Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 00:50, доклад
Конфликт является движущей силой в развитии социальной психоло-гии. Проблема конфликта как социального явления существует на протяжении многих веков. Однако до конца XVIII столетия учёные-мыслители, философы говорили лишь о проблеме господства и подчинения, которая могла быть разрешена, по их мнению, благодаря регулирующей функции государства.
Конфликт является движущей силой в развитии социальной психологии. Проблема конфликта как социального явления существует на протяжении многих веков. Однако до конца XVIII столетия учёные-мыслители, философы говорили лишь о проблеме господства и подчинения, которая могла быть разрешена, по их мнению, благодаря регулирующей функции государства. Само слово «конфликт» (от лат. сonflictus – столкновение) вошло в русский язык сравнительно недавно. По крайней мере, в толковом словаре В. Даля оно отсутствует. В настоящее время насчитывается около сотни определений данного понятия, которое характеризует состояние вражды и борьбы противостоящих сторон. Многие словари и учебники по общественным наукам (в том числе, и социологии) содержат определение конфликта, предложенное Л. Козером в середине прошлого века. Согласно данному определению, конфликт представляет собой «борьбу за ценности и претензии на определённый статус, власть и недостаточные для всех материальные и духовные блага; борьбу, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника». Подавляющее большинство учёных склоняется к мнению о том, что конфликт – явление повсеместное, присущее каждому обществу, каждой социальной группе и каждой социальной общности в той или иной степени. При этом одна группа социологов утверждает, что конфликт является временным состоянием общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и потому возможно достижение такого уровня развития общества, когда конфликты перестанут существовать. Другие же учёные убеждены в том, что существование общества без конфликта невозможно, следовательно, конфликт – это необходимый элемент социальной жизни, который «даёт выход социальной напряжённости, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба». Такое обострённое внимание к рассматриваемому понятию повлекло за собой возникновение теории социальных конфликтов. Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающее общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т.д. Одними из основных концепций теории социального конфликта являются концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера и конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа. Главная заслуга Льюиса Козера состояла в том, что конфликт, наконец, был признан как нормальное, широко распространенное и во многих случаях позитивное явление. Сущность концепции конфликта Л.Козера изложена в его работе «Функции социального конфликта» (1956). Социальный конфликт Л.Козер представляет как состояние «напряжённости между тем, что есть и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов». В связи с этим, обществу присущи социальное неравенство, психологическая неудовлетворённость членов данного общества и следующая из этого напряжённость между отдельными индивидами и целыми группами. Такая напряжённость периодически находит выход во взаимных коллизиях между этими индивидами или группами. В соответствии с этим, Л. Козер полагает, что социальный конфликт представляет собой не что иное, как борьбу за ценности, статус, власть и т.п. Форма и интенсивность конфликта, по Козеру, напрямую зависит от особенностей конфликтующих групп. При этом автор обосновывает двоякую роль конфликта во внутреннем сплочении коллектива. С одной стороны поиск «внешнего врага» способствует «укреплению внутригрупповой солидарности». С другой стороны, при отсутствии врага внешнего начинается поиск врага внутреннего, особенно это характерно для ситуаций, когда лидеры групп терпят неудачи или поражения. Таким образом, происходит сплочение группы перед лицом «опасности», и многие лидеры зачастую сознательно прибегают к тому или иному способу (поиску внешнего или внутреннего врага) с целью разжигания конфликта и последующего укрепления внутренней сплочённости группы. Обоснование своей концепции конфликтной модели общества Р.Дарендорф представил в 1965 году в работе «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе». В отличие от Л.Козера, который утверждал позитивную роль конфликта, Ральф Дарендорф о вездесущем характере социальных изменений, которые влекут за собой социальный конфликт. При этом общество представляет собой динамично изменяющуюся систему, каждый элемент которой всегда способствует изменению данного общества: Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. «В человеческих обществах не существует постоянства, поскольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами», - пишет автор. Кроме того, существование общества обусловлено принципом принуждения одних его членов другими, что неизбежно ведёт к появлению и развитию неравенства социальных позиций по отношению к распределению власти. Как следствие, возникают взаимные трения и антагонизмы, которые приводят к структурным изменениям самого общества. Сами же общества отличаются не наличием конфликта, а отношением к нему власти: «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания в регулировании, тот берет под свой контроль ритм истории, — пишет Р. Дарендорф. — Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники». Идеи Дарендорфа и Козера подготовили почву для утверждения основных принципов современной конфликтологии, признающей закономерность и неизбежность конфликтных явлений, возможность их протекания в разнообразных, в том числе и конструктивных формах, а также возможность управления конфликтами.