Концепция прав человека: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:40, доклад

Описание работы

Права личности занимают одно из центральных мест в политической и юридической науках. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это собственно права).

Файлы: 1 файл

Концепция прав человека доклад.docx

— 22.51 Кб (Скачать файл)

Концепция прав человека: история и современность

Права    личности    занимают    одно    из центральных   мест   в   политической   и юридической науках. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют   свободами)   или   получать   определенные   блага (это собственно права).

Современное  понимание  прав  человека  восходит  к идеям естественного права, которые возникли в далекой древности.  Так, еще софисты (Ликофрон, Антифон,  Алкидам)  в   V—IV вв.   до  Р.Х.   утверждали,   что   все  люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой естественные права.   Само же  государство и его   законы  Ликофрон   тракᴛᴏʙал   как  результат   общественного договора.

Идею   договорного   происхождения   государственной власти  и равенства  всех  людей  перед небом   отстаивал в V веке до Р.Х.  китайский философ Мо Цзы. Значительный   вклад   в   концепцию   естественных   прав внес Аристотель.  Он защищает права, присущие человеку от рождения,  и прежде всего его право на частную собственность.  Это право коренится в самой природе    человека   и   основывается    на    его   изначальной любви к самому себе.

Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав человека. Так, он не только признает права гражданина государства,  но и различает естественное и условное,  позитивное право,  а также считает,  что естественное право должно служить образцом для права  условного,  которое,  в свою  очередь,   более изменчиво и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного   права   над   законами   государства   получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе и в концепции правового государства.

Однако в период феодализма воцарилось принципиально иное понимание прав личности. Идея равенства от рождения  естественных   прав   всех   людей  или   хотя   бы правового равенства всех свободных  граждан была  отвергнута и сами права тракᴛᴏʙались как привилегии, дарованные   монархом   подданным.    Каждое   из сословий имело специфические права,  которые сокращались по мере   снижения  по  лестнице  общественной  иерархии. Лишь в  XVII в.   произошло возрождение,  либеральное переосмысление  и  развитие  концепции  естественного права.

 

 

Либерализм о правах человека.

Современное понимание прав человека по существу ведет свое начало от либерализма. Его виднейшие представители: Локк, Гроций, Монтескье, Джефферсон, Смит, Вентам, Милль и другие обосновали понимание фундаментальных прав человека на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению и некоторых других как естественных, неотъемлемых (неотчуждаемых) и священных норм человеческого поведения, существующих независимо от государства и охраняемых им.

При этом естественность прав рассматривается как их присущность человеку от рождения; неотъемлемость — как их имманентность индивиду как живому существу, без наличия которых создается угроза утраты им специфических человеческих качеств, делающих индивида подлинным социальным субъектом, членом общества; священность — как их высочайшее уважение и почитаемость вследствие высшего ценностного статуса или даже божественного происхождения, дарованных человеку Богом.

Политологи различной мировоззренческой ориентации по-разному оценивают конечный источник прав человека. Одни видят его в естественной человеческой природе, конституирующих человеческий род основополагающих ᴨᴏᴛребностях: в поддержании жизни, безопасности, в свободе от насилия и социально неоправданных ограничений, уважении человеческого достоинства и т.д. Другие же возводят наиболее высокие из человеческих прав к душе и Богу. «Свобода человеческой личности, — писал Н. Бердяев, — не может быть дана обществом и не может по своему истоку и признаку зависеть от него — она принадлежит человеку как духовному существу... Неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает» (Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 254-255).

Впервые либеральная концепция прав человека нашла свое систематизированное юридическое выражение в 1776 г. в Вирджинской Декларации, положенной в основу Билля о правах конституции США 1789 г

В данном же, 1789 г., основополагающие права: свобода личности, право на собственность, безопасность и сопротивление угнетению были конституционно закреплены во французской Декларации прав человека и гражданина. Эти выдающиеся политико-правовые акты не утратили своей актуальности и сегодня, хотя, конечно же, нынешние представления о правах личности гораздо богаче.

В   современной   политической   мысли представлено несколько подходов к  правам человека. Это прежде всего естественно-исторический, юридическо-позитивистский, а также марксистский подходы. Первый из них, наследуя либеральную традицию, считает, что фундаментальные права личности имеют внутригосударственное и неюридическое происхождение. Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения основополагающие права оно не может. Хотя конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере развития общества, сами фундаментальные права остаются неизменными, отражая постоянство основополагающих качеств человеческого рода.

Как базовые моральные принципы права человека существуют независимо от социально-классовой структуры и конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Имея для человечества высший ценностный статус, они выступают внешним критерием, универсальной мерой оценки любого политического и общественного строя.

Юридический позитивизм отрицает всякое внегосударственное происхождение прав человека. Он исходит из рациональной самоценности права, его независимости от экономических и социальных предпосылок. Источником и гарантом права считается государство. Право и закон не имеют существенных различий. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к правам государства. Сами права граждан изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможностей государства.

Прагматическую установку юридического позитивизма по отношению к правам личности разделяет марксизм. Он также подчиняет права  государственной целесообразности, но в отличие от юридического позитивизма исходит не из их рациональной самоценности,  а из  социально-экономической  и  прежде  всего  классовой детерминации права. Оно понимается как возведенная в закон воля господствующего класса. При этом сама постановка вопроса о правах индивида становится излишней вследствие  тракᴛᴏʙки личности  как  совокупности  общественных отношений.

Кроме того, марксизм, и особенно ленинизм и сталинизм, отрицают общечеловеческую природу права, подменяют общечеловеческие ценности моралью, основанной на классовой, партийной целесообразности. Это учение исходит из заведомой непротиворечивости, гармоничности отношений личности и общества в коммуʜᴎϲтической формации, отмирания государства и права, а значит и ненужности института прав человека.

Несмотря  на  несовместимость  марксистского   учения с естественно-исторической тракᴛᴏʙкой прав человека, в законодательства тоталитарно-социалистических государств  обычно  входят  разделы  о  правах,  свободах  и обязанностях личности.  Это делается главным  образом для демократического камуфляжа, хотя и отражает реальную деятельность политической системы по распределению    монополизированных    государством    основных жизненных   ресурсов,   а   также   эгалитарные   принципы коммуʜᴎϲтической идеологии, обосновывающие возможность каждого получать свою пайку из общего государственного котла.

Сами права понимаются не как неотъемлемые,  основополагающие   нормы   жизнедеятельности    людей,    а как предоставляемые и дозируемые партией и государством блага.   Такое  понимание  прав  личности  отражает необходимую   для   тоталитарного   строя   всеохватывающую зависимость человека от государства. Оно сродни феодальной тракᴛᴏʙке прав как милости, дара властей.

В целом же в странах «реального социализма» института прав человека в его современном понимании, т.е. основанного  на  признании  автономии и  свободы  личности верховенстве   прав  человека   над правами   государства независимых институтах контроля за соблюдением прaв человека, не существовало.

 

 

 

 


Информация о работе Концепция прав человека: история и современность