Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:18, реферат
Явление конформизма связано с группой. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы – он получает поддержку и одобрение. Если же получается наоборот, он идет против течения, т.е. в отношении какой-либо темы он имеет свою точку зрения, которую пытается высказать и отстоять, то встречает недовольство, отвержение, ненависть со стороны членов группы.
Введение 3
1. Конформизм и его природа 5
2. Конформизм как мера к социализации 6
3. Автоматизирующий конформизм 8
4. Виды и группы. Личность в коллективе 8
5. Влияние конформизма на половые и возрастные характеристики 10
6. Роль конформизма в управлении коллективом 11
7. Условия возникновения конформизма 13
8. Конформизм и нонконформизм 15
Заключение 17
Список литературы 18
Современное общество подразделяется на две группы: конформистов и нонконформистов. Либо ты подстраиваешься и подгоняешь свои нормы под нормы общества, либо ставишь себя вне его, заявляя о своем несогласии с ним по ряду вопросов; третьего не дано, утверждают эти теоретики. Либо ты конформист, либо бунтарь. Конформное поведение объявляется правовым, а нонконформное противоправовым, отклоняющимся от традиционно принятых в том или ином обществе правил поведения. При этом конформизм как социальное явление глубоко «сидит» в личности каждого человека и предопределяется пластичностью его психики, гибкостью мышления, механизмами социализации, воспитания и обучения.
Наиболее благоприятно
складываются отношения там, где
коллектив достиг высокого уровня развития,
где развита форма
1) личность подчиняется коллективу (конформизм);
2) личность и коллектив
находятся в оптимальных
3) личность подчиняет
себе коллектив (нонконформизм)
В 1-й модели личность подчиняется требованиям коллектива добровольно, уступает коллективу как превосходящей силе, подчиняется коллективу лишь внешне, формально. Коллектив подчиняет личность нормами и традициями своей жизни. Во 2-й линии поведения возможны два пути развития событий:
1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива;
2) личность открыто
Гармония личности и коллектива — это идеал взаимоотношений. Чаще это немногие ребята, которые уживаются в любом коллективе и которые оказались в хороших, высоконравственных коллективах. Типичная модель отношений — существование. Коллектив и личность существуют, соблюдая лишь формальнее отношения. Некоторые личности не могут проявлять свою индивидуальность. Отношения становятся более благоприятными, если личности удается раскрыть, проявить свою индивидуальность, удовлетворяющую их позицию в коллективе.
3-я модель взаимоотношений — личность подчиняет себе коллектив. Под влиянием яркой личности может измениться коллектив как в лучшую, так и в худшую сторону.
Подчинение личности мнению и давлению группы может быть внешним или внутренним. При внешней конформности индивид возвращается к своему первоначальному мнению после того, как снимается групповое давление. При внутренней конформности индивид сохраняет мнение группы (оно продолжает быть для него источником ориентации и руководства) и после того, как группа перестает оказывать на него давление. Вот эта внутренняя «конформность», в которой отсутствует конфликт между внутренней позицией индивида и внешним давлением, может быть обозначена как внутригрупповая внушаемость. Ее психологические механизмы отличаются от механизмов конформного поведения.
Таким образом, при конформном поведении и при проявлении внутригрупповой внушаемости, несмотря на внешнее сходство (и в том и в другом случае индивид поддается мнению группы), психология имеет дело с двумя различными по своей внутренней сущности явлениями.
Если при конформном поведении личность, боясь оказаться в изоляции, сознательно идет за мнением коллектива, чтобы приспособиться, извлечь личную выгоду, то при внушенном поведении происходит саморегулирование деятельности личности под влиянием неосознанной, некритически воспринятой позиции и мнения группы.
Большая часть нашего характера закладывается в нас еще в детстве, в том числе и конформизм. Маленький ребенок не может противопоставить себя внешнему миру, так как он слишком мал и слишком зависит от родителей, поэтому чтобы научиться даже элементарным вещам, вынужден подражать окружающим. Осознание себя как личности происходит постепенно и возникает желание совершать поступки, которые отличаются от действий родных, друзей, знакомых. Если в такой важный момент жизни родители поддерживают свое дитя в стремлении быть самостоятельным, у него развивается чувство собственного достоинства и уверенности в себе. А если наоборот, родители препятствуют подобного рода проявлениям, и пытаются сделать из малыша тихого, «воспитанного», подчиняющегося беспрекословно маме и папе, воспитателям и учителям, то из него вырастает законченный конформист. Особенно ярко такое качество проявляется у подростков, они стремятся сбиваться в стаю и выпадение из коллектива перерастает в трагедию. Впоследствии, становясь взрослее, свой конформизм люди объясняют не желанием выглядеть глупо в глазах окружающих, и сохранить свое лицо.
