Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия. Концепция «идеальных типов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Макс Вебер (1864—1920) — немецкий юрист, историк, экономист, социолог. Он один из основоположников социологического стиля мышления, нашедшего воплощение в «понимающей социологии» и социологической «теории действия». Не без основания считая себя пионером новой науки, Вебер стремился наряду с разработкой материальной социологии экономической, политической и религиозной жизни дать первое систематическое описание гносеологических, методологических и теоретических основ социологии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия. Концепция «идеальных типов». Проблема ценностей………………………...4
Идея рациональности и работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»……………………………………………………………………..8
Чем отличаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии? Аргументируйте…………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14

Файлы: 1 файл

Основные методы селекции вообще и селекции растений в частности.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

По мнению Вебера над миром господствует рационализм. Именно рационализм определяет отношения  человека к природе,  отношения  между людьми,  причем господство рационализма растет, вместе с развитием  техники и науки. М.Вебер  обосновал  рационализм науки и искусства. Это вовсе не значило, что искусство и наука совмещаются.  Истинность, красота, рациональность всегда будут различны, но вопрос ставился о развитии этих ценностей на Западе.

Воплощением рациональности Вебер считает правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых.

М. Вебер предполагал, что есть сферы деятельности и  исторические эпохи, где и когда  целерациональное действия человека выдвигаются  на первый план. Такие сферы деятельности — экономика, управление, право, наука. "Рационализация" и "модернизация" весьма характерны для европейской истории последних столетий. В частности, управление обществом во все большей мере требует расчета, плана, целостного охвата деятельности государства и общества. С этим связана тщательно исследованная М. Вебером тенденция бюрократизации, которую он считает общей для цивилизационного развития всего мира. Бюрократизацию можно и нужно, по Веберу, ввести в рамки правил, подвергнуть контролю, но устранить эту тенденцию в принципе невозможно. Вебер различает два типа государственной власти — традиционное, или харизматическое, и легальное господство. На смену авторитету неограниченной власти в прежних обществах приходит легитимность — иными словами, опора на законы, на рациональные основания действия бюрократии, на расчет и контроль, на гласность в обсуждении всех действий государственной власти. При этом процедуры рациональной, легитимной бюрократии могут быть использованы в разных целях — как во имя сплоченной работы всех членов общества, так и во имя угнетения народа.

Будущее капитализма  Вебер рассматривал пессимистически. Марксистские идеи о социалистическом преобразовании общества он считал реальной угрозой существованию западного капитализма. С позиций национал либерализма Вебер критиковал внешнюю и внутреннюю политику кайзеровской Германии, считая необходимым проведение ряда реформ и замену кайзеровского режима буржуазной парламентарной республикой [2,-].

3.Чем  отличаются подходы М. Вебера  и Э. Дюркгейма к предмету  социологии? Аргументируйте

С точки зрения Макса Вебера социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Он считал предметом социологии, так называемое социальное действие, т.  е.  такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них.  Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы ». «Идеальные типы », по Веберу, не имеют эмпирических  прообразов самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Идеальные типы – это предельное понятие, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Предмет социологии у М.  Вебера субъективируется, «привязывается» к человеку.

Эмиль Дюркгейм пошел по другому пути.  Социология, по его словам, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал, прежде всего, политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Он стремился рассматривать общество как нечто большее, чем просто совокупность индивидов и их взаимосвязь. Социальные явления существуют как вещи, как особые установления. Индивид находит их в обществе готовыми, и они осуществляют на него такое давление и так, что он должен им подчиниться. Социальное, превосходит индивидуальное, как целое превосходит часть, и поэтому общественное сознание представляет индивидуальность нового вида. Коллективное сознание отделено от индивидуального, и его составляют коллективные представления, коллективный способ мышления и поведения. Люди же их распознают, поскольку они существуют как нечто внешнее. Коллективные представления предшествуют индивиду, существуют независимо от индивидов и становятся обязательными для них. Для того чтобы возник социальный факт, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется  из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, ценностей и т.д., которые существуют объективно.

Каждое поколение  индивидов застает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей.  Подход Э.  Дюркгейма к предмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного человека характер.

 

 

Заключение

       Подводя итог, можно сказать, что в теории и методологии науки Вебер выдвигает требования, которые не нашли окончательной разработки в его методологических исследованиях. При реализации этих требований Вебер сталкивается с затруднениями, обнажившими противоречивость методологических основ его социологии.

Таким образом, кратко рассмотрев основные момента творчества М. Вебера, можно подвести некоторые итоги. В чем заключается значение его творчества? Во-первых, ученый создал качественно новую целостную, самодостаточную и непротиворечивую социологическую систему. Во-вторых, в ее построении он использовал качественно новый подход к обществу: не как к природному элементу, идеалистическому институту или результату производственной деятельности, а как к самобытной части мира, развивающейся по своим особенным, уникальным законам. В-третьих, он выдвинул тезис о том, что общество развивается в результате постоянной борьбы и согласия его членов. В четвертых, М. Вебер впервые применил новый социологический метод – концепцию идеального типа – важнейшего инструмента для препарирования социума. В-пятых, заслуживает внимание концепция государственного устройства ученого, в основе которой социологическая категория господства, также детально и убедительно им разработанная. Наконец, написанная М. Вебером работа «Протестантская этика и дух капитализма» до сих пор современна, фундаментальна и энциклопедична, а главное она положило начало новой школы в историческом обществознании.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Вебер М. Избранные произведения // Интернет ресурс http://www.gumer.info (дата обращения – 14.03.11)
  2. Вебер Макс // Большая советская энциклопедия // Интернет ресурс:   http://slovari.yandex.ru (дата обращения – 16.03.11)
  3. Вебер, Макс // Интернет ресурс :  http://ru.wikipedia.org (дата обращения – 14.03.11)
  4. Кравченко А.И. Социология: учеб. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 536 с.
  5. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов,           О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,  1998. – 349 с.
  6. Философское значение идей Макса Вебера // Интернет ресурс: http://filosof.historic.ru  (дата обращения - 15.03.11)
  7. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ МАКСА ВЕБЕРА: // Интернет ресурс: http://www.slovari-online.ru (дата обращения – 16.03.11)

 


Информация о работе Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия. Концепция «идеальных типов»