате чего он много лет вынужден был жить в изгнании. Последователи Мадзини были гуманистами-демократами, они верили в прогресс, социальную гармонию и совершенство человека, то есть исповедовали убеждения, от которых Парето решительно отмежевался. Испытывая давление правительства, с одной стороны, и левой оппозиции - с другой, многие из либералов-демократов отказались от иллюзий и попросту вынуждены были научиться жить в условиях монархии. Это внушило Парето отвращение к их трудам, которое пронизывает все его сочинения. В 1858 г. родителям Парето разрешили вернуться в Италию, где он и учился. Парето получил математическое и инженерное образование и в течение ряда лет работал на железных дорогах Италии, когда же они были национализированы, его неприязнь к взглядам отца еще больше возросла. Он едко охарактеризовал правительство как "плутодемократию". Затем Парето поступил на службу в сталелитейный концерн, где он работал в качестве члена правления. Он много путешествовал по Европе и получил основательные познания в области хозяйственной практики. В начале своей карьеры Парето пытался было заняться политической деятельностью, но он потерпел поражение на первых же выборах. Затем он стал свидетелем того, как правительство отвергло все попытки осуществления политики экономического либерализма. Парламентское большинство поддерживалось путем обычной тактики подкупа и проволочек. Сначала Парето нападал на протекционистскую политику, затем - на правительство и, наконец, на ведущих политических деятелей, в отместку ему запретили читать лекции и работать в университетах. Когда он в 1893 г. покинул Италию" обе стороны вздохнули с облегчением.

Интересы Парето были весьма разносторонними, он занимался древней историей, философией, социологией, языками и религией, равно как и математикой и экономикой. Его эрудиция ощущается практически во всех работах, в них чувствуется также страстная приверженность к тому типу экономического либерализма, который впоследствии стал столь характерен для Мизеса и Хайека. Доктрина экономического либерализма была популярна в Италии в 70-х и 80-х годах XIX в. Но заметно было также и влияние немецкой исторической школы, особенно в трудах Маффео Панталеони, который вдохновил на изучение экономической теории как Парето, так и Энрико Бароне. Фактически именно Панталеони рекомендовал Парето Вальрасу, когда последний искал себе преемника. В 1890 г. Парето получил значительное наследство и оставил службу, чтобы заняться любимыми делами. Когда в 1893 г. Вальрас пригласил его занять место на кафедре политической экономии Лозаннского университета, Парето был счастлив уже потому, что он мог расстаться со столь ненавистной ему парламентарной системой. Борьба за объединение страны, которая происходила в 60-х годах XIX в., истощила страну в духовном отношении, и Италия казалась Парето интеллектуальной пустыней. Кроме того, он так и не смог найти места в итальянских университетах, а от политических событий, которые потрясали Италию после 1893 г., он предпочел уклониться.

Вальрас и Парето, однако, никогда не были дружны между собой. Вальрас по темпераменту был буржуазным реформистом, тогда как - Парето был озлобленным аристократом, для которого демократия и коррупция были синонимами. Столь страстное неприятие демократических аспектов движения, возглавлявшегося Мадзини, явно проистекало из его бунта против отцовского авторитета. Проповедников гуманности Парето называл "паразитами", но особенно от него доставалось демагогам и другим, кто извлекал выгоду из демократической формы правления. Он начал интересоваться политической экономией в 1877 г., будучи лектором по курсу экономической логики. Свои взгляды на экономическую политику Парето высказывал в довольно откровенной и резкой форме. Аристократическое прошлое Парето не позволяло ему понять идеалы средних классов. Парето оставался в духовной изоляции и тем не менее, подобно Веблену и Марксу, он был продуктом своего времени, которое он презирал, хотя и относился к своей эпохе совсем иначе. Назначение на должность в Лозанне означало для Парето начало карьеры экономиста-теоретика. Как и Вальрас, Парето один семестр читал курс чистой политической экономии, другой семестр - курс прикладной экономики. Сердечное заболевание вынудило его в 1906 г. выйти в отставку; поселившись в своем имении близ Селиньи на берегу Женевского озера, Парето в течение семнадцати лет был занят разработкой своей социологической системы. Хотя на его социологических и экономических взглядах отразилось то обстоятельство, что он некогда работал инженером, его эмпирические исследования нельзя признать очень удачными. Он так никогда и не освободился от влияния Спенсера, а большая часть фактического материала, имеющегося в его работах, была почерпнута из обширной и разнообразной домашней библиотеки. Сбор и анализ фактов были чужды Парето, поэтому его концепции общественного устройства носят по существу умозрительный характер. Он превратился в "одинокого мыслителя из Селиньи", издали взиравшего на презираемый им мир и высказывавшего об этом мире довольно резкие суждения, скрытые за наукообразной формой. Парето был убежден, что цивилизация находится на последней ступени упадка. Как и Кассандру, никто его не хотел слушать, в конце концов он возомнил себя посторонним свидетелем, способным в равной степени бесстрастно выражать свои суждения о людях и обществе.

