Контрольная по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

kontrolnaya_rabota_po_sociologii.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

• К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся нарушения детско-родительских (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гипо- или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи») и/или супружеских взаимоотношений; жестокое обращение, насилие в семье, оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность; низкий социальный статус семьи; асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи; психические заболевания родителей; хроническая психологическая травматизация, серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.

• Социальные причины девиантного поведения - это неблагополучное микросоциальное окружение (девиантная референтная группа; принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус подростка в группе сверстников, отчуждение от социально-позитивного большинства; социальная депривация, недостаточность социально-позитивного опыта. К макросоциальным причинам относят нестабильность социально-экономической ситуации, негативное влияние СМИ, терпимое отношение общества к поведенческим отклонениям, несовершенство законодательства, отсутствие развитой системы социальной поддержки.

Девиация вызывается обычно не какой-то причиной, а совокупностью  условий и факторов объективного и субъективного характера. Развитие и распространение девиации ведет  общество к состоянию социальной аномии, которая становится почвой для новых девиаций.

 

ВОПРОС 11. Какова природа социального конфликта?

 

Вопрос о том, какова природа конфликта, кажется на первый взгляд очень ясным и простым. Однако он содержит в себе несколько  сложных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-вторых, об их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, о возможностях регулирования конфликтов.

По своей природе  конфликт - это важнейшая сторона  взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.

 Противоречия пронизывают  все сферы жизни: социально-экономическую,  политическую, духовную. Одновременное  обострение всех этих видов  противоречий создает кризис  общества. Кризис общества — это  результат глубоких изменений  в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.

Социально-психологический конфликт происходит на уровне межличностных и межгрупповых отношений, на уровне субъектов, занимающих определенный статус и исполняющих соответствующие роли. В этом конфликте официально или неофициально обезличенные роли, позиции, нормы и стили поведения персонифицируются, трансформируются и развиваются в мыслях и делах, поступках и отношениях людей.

 Социальный конфликт  также получает свое социально-психологическое  воплощение, поскольку он основан  на столкновении взаимоисключающих  интересов, целей и ценностей личностей, групп, организаций, государств. Причем личность в таком конфликте исполняет определенную социальную роль, выступая представителем отдельных социальных групп, организаций.

В решении одной из важнейших проблем - вопроса о природе и основных участниках социального конфликта имеют место различные подходы.

 Марксистская концепция  конфликта исходит из учения  об общественном противоречии  как главной движущей силе  социальных изменений, которые  в условиях классово-антагонистических формаций в социально-экономической и политической сферах реализуются в формах классовой борьбы. Классы же в марксистском учении — это, прежде всего, экономическая реальность, поскольку классообразующим признаком выступают отношения собственности. Следовательно, основу социальных конфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собственность.

Один из создателей современной  конфликтологии западногерманский  социолог Ральф Дарендорф в основу социальных конфликтов положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные.

 Причиной конфликта,  по мнению Р.Дарендорфа и его  последователей, является стремление  к доминированию. Человеческие существа от природы склонны формировать иерархии социального доминирования и бороться за приобретенные позиции в группе, общности и т.д. Иерархия социального доминирования, включая в себя определенную степень достижения социального доминирования, при определенных предпосылках может привести к конфликту.

Непосредственными причинами  возникновения конфликтов являются дефицит ресурсов, идеологические различия и т.д. Однако склонность к доминированию, социальные притязания людей не следует  трактовать как их естественные, вечные инстинкты. Они формируются на основе сопоставления положения одних людей с положением других.

 Следовательно, социальный  конфликт — это всегда следствие  социального неравенства. Неравенство  социальных позиций означает  неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообщества людей. В учении о конфликтах Ральфа Дарендорфа значительное место отводится и проблемам собственности, обладания и распределения ресурсов.

П. А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.д. Вместе с тем он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества. Именно в этой связи встает вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но и о сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп.

Итак, основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т.д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов. В конечном счете, социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкие моменты наивысшего обострения ситуации), а конфликты политических, этнических и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов.

 Социальный конфликт  — это всегда борьба, порожденная  конфронтацией общественных и  групповых, но не индивидуальных интересов. Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп:

1) первичные группы  — непосредственные участники  конфликта, которые находятся  в состоянии взаимодействия по  поводу достижения объективно  или субъективно несовместимых  целей;

2) вторичные группы, которые  стремятся быть незамешанными  непосредственно в конфликт, но  вносят свой вклад в разжигание  конфликта. На стадии обострения  конфликта они могут стать  первичной стороной;

3) третьи силы, заинтересованные  в разрешении конфликта.

 

 

ВОПРОС 12. Что вы понимаете под социологическим опросом?

 

Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

Виды опросов: письменные (анкеты, тесты); устные (интервью); очные; заочные.

Специфика опросов. Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

- психологическое состояние респондента в момент опроса;

- ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

- содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом).Различают вопросы: открытые; закрытые (с перечнем вариантов ответов); прямые, личные; косвенные, безличные

- проблема достоверности информации;

- качество работы анкетера или интервьюера. Подразумевается, что опрос как общение связан с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, последовательность действий.

Социальная и социологическая  роль опросов. Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется  с помощью статистических методов  и должна представлять собой микромодель  генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

Список литературы

 

 

1. Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.

2. Волков Ю. Г., Епифанцев С. Н., Гулиев М. А. Социология: Учебное пособие. — Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2007. — 288 с.

3. Социология : учеб. для вузов / Ю. В. Асочаков, А. О. Бороноев,   В. В. Василькова [и др.]; под ред. Н. Г. Скворцова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. — 352 с.

4. Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко В Ф Анурин — СПб.: Питер, 2008. - 432 с.


Информация о работе Контрольная по "Социологии"