Конфликт – как общественный феномен и пути его решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:02, дипломная работа

Описание работы

Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или эле¬ментами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства вся¬кого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики. Дальнейшее изложение общей теории конфликта, в том числе и его понятия, и будет посвящено объяснению этих вопросов.

Файлы: 1 файл

новый диплом.DOC

— 324.00 Кб (Скачать файл)

Манеры поведения

Различия в манерах поведения могут также стать причиной конфликта, ибо уменьшают степень взаимопонимания между людьми и затрудняют их сотрудничество. Особо это относится к людям, которые принадлежат к категории трудных в общении. Например, такой тип трудных в общении людей, как «паровой каток». Можно предположить, что этот грубый и бесцеремонный человек, думающий, что все вокруг должны уступать ему дорогу, и не считающийся с другими мнениями, будет постоянно вступать в конфликт с окружающими.

Не меньшую опасность представляет и другой тип — «взрывной человек» (или «взрыватель», «разгневанный ребенок»). Этот человек не является злым по своей природе. Он взрывается, как ребенок, у которого вдруг стало плохое настроение. Поэтому от него всегда можно ждать неприятностей. Так, руководитель, еще недавно мирно и спокойно беседующий с подчиненными, может вдруг вспылить, чувствуя, что они совсем отбились от рук. Именно таким образом чаще всего ведет себя ревнивый муж, боясь потерять свою жену и утратить контроль над ней.

Много неприятностей в общении можно ожидать и от такого типа трудных людей, как «молчун» («тихоня»). Эти люди также представляют потенциальную опасность с точки зрения возникновения конфликта, ибо причины их скрытности посторонним не известны. С ними легко потерять и терпение, так как от них трудно добиться ответа, в чем истинная причина их скрытности.

Большую опасность представляет и  такой тип, как «сверхпокладистый». Такие люди могут не создавать проблем в чисто человеческих отношениях, ибо они всегда и всем уступят и пообещают помочь в любом деле. Но как только доходит до выполнения обещания, они могут создать вам трудности, ибо их слова часто расходятся с делом. Например, сотрудник может взяться за какую-либо работу, но не выполнить ее, начальник может пообещать повысить зарплату и будет затягивать повышение это до самой пенсии. Основная проблема «сверхпокладистых» людей состоит в том, что они никому не могут отказать в их просьбах, а на выполнение всех обещаний у них не хватает ни сил, ни времени. Отсюда у этих людей проистекают не только межличностные, но и внутриличностные конфликты.

Как вести себя с трудными людьми различных типов?

Вот какие рекомендации дает по этому  поводу конфликтолог Дж. Г. Скотт. Ключевой момент состоит в том, чтобы сохранять гибкость, применять к конкретному человеку соответствующий подход, учитывая его скрытые нужды и интересы, а также ваши собственные приоритеты в сложившейся ситуации.

1 Тип «паровой каток». Если предмет конфликта не особенно важен для вас, то лучше уклониться от него или приспособиться. Уйдите с дороги или уступите этому человеку в малом, чтобы успокоить его. Если же вы избрали иной подход, то лучше начать с того, чтобы дать такому человеку «выпустить пар».

2 Тип «скрытый агрессор» («снайпер»). Человек, относящийся к этому типу трудных людей, старается причинять людям неприятности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любой конфликт, как правило, имеет  сильный деструктивный заряд. Стихийное  развитие конфликта очень часто  приводит к нарушению нормального  функционирования организации. Он обычно сопровождается мощными негативными эмоциями, которые препятствуют поиску рационального выхода. Тем не менее, конфликтами приходится заниматься, и они являются неотъемлемой частью жизни любой организации.

Трудно представить себе руководителя, который ни разу не сталкивался с проблемой улаживания конфликтов между подчиненными ему сотрудниками или подразделениями.

Признаки зарождающегося конфликта  весьма неопределенны. Меняется сама атмосфера  в коллективе, появляется ощущение дискомфорта, напряженности, взаимоотношения обременяются негативными оценками действий оппонентов. Опытный руководитель не хуже барометра ощущает приближение бури, умеет распознавать сигналы дискомфорта, быстро реагировать на них и зачастую может предотвратить возникновение кризиса25. Поэтому для руководителя, который должен принимать роль ведущего и координатора, преодоление конфликта становится важной управленческой задачей. Именно на более высоких иерархических должностях руководителю гораздо чаще приходиться сталкиваться с конфликтами, так как он принимает стратегические решения и должен обеспечить равенство интересов между подчиненными. Поэтому руководитель должен от человека, решающего проблемы, измениться до уровня человека, который создает для своих сотрудников предпосылки (например, посредством потока информации, коммуникативных возможностей), командного решения задач.