Престарелый Парето, отрастивший большую бороду и облаченный в ниспадающую мантию, проводил свои дни на вилле в Селиньи, в окружении не менее двух десятков кошек. Подобно своим подопечным, он был "независим, по-кошачьи злобен и горд", любил строгость и умел "показывать зубы", если ему что-то не нравилось. Прирожденный бунтарь, он приветствовал всех, кто конфликтовал со своими правительствами. Его воображаемые враги были повсюду: это и демократы, и пангерманцы, и женщины, воюющие против алкоголя, и жеманницы, и те из его сограждан, которые пытались замалчивать его сочинения. Так и жил Парето в окружении кошек, разрабатывая свою теорию общественного устройства и пытаясь внедрить в это устройство элементы кошачьего поведения. Жил, как аристократ, полный презрения к тому обществу, которое его породило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Что подразумевается под термином «политическая элита».


Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее", "отборное", "избранное". В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении термин "элита" употребляется в таких словосочетаниях, как "элитное зерно", "элитные лошади", "спортивная элита", "элитные войска", "воровская элита" и т.п. Во втором значении слово "элита" относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия. (Сам термин "аристос" означает "лучший", соответственно, аристократия — "власть лучших".)
Вот какое определение дает энциклопедический словарь «Политология»: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА - понятие, отражающее особую роль верхушки господствующего класса, прежде всего той его части, которая непосредственно осуществляет политическое руководство обществом, стоит у руля государственного управления (11, стр. 288). Постановка этой проблемы имеет давнюю традицию, восходящую к Платону, Макиавелли.
Научное употребление категории "политическая элита" основывается на вполне определенных общих представлениях о месте и роли политики и ее непосредственных носителей в обществе. Теория политической элиты исходит из равноправности и равноценности или даже приоритета полигики по отношению к экономике и социальной структуре общества. Поэтому эта концепция несовместима с идеями экономического и социального детерминизма, представленного, в частности, марксизмом, трактующим политику всего лишь как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики и классовых интересов. Из-за этого, а также вследствие нежелания правящей номенклатурной элиты быть объектом научных исследований, понятие политической элиты в советском обществоведении рассматривалось как псевдонаучное и буржуазно-тенденциозное и в позитивном значении не употреблялось.
Наиболее распространенными подходами к теории политических элит в современной западной политологии является ценностной, объясняющий существование политической элиты неким "превосходством" - интеллектуальным, моральным и т.п. (для Ортеги-и-Гасета это -большее чувство ответственности) и структурно-функциональный, объясняющий существование политической элиты важностью функций управления, детерминирующих особую роль людей, их выполняющих (Келлер). Первый - аксиологический - подход оказывается уязвимым, вырождается в апологетику; норматив - высокие качества политической элиты - противоречит действительности, исследования ее показывают, что это - часто циничные, корыстолюбивые, не брезгающие никакими средствами люди. Второй подход к политической элите - люди, обладающие властными позициями (Этциони, Дай) грешит тавтологичностью (на вопрос: кто обладает властью в обществе его сторонники отвечают: тот, кто возглавляет институты власти), абсолютизацией формальных механизмов власти, уходом от анализа ее социально-классовой природы.
Объектом полемики является вопрос о том, является ли политическая элита. внеклассовой социальной группой, выражающей интерес общества в целом, или же это - верхушка экономически господствующего класса, осуществляющая руководство обществом во имя поддержания социальной системы, которая ставит этот класс в привилегированное положение. Нельзя согласиться с утверждением элитаристов о том, что марксизм всю проблему властно-политических отношений сводит к вопросу о том, какой класс господствует в данной социально-политической системе, элиминируя проблематику элитаризма: объектом марксистского анализа политических систем является и распределение власти внутри господствующего класса. Карл Маркс анализировал роль бюрократии, которая считает себя конечной целью государства и выражает совокупный интерес господствующего класса, причем, этот эгоистический интерес она стремится представить как всеобщий, защищая т. обр. "мнимую всеобщность особого интереса" (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. T.I С.270). По Карлу Манхейму элитная система стоит как бы над системой классов, выполняя необходимые для любого общества функции. Американские политологи Прюит и Стоун пишут: "Элитарные теории находятся в конфликте с марксистской теорией классовой борьбы. Если "Манифест коммунистической партии" провозглашает, что история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов, то кредо элитаристов заключается в том, что история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы элит".
Первоначально в политической науке французский термин "элита" получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Сореля и Парето, хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколь-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX — начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.
В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать н оценивать различные элитарные теории современности. К ним относятся: 1) особые свойства, присущие представителям элиты; 2) взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции; 3) отношения элиты с неэлитой, массой; 4) рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется; 5) роль элиты в обществе, ее функции и влияние.

