Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить понятие «семейный конфликт» и причины возникновения конфликтов.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть понятие «семейный конфликт» и причины их возникновения;
2) выявить причины конфликтов в молодых семьях;
3) рассмотреть методы разрешения семейных конфликтов
Введение…………………………………………………………………………5
1.Теоретика – методологические основы исследования конфликтов молодой
семьи………………………………………………………………………….……8
1.1 Особенности и проблемы молодой семьи………………………..…………8
1.2 Семейные конфликты и причины их возникновения……………….……12
1.3.Методы разрешения семейных конфликтов…………………………….…18
2. Социологическое исследование «Конфликты в молодой семье»………….21
2.1 Программа социологического исследования………………………………21
2.2 Анализ результатов пилотажного исследования…………………………..24
Заключение………………………………………………………………….……30
Список использованных источников………………………………………...…32
Приложение ………………………………………………………………….…..34
НИ ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»
Историко-социологический
Кафедра методологии науки и прикладной социологии
Конфликты в молодой семье
Автор курсовой работы (подпись) 24. 12. 2012 Е.И.Беляева
Специальность 040201 социология
Обозначение курсовой работы КР-02069964-040201-01-12
Руководитель работы
д-р. соц. наук, проф.
Оценка _____________
Саранск 2012
НИ ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»
Историко-социологический институт
Кафедра методологии науки и прикладной социологии
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент Беляева Екатерина Игоревна, группа 505, д/о
1 Тема: Конфликты в молодой семье
2 Срок представления работы к защите: 24. 12. 2012
3 Исходные данные для научного исследования: научная литература, журнальные публикации, данные социологических исследований
4 Содержание курсовой работы:
4.1
4.2
4.3. Социологическое исследование на тему «Конфликты в молодой семье».
Руководитель работы ______________________________
Задание принял к исполнению 6.09.2012.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 38 страниц, 2 таблицы, 6 диаграмм,
18 использованных источников.
КОНФЛИКТ, МОЛОДАЯ СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ, РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ.
Объектом исследования являются молодые семьи в первые годы брачной жизни.
Цель работы - выявление причин возникновения конфликтов в молодой семье.
В процессе работы использовался опыт исследований наиболее крупных ученых в области социологии семьи.
В результате проведенной работы выявлены причины конфликтов молодой семьи.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Теоретика –
семьи…………………………………………………………………
1.1 Особенности и проблемы молодой семьи………………………..…………8
1.2 Семейные конфликты и причины их возникновения……………….……12
1.3.Методы разрешения семейных конфликтов…………………………….…18
2. Социологическое исследование «Конфликты в молодой семье»………….21
2.1 Программа социологического исследования………………………………21
2.2 Анализ результатов пилотажного исследования…………………………..24
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………...…
Приложение …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ежегодно в нашей стране создаются миллионы семей, которым предстоит крепнуть, расти. Молодой считается семья с детьми или без них со стажем брака до 5 лет и возрастом супругов не старше 35 лет. Таких семей в нашей стране примерно 35%. Благополучие, прочность этих семей является важной общественной проблемой.
Молодая семья играет огромную роль в развитии современного российского социума, ведь именно на этот период жизнедеятельности семьи приходится рождение детей, процесс первичной социализации личности, удовлетворения ее физиологических и духовных потребностей, реализация значимых индивидуальных качеств. Одним словом, состояние молодой семьи определяет уровень будущего общества. Однако прогрессивная динамика современной молодой семьи связана с многочисленными объективными и субъективными трудностями, которые вызывают появление конфликтов, часто разрушают благоприятный психологический климат семьи, негативно сказываются на здоровье членов семьи, а нередко обуславливают развод. Таким образом, молодая семья как социальный институт, с которым связываются последующие общественные преобразования в стране, требует внимательного изучения ее проблем и потребностей, разработки системы социально-педагогических условий ее становления и развития.