Не следует избегать конфликтов в организации, это как невозможно, так и нерационально, с точки  зрения всей организации. Но это не означает, что нужно всегда «взрывать» деструктвный потенциал конфликтных ситуаций. Поэтому компетентность в распознании критических ситуаций и в управлении решением проблемы неизбежна, если человек хочет избежать объективного столкновения и одновременно личных оскорблений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 591 с.
  2. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник  для вузов по специальности «Менеджмент».-2-е изд., изм. и доп.– М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – 528 с.
  3. Конфликтология / Под редакцией А.С.Кармина // Оформление обложки С.Шапиро, А.Олексенко, СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 448с.
  4. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г., Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 302 с. – Высшее образование.
  5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  6. Эрика Регнет. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления / Пер. с нем. – Х.: Изд-во Институт прикладной психологии «гуманитарный Центр», 2005, - 396 с.
  7. Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и К°, ЛТД. 1991. – С. 193 – 199.
  8. Coser L. A. The Functions of Social Conflict. – London: Free Press, 1956.- P. 8.
  9. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 96.
  10. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. — Ростов н/Д.: Феникс, 1992. — С. 54.
  11. Дмитриев А.В. Конфликтология. — М.: Гардарика, 2000. — С. 54.
  12. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию.— М.: Владос, 1999.— С. 23—24.
  13. Bouiding К. Conflict and Defence: A General Theory. – N.Y.: Harper & Row, 1963 — P. 308.
  14. Boulding К. Conflict and Defence: A General Theory. — N.Y.: Harper & Row, 1963. — P. 217.
  15. Бородкин Ф.М, Коряк Н.М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: Наука. 1984. — С. 15.
  16. Simmel G. Conflict and the Web of Group Affiliation. – Glencoe: Free Press, 1956. — P. 28.
  17. Коузер Л. Основы конфликтологии. — СПб.: Светлячок, 1999. — С. 45 —52.
  18. Ратников В.П. Коллектив как социальная общность. — М.: МГУ, 1978. — С. 191.

1 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 591 с

2 Coser L. A. The Functions of Social Conflict. – London: Free Press, 1956.- P. 8.

3 Конфликтология / Под редакцией А.С.Кармина // Оформление обложки С.Шапиро, А. Олексенко, СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 448с.

4 Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г., Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 302 с. – Высшее образование.

5 Эрика Регнет. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления / Пер. с нем. – Х.: Изд-во Институт прикладной психологии «гуманитарный Центр», 2005, - 396 с.

6 Эрика Регнет. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления / Пер. с нем. – Х.: Изд-во Институт прикладной психологии «гуманитарный Центр», 2005, - 396 с.

7 Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и К°, ЛТД. 1991. – С. 193 – 199.

8 Coser L. A. The Functions of Social Conflict. – London: Free Press, 1956.- P. 8.

9 Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 96.

10 Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. — Ростов н/Д.: Феникс, 1992. — С. 54

11 Дмитриев А.В. Конфликтология. — М.: Гардарика, 2000. — С. 54.

12 Дмитриев А.В. Конфликтология. — М.: Гардарика, 2000. — С. 54.

13 Козырев Г. И. Введение в конфликтологию.— М.: Владос, 1999.— С. 23—24.

14 Bouiding К. Conflict and Defence: A General Theory. – N.Y.: Harper & Row, 1963 — P. 308.

15 Boulding К. Conflict and Defence: A General Theory. — N.Y.: Harper & Row, 1963. — P. 217.

16 Бородкин Ф.М, Коряк Н.М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: Наука. 1984. — С. 15.

17 Simmel G. Conflict and the Web of Group Affiliation. – Glencoe: Free Press, 1956. — P. 28.

18 Коузер Л. Основы конфликтологии. — СПб.: Светлячок, 1999. — С. 45 —52.

19 Ратников В.П. Коллектив как социальная общность. — М.: МГУ, 1978. — С. 191.

20 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 591 с

21 Конфликтология / Под редакцией А.С.Кармина // Оформление обложки С.Шапиро, А.Олексенко, СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 448с.

22 Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и К°, ЛТД. 1991. – С. 193 – 199.

23 Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и К°, ЛТД. 1991. – С. 193 – 199.

24 Coser L. A. The Functions of Social Conflict. – London: Free Press, 1956.- P. 8.

25 Coser L. A. The Functions of Social Conflict. – London: Free Press, 1956.- P. 8.




Информация о работе Конфликт – как общественный феномен и пути его решения