3 Концепция элиты Вильфредо Парето.

 

3.1 Социалогическая система Парето.

 

Социологическая система Вильфредо Парето строилась на теории нелогического действия. Согласно Парето, большинство тех человеческих действий, из которых слагается история, принадлежат к числу нелогических действий. Каждый индивид поступает определенным образом, потому что обладает психологическими предиспозициями (установками) и испытывает определенного рода чувства. Эти чувства  маскируются при помощи псевдоаргументов, составляющих содержание всех без исключения общественных теорий.

Уязвленный былыми неудачами в политике, Парето писал: «Большинство действий людей происходит не от логического рассуждения, а совершается под влиянием чувства. Это особенно относится к тем действиям, при которых преследуются не экономические цели», прежде всего — к сфере политики. Мотивы политических действий коренятся, на взгляд Парето, в области психологии, а рационализация этих действий, попытка их объяснения и оправдания приходится на то время, когда действие уже свершилось. В результате нелогичное поведение преобразуется в логичное, по крайней мере, внешне.

Логическими действиями Парето считал такие, при которых субъективные соотношения  цели и средства совпадают с объективной реальностью, установленной логически и экспериментально. При нелогических же действиях отсутствует согласование субъективной и объективной реальности. Оно отсутствует, потому что между ними вклиниваются чувства мировоззрения, вера и т.п. Однако люди неохотно признают, что действуют иррационально, а часто они этого просто не понимают. Поэтому они пытаются каким-то образом объяснить, "логизировать" (термин Парето) свои действия. С этой целью люди придумывают самые различные теории и доктрины религиозного, этического, социального или квазинаучного толка. Эти теории, выдуманные склонным к резонерству человечеством, состоят в свою очередь из постоянного элемента - так называемых «остатков» (residuo) и "производных" (дериваций). Остатки, деривации и их отношение к поведению людей представляют собой основные факты и объект изучения социологии. За этим скрывается точка зрения, что не идеи руководят действиями - они лишь иллюзии, - а чувства, и что в случае так называемых идей речь очень часто идет о деривациях, которые служат определенной цели. Например, тому, чтобы убедить народ в необходимости, пользе существующего порядка (старая элита) или перемен (новая элита).

«Нужно быть внимательным, — предупреждает Парето, — и не путать «остатки» ни с чувствами, ни с инстинктами, которым они соответствуют. Остатки - суть проявления этих чувств и инстинктов, как повышение столбика ртути в термометре есть показание повышения температуры». Таким образом, «остатки» — это своего рода энергетический источник социального действия и поведения. «Производные» же являются идеологическим обоснованием или оправданием «остатков». Их главная функция не раскрывать истинный характер связи между мотивами и действиями, а скорее маскировать его, придавать видимость логичного нелогичному, убеждать людей поступать так, как это требуется правящей элите.

Информация о работе Концепция элиты (В. Парето)