Степень разработанности данной проблемы в научной литературе довольна глубока. Прослеживая исторический путь развития институтов семьи и брака, опираясь на работу Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и анализируя работы А.Г.Харчева, Ю.И.Семенова, Л.Е.Иова, Кенига и Нойберта, можно отметить самостоятельность данных институтов как предметов исследования, а также степень их сходства и различия. Брак определяется как комплекс духовно-этических и эмоционально-сексуальных санкционированных обществом отношений между мужчиной и женщиной. Семья же определяется как малая группа, сформированная на основе брачных отношений и объединяющая супругов и их потомство.
Весь комплекс супружеских отношений предлагается разделять на два основных периода: 1) до вступления в брак (период становления брачных отношений), 2) после вступления в брак (период развития брачных отношений).
На основе обобщения работ Гуда, Киркпатрика, Уинча, Щепаньского, С.И.Голода, А.Г.Харчева и К.Л.Емельянова, в которых изучались некоторые аспекты добрачного периода, предлагается разделить период становления брачных отношений на два этапа: а) до знакомства с брачным партнером и б) после знакомства с брачным партнером. Первым, кто стал развивать теорию семейных систем в США, был Мюррей Боуен (1913-1990). В статье «Теория семейных систем М.Боуена» представлены отдельные положения теории человеческих взаимоотношений, разработанной М.Боуеном, и описана попытка соединить исследования семьи с естественными науками. В статье также показано, как М.Боуен применял свою теорию в практике семейной психотерапии.
Объект исследования – молодая семья.
Предмет исследования – причины возникновения семейных конфликтов.
Цель курсовой работы – изучить понятие «семейный конфликт» и причины возникновения конфликтов.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть понятие «семейный конфликт» и причины их возникновения;
2) выявить причины конфликтов в молодых семьях;
3) рассмотреть методы разрешения семейных конфликтов;
4) разработать программу пилотажного исследования «Конфликты молодой семьи».
5) провести и проанализировать результаты исследования «Конфликты молодой семь».
Методология и методика исследования – проведение собственного социологического исследования путем анкетного опроса.
Логика построения работы: курсовая работа состоит из двух глав. В первой из которых рассматривается семейный конфликт, во второй же приводится программа исследования и анализ результатов пилотажного исследования.
Структура построения работы. Курсовая работа включает 18 источников, 2 главы, 5 параграфов.
1.Теоретика
– методологические основы
семьи.
1.1 Особенности и проблемы молодой семьи
Молодая семья – это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 35-летнего возраста. Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до 3 лет; граница возраста супругов от 18 до 35 лет. Молодая семья – одна из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков – это следствие наступившей беременности или рождения ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искаженное представление о браке, семье, сексе. Каждый 4–й молодой человек готов на свободные отношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь. В ряду приобретенных жизненных ценностей на 1–е место молодежь относит отношения в семье, удовлетворённость в любви, сексе, интимной жизни; ценность брака молодые определяют наличием детей[1].
В последние десятилетия
четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных
отношениях среди молодежи. Ухудшение
морального, социального, экономического
состояния молодежи в целом, особенно
семейной молодежи, связано с резко изменившимися
политическим и экономическим укладом
в стране.
Социологические исследования показывают,
что такая форма брака как сожительство,
с каждым годом все активнее распространяется
среди студенческой молодежи: около 60%
опрошенных студентов допускают возможность
сексуальных внебрачных отношений, если
между партнерами установились «тесные
духовные отношения». Однако, несмотря
на отмеченный выше рост положительного
отношения молодежи к внебрачным формам
связей, все же приоритетными в студенческих
кругах остаются в юридически оформленном,
а 39% - фактическом союзе.
В последние годы фактические браки становятся
среди молодежи своего рода новым этапом
цикла семьи, который непосредственно
предшествует юридически оформленном
союзу. Объясняется это тем, что уже несколько
десятилетий наблюдается ранее психофизиологическое
развитие молодежи; нет особых ограничений
в трансляции соответствующих ориентаций
в средствах массовой информации; в большинстве
семей налицо ослабление сексуального
контроля над подростками; нет социальных
программ сексуального и семейного воспитания
и обучения студентов.
В отличие от мнения большинства
студентов, состоящих в свободном браке,
будто добрачное сожительство является
лучшей формой узнавания человека в быту,
приспособления друг к другу, научно доказано,
что вне семейный опыт может затруднить
переход от сконцентрированности на своих
делах к учету потребностей и желаний
других членов семьи, прежде всего детей.
Сожительство не является той системой,
которая успешно готовит будущих супругов
к браку, так как отсутствие обязательств
в несемейном домохозяйстве может привести
к их отсутствию в браке. В то же время
в ряде исследований доказывается, что
сожительства находятся на меньшем уровне
счастья, чем оформленные браки.
На уменьшение числа заключаемых
браков, и как следствие, снижение рождаемости
оказывают непосредственного влияние
такие факторы, как падение уровня жизни,
трудности с обеспечением жильем, социальные
потрясения и др. По проведенным расчетам
было выявлено, что показатель брачности
молодых людей находится в прямой зависимости
от наличия собственного жилья. Это подтверждается
тем, что среди опрошенных абсолютное
большинство студентов считают, что молодая
семья должна жить порознь с родителями
и только 1, 8% респондентов желают жить
после заключения брака с родителями.
Эти ответы подтверждаются, что в последнее
время среди молодежи отмечается стремление
к нуклеарной семье, и, как следствие, откладывание
браков до достижения материально-
Характерно и некоторое противоречие в отношении молодежи к поддержанию семейных контактов с родителями. С одной стороны, налицо их укрепление, так как в современных рыночных условиях большинству семейных пар самостоятельно практически невозможно содержать семью. С другой стороны, просматривается четкое стремление молодых супругов к самостоятельной жизни, без вмешательства родителей в семейные отношения. По мнению специалистов, значительный рост нуклеарных семей в нашей стране произойдет с решением жилищной проблемы. Вместе с тем широкое распространение нуклеарных семей среди молодежи не может вызвать некоторых опасений, ибо самостоятельно обслуживающая себя в финансово-материальном и психологическом плане молодая семья не может быть достаточно подготовленной к жизненным трудностями.
Сегодняшняя молодежь слабо подготовлена к разрешению семейных конфликтов. Развод становится ординарным событием. Раз уж в студенческие годы юноши и девушки успевают заключить брак и развестись, сохраняется угроза для будущего: как показывают материалы многих исследований, наблюдается тенденция развода и у вступивших в брак детей разведенных родителей. Среди причин, которые повлияли на расторжение брака, студентами вне зависимости от пола и места обучения были названы: психологическая несовместимость супругов; бытовая неустроенность в браке; материальное неблагополучие. Замечено, что откладывание браков, в результате каких бы то ни было причин, не сопровождается откладыванием сексуальных отношений среди молодежи. А это нередко приводит к нежелательной беременности, которая заканчивается, как правило, абортом, увеличением случаев бесплодности, отказом от рожденных детей и т.п.
Среди состоящих в
какой-либо форме брака молодых
людей (в зависимости от материального
дохода в семье) наблюдается следующая
тенденция планирования детей. Как привило, рождение ребенка откладывается
на неопределенный срок. Только 54, 1% планируют
скоро завести детей. То есть, зависимость
репродуктивных ориентаций от ориентаций
«на доход» носит «колоколообра́зный»
характер: сначала величины желаемого
и ожидаемого чисел детей незначительно
увеличиваются, а затем уменьшения потребности
в детях. Причем, данная зависимость лишний
раз подтверждает факт нарастания внесемейных
ориентаций и уменьшения потребности
в детях.
Выше сказанное свидетельствует
о признаках семейно дезорганизации среди
студенческой молодежи. А это ведет к ослаблению
чувств семейного долга, семейных традиций
и установок супружеской и семейной верности.
В связи с последним важной становится
также проблема рождаемости в молодых
семьях, так как фактическое образование
семьи происходит только после того, когда
в результате союза двух людей появляется
новая жизнь [5,с.79-82].