Конфликты в начальной школе: причины и способы профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Формирование и развитие ребёнка как личности – сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения.

Файлы: 1 файл

konflikty_v_nachalnoy_shkole.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3. Профилактика возникновения конфликтов в начальной школе на базе ГОУ школы № 569

В процессе изучения проблемы конфликтов в начальной  школы у нас сформировалась гипотеза, что при организованном воздействии на учащихся начальной школы с участием ученика старшей школы, процесс формирования навыка бесконфликтного поведения будет более эффективен.

Исходя из гипотезы, была сформирована цель экспериментального исследования –определение способов профилактики конфликтов в начальной школе.

В соответствии с целью, были поставлены и решены следующие задачи:

    1. определить основные причины возникновения конфликтов в начальной школе
    2. разработать и провести ряд тематических бесед с учащимися начальной школы;
    3. разработать и провести психологическую игру направленную на формирование умения бесконфликтного взаимодействия
    4. определить эффективность выбранных способов профилактики конфликтов в начальной школе.

3.1. Причины конфликтов у учащихся 2-х классов в ГОУ СОШ № 569

В результате  проведенного эксперимента были выявлены причины возникновения конфликтов у учащихся 2-х классов в ГОУ СОШ №569. К ним относятся:

    1. Трудности в общении, которые в основном выражаются в негативных высказываниях по отношению друг к другу. 42% учащихся отметили, что такая ситуация случается часто, 44% - редко и 14% никогда. Стоит отметить, что такую ситуацию по отношению к другим со своей стороны большинство учащихся отметило как не случающуюся никогда – 61%, и только 16% отметило, что они тоже часто дразнят и обзывают своих одноклассников.
    2. Агрессивные формы общения, которые отметили 30% учащихся, как частое проявление, 39%, как редкое;
    3. Не понимание со стороны одноклассников, как частую причину отметили только 12% учащихся, большинство (54%) не отметили эту причину, и 35% отметили, как редкую.

Таким образом, основными причинами конфликтов учащихся 2-х классов ГОУ СОШ  №569 являются трудности в общении.

    1. Профилактика конфликтов у учащихся 2-х классов ГОУ СОШ № 569

Для формирования у учащихся умения бесконфликтного общения были разработаны следующие тематические беседы:

    1. Дружба
    2. Ссоры и мир
    3. Отношение к людям
    4. Ценность каждого

Целью проведения этих бесед стало обучение учащихся способам бесконфликтного общения в классе.

Поскольку работа по формированию навыков общения уже ведётся психологом школы, мы предположили, что если часть информации будет представлена одним из учащихся старшей школы, то эффективность будет выше.

Во время  бесед мы смогли показать детям возможность  бесконфликтного взаимодействия, закрепить у них навыки саморегуляции, повысить взаимоуважение и развить интерес к общению друг с другом.

Заключительным  этапом встреч с учащимися была игра «Необитаемый остров». Цель игры – показать учащимся значимость каждого в достижении общей цели.

В ходе игры ребятам надо было выполнить ряд различных заданий, направленных на достижение общей цели. Задания были продуманы таким образом, чтобы каждый ученик класса смог проявить себя. В процессе игры учащиеся смогли увидеть своих одноклассников с лучших сторон, что было подчёркнуто в обсуждении. Некоторые учащиеся отмечали, что они не знали о способностях своих одноклассников и теперь относятся к ним лучше.

В результате проведенной  работы отмечается снижение количества учащихся вступающих в конфликтные  ситуации. Повысился интерес учащихся к занятиям в этом направлении. Можно считать, что выбранные нами способы эффективны, гипотеза подтверждена.

 

Заключение

Тема конфликта  неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.

Причины, вызывающие конфликты, так  же разнообразны, как и сами конфликты. Различают объективные причины и их восприятие индивидами. В начальной школе чаще приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение.

Исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.

Поскольку работа по формированию навыков общения  уже ведётся психологом школы, мы предположили, что если часть информации будет представлена одним из учащихся старшей школы, то эффективность будет выше.

В ходе проведенной работы, мы доказали нашу гипотезу. Мы отметили снижение частоты  возникновения конфликтов во вторых классах, так же повысился интерес учащихся к занятиям. Произошли изменения и у меня: я стала лучше относиться к детям младшего возраста, изменила своё отношение к окружающим, преодолела барьер публичных выступлений.

В целом можно сказать, что такая  работа помогает не только тем на кого она направлена, но и тому, кто её проводит.

Мы планируем продолжить работу в этом направлении в следующем  году.

 

Приложения

Приложение 1.

Опросник.

Инструкция: Ребята при ответе на вопросы 1-6, вам надо отметить свой ответ определенным цветом. Если описанное в вопросе событие происходит с вами часто, то вы закрашиваете квадратик красным цветом, если редко – синим, никогда – зелёным

При ответе на вопрос 7, если вы считаете, что ваш класс  не дружный, то закрашиваете квадратик красным цветом, если не очень дружный – синим и дружный – зелёным.

Бланк ответов.

 

Список литературы

    1. Лисина М.И.  Проблемы онтогенеза общения - М.:1986г.
    2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / комплексная программа – СПб: 2002г.
    3. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста.// Психолого – педагогические проблемы общения. – М.: 1979г.
    4. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребёнка в играх, тренингах, тестах. – Ростов-на-Дону.: 2003г.
    5. Панфилова М.А. Игротерапия общения / тесты и коррекционные игры. - М.: 2001г.
    6. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в конфликте – М.: 1991г.
    7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – М.: 1998г
    8. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. МЦВ – метод цветовых выборов. – СПб.: 2002 г.
    9. Леонтьев А.А. Деятельность и общение. – Вопросы философии – 1979, - М,
    10. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М.: Народное образование. 1995.
    11. Бродаль X. Девять ступеней вниз, или Ссоры - конфликты - войны // Знание-сила, 1991. № 11.
    12. Бодалёв А.А. Личность и общение. М.,1983.
    13. Возрастные особенности психического развития детей (под ред. Дубровиной, М.И. Липсиной) М.,1982
    14. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М., 1978
    15. Мухина В.С. Возрастная психология М., 1997

Информация о работе Конфликты в начальной школе: причины и способы профилактики