Прежде всего на конформизм влияют характеристики самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне, причем у женщин конформизм выше, чем у мужчин, но, впрочем, не всегда: если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны.
Проведенные исследователями эксперименты показали, что женщины в среднем чуть более конформны, чем мужчины.
Но не следует полагать, что женщины «конформистки». Если слово «конформизм» звучит негативно, то только потому, что ярлык «конформист» не просто описывает, но и оценивает поведение. Можно назвать данную характеристику «открытостью» или «ориентированностью на других», тогда она будет вызывать позитивные ассоциации.
Женщины несколько более эмпатичны и социально восприимчивы, чуть более гибки, чем мужчины, больше заботятся о межличностных отношениях и проявляют больше ответственности и открытости по отношению к социальным обстоятельствам.
Такое определение носит совершенно иной смысл утверждения о женском конформизме.
К тому же, различие между мужчинами и женщинами по степени конформизма могут быть результатом различия их социальных ролей и статуса. Мужчина всегда стремиться занять более высокое положение в обществе, получить широкие полномочия. Поэтому чаще можно наблюдать, как мужчина оказывает влияние, а женщина подчиняется.
Уровень конформности зависит и
от профессиональной деятельности человека.
Так, высокий уровень конформности
у участников оркестра (70 %), у них
проявляется внешний
Степень конформизма индивида зависит от ряда обстоятельств:
1) от характера межличностных отношений (как дружеских, так и конфликтных);
2) от необходимости и
3) от размера самого коллектива (чем он меньше, тем сильнее конформизм);
4) от наличия сплоченности
5) от статуса человека в группе (чем выше статус, тем меньше проявление конформизма).
Конформизм также обладает следующими положительными чертами:
1) формирует коллектив, который объединен общими идеями и целями;
2) превращает трудовой коллектив в единый механизм;
3) сокращает период адаптации человека в коллективе;
4) облегчает организацию
5) позволяет разработать
6) способствует возникновению
Самый яркий пример, где происходит конформизм это группа людей. (Группа - ограниченная по численности общность людей, выделяемая из социального целого на основании определенных признаков (например совместной деятельности, идентичности обстоятельств). По определению Марвина Шоу, «группа - это два лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».
К критериям, характеризующим группу, относятся:
• относительно стабильный состав участников;
• устойчивое и предсказуемое
• осознаваемые или признаваемые единство ситуации или общность цели;
• локализованность во времени или пространстве;
• организованность - управляемость и способность к самоуправлению;
• сплоченность - степень интеграции в группе каждого из членов;
• микроклимат - комфортность для всех участников;
• иерархичность - наличие лидера;
• референтность - разделение членами группы групповых норм;
• волевая активность - устойчивость, целеустремленность, настойчивость, энергичность;
• интеллектуальная активность - рациональность отношений в группе, ее продуктивность;
• эмоциональная активность - взаимные симпатии и антипатии.
Групповые нормы - это совокупность правил и требований, которые вырабатываются группой; определенные стандарты, которые соблюдаются членами группы. Нормы позволяют группе соотносить поведение каждого отдельного участника с выработанными эталонами поведения и осуществлять эффективное воздействие на отдельную личность в случае отклонения ее поведения от принятого в группе. Нормы выполняют функцию социального контроля за деятельностью личности, способствуют устойчивости и стабильности существования группы. Конформизм представляет собой податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, которое проявляется в изменении установок и поведения личности в соответствии с неразделяемой ранее позицией большинства. Внутренний конформизм характеризуется действительным преобразованием индивидуальных внутренних установок личности в результате принятия позиции большинства, которая оценивается как более обоснованная. Внешний конформизм - демонстративное подчинение личности мнению группы с целью избежать наказание, порицание или внутренний дискомфорт.
Конформизм членов группы формируется под воздействием сложившихся норм поведения. К ним относятся какие-либо неписаные правила о том, что и как следует делать (или не делать). Отношение различных людей к конформизму далеко не одинаково. Некоторые принимают нормы поведения безоговорочно и стремятся их исполнять, другие же исполняют их только ради сохранения расположения коллектива. Третьи вообще принимают их на внутреннем уровне, наследуют им внешне и т.д. В любом коллективе существует система социального контроля, которая в целом поддерживает конформизм на необходимом уровне. Сюда можно включить такие меры воздействия, как убеждение, предписание, запрещение, признание заслуг и т.д. Благодаря данным мерам поведение сотрудников приводится в соответствие с организационной культурой, стандартами работы, должностными инструкциями и целями организации.
Влияет и размер группы. Вначале предполагали, что увеличение размера группы приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность увеличивается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3-5-7 человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга, т. е. на конформность действует прежде всего количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется групповому давлению.
С точки зрения информационного подхода (Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.
Выделяют несколько условий возникновения конформизма: