Контрольная работа по дисциплине: «Семейное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Д.М. Липатов подал исковое заявление в суд о расторжении брака с Л.Т. Осокиной, поскольку она ушла от него к своим родителям. Осокина свой уход от мужа объяснила тем, что не хочет жить в одной квартире со взрослой дочерью мужа от первого брака, так как та мешает им наладить нормальную семейную жизнь, скандалит, пытается настроить отца против жены.

Содержание работы

Содержание

Задача 1

Задача 2

1. Понятие усыновления (удочерения)

2. Ограничение родительских прав.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.20 Кб (Скачать файл)

В результате соблюдается  принцип первоочередной защиты прав и законных интересов детей. В  этих же целях п. 2 ст. 74 СК устанавливает, что ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.

Результатом удовлетворения иска об ограничении родительских прав становится отобрание ребенка у родителей (одного из них). Поэтому Кодексом (п. 4 ст. 74 СК) предусмотрено, что в ситуации, когда решение об ограничении родительских прав принято судом в отношении обоих родителей, ребенок должен быть передан на попечение органа опеки и попечительства, который определит дальнейшее устройство ребенка в установленном законом порядке. На него же возлагается защита прав и интересов ребенка (ст. 121 СК).8

Учитывая, что ограничение  родительских прав по общему правилу является временной мерой и что основанием ограничения родительских прав не всегда является виновное поведение родителей, закон (ст. 75 СК) допускает контакты ребенка с родителями, ограниченными в родительских правах. Однако, поскольку родители, ограниченные в родительских правах, утрачивают право на личное воспитание ребенка (ст. 74 СК), их контакты с ним согласно ст. 75 СК могут осуществляться лишь в интересах ребенка и не могут рассматриваться в качестве права, подлежащего обязательной реализации. Такие контакты (свидания, встречи, телефонные переговоры и т. п.) возможны лишь при условии, что они не оказывают на ребенка вредного влияния. В ст. 75 СК не уточняется, что следует понимать под вредным влиянием родителей на детей. Практика показывает, что его формы могут быть самыми различными (нахождение родителя на свидании с ребенком в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, подстрекательство ребенка к совершению правонарушений, издевательство над ребенком, вмешательство в процесс воспитания ребенка). Указанное условие вполне обоснованно и вызвано необходимостью осуществления определенного контроля за контактами родителей, ограниченными в родительских правах, с детьми, со стороны заинтересованных лиц и органов, несущих ответственность за воспитание ребенка (орган опеки и попечительства, опекун (попечитель), приемные родители ребенка, администрация воспитательного учреждения, где находится ребенок). Не случайно, что от их разрешения (согласия) зависит принципиальная возможность осуществления подобных контактов родителей с ребенком. При этом достаточно согласия одного из перечисленных лиц, непосредственно осуществляющего заботу о ребенке, защиту его прав и интересов.

 

4. Отмена ограничения родительских прав.

 

Согласно п. 1 ст. 76 СК отмена ограничения родительских прав производится по иску родителей (одного из них) решением суда, если будет установлено, что отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка. Одновременно с отменой ограничения родительских прав суд разрешает вопрос о возвращении отобранного ребенка родителям (одному из них). Как следует из смысла п. 1 ст. 76 СК и ст. 68 СК, суд вправе, а не обязан возвращать ребенка родителям при отмене ограничения родительских прав. При рассмотрении требования родителей (одного из них) о возврате ребенка суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в его удовлетворении, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка, даже, несмотря на удовлетворение требования родителей об отмене ограничения родительских прав.

Рассмотрение судом вопроса  об отмене ограничения родительских прав, возможно, только по иску родителей (одного из них), чьи родительские права были ограничены, в порядке гражданского судопроизводства. Ответчиком по делу об отмене ограничения родительских прав выступает то лицо, которое предъявляло иск об ограничении родительских прав. В том случае, когда отобранный ребенок был передан на воспитание опекуну (попечителю) или в приемную семью, то опекун (попечитель) или приемные родители будут соответчиками по делу. Дело об отмене ограничения родительских прав рассматривается с участием органа опеки и попечительства (ст. 78 СК), который может выступать и в качестве ответчика по делу (если решение об ограничении родительских прав было принято судом по иску органа опеки и попечительства). Представляется, что основанием для подачи иска может быть твердое убеждение родителей в том, что отпали основания, послужившие причиной для принятия судом решения об ограничении родительских прав (выздоровление родителей, отмена решения суда о признании их недееспособными, изменение в лучшую сторону собственного поведения). Однако при любых обстоятельствах изложенные в исковом заявлении доводы родителей (одного из них) должны быть подтверждены иными доказательствами и, прежде всего, мнением самого ребенка и заключением органа опеки и попечительства по существу заявленных требований (ст. 78 СК). Если же представленные родителями доводы не найдут своего подтверждения в судебном заседании и суд придет к выводу, что возвращение ребенка родителям противоречит его интересам, то суд в соответствии с п. 2 ст. 78 СК вправе отказать в удовлетворении иска родителей об отмене ограничения в родительских правах.

Применение таких мер  защиты интересов ребенка, как лишение родительских прав или ограничение родительских прав, требуют обязательного судебного разбирательства и вынесения судом соответствующего решения, что, естественно, не может быть сделано достаточно быстро. В то же время на практике возникают ситуации, когда действия по защите прав ребенка должны быть осуществлены немедленно, так как существует серьезная и реальная угроза жизни или здоровью ребенка.

Поэтому Кодекс (ст. 77 СК) предусматривает  принципиальную возможность немедленного отобрания ребенка у родителей (в административном порядке) органом опеки и попечительства до принятия решения судом о лишении последних родительских прав или об ограничении их в родительских правах при следующих условиях:

  • в случае непосредственной угрозы, жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т. п.);
  • вынесение органом местного самоуправления по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы соответствующего акта об отобрании ребенка (постановление, распоряжение и т. п.);
  • исполнение данного акта органом опеки и попечительства в безотлагательном порядке (то есть немедленно).

Конкретное название акта органа местного самоуправления об отобрании  ребенка законом не определяется и в разных субъектах РФ может быть различным. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. ,№ 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты, наименования которых определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 77 СК орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить об отобрании ребенка прокурора. Это связано с обязанностью прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимать при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей). Прокурор (или его заместитель) наделен правом на принесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу местного самоуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. 26-28 Закона РФ от 17 января 1992 г № 2202 "О прокуратуре РФ").

При отобрании ребенка  у родителей (одного из них) на основании акта органа местного самоуправления одновременно на орган опеки и попечительства возлагается обязанность обеспечить временное устройство ребенка. Подобное устройство, как носящее временный характер, возможно, прежде всего, в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных центрах помощи детям и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Здесь ребенку кроме временного проживания и обеспечения содержания может быть оказана при необходимости экстренная медико-социальная помощь. Однако с учетом чрезвычайного характера меры по отобранию ребенка он может быть помещен органом опеки и попечительства и в иных учреждениях (воспитательном учреждении, школе-интернате, доме (базе) отдыха, санатории). Ребенок может быть также передан родственникам (дедушке, бабушке), если таковые имеются и изъявили желание принять ребенка.

Отобрание ребенка органом  опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью возможно и у лиц, заменяющих ему родителей: опекунов (попечителей) (с последующим отстранением их от выполнения опекунских, попечительских обязанностей — п. 3 ст. 39 ГК); приемных родителей (договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью соответственно расторгается — п. 2 ст. 152 СК); усыновителей (усыновление в последующем отменяется в судебном порядке по иску органа опеки и попечительства — ст. 141—142 СК).

В целях охраны прав отобранного  ребенка и определения его  дальнейшей судьбы п. 2 ст. 77 СК установлена  обязанность органа опеки и попечительства обратиться в суд с иском о  лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка.9

 

Заключение

 

Семейное  законодательство часто относится  к числу традиционных, достаточно стабильных отраслей права, которые  не находятся в прямой конъюнктурной  зависимости от перемен в государстве и обществе. В определенной степени это так, поскольку в результате длящегося веками процесса развития брачно-семейных отношений, регулируемых, в частности, нормами семейного права, появились устойчивые нормы поведения в семье, присущие практически всем цивилизованным государствам. Однако любое законодательство обладает способностью обнаруживать такие пробелы и недостатки, которые порой даже трудно предвидеть. В семейных отношениях опосредовано отражаются особенности окружающей действительности.   

Укрепление  правовых гарантий защиты прав субъектов  брачно-семейных отношений, - несомненно, веление времени. Расширение международно-правовых связей Российской Федерацией, признание  и ратификация целого ряда международных  договоров диктуют необходимость приведения действующего законодательства в соответствии с этими документами. Российская Федерация, как участник Конвенции ООН «О правах ребенка» обязана обеспечить реализацию прав и интересов детей, обеспечить защиту детей от всех форм физического или психического насилия, различных злоупотреблений, отсутствия заботы или небрежного обращения со стороны родителей, других законных представителей.  

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Семейный кодекс от 29.12.1995 N 223-ФЗ

2. Антокольская М.В., Семейное право., М., 2006.- 321с.

 

3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ

 

4. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации/ Под ред. Кузнецова И.М. – М.: БЕК, 2010.

 

5.  Кривоносова П.А. Лишение родительских прав //Правоведение.2006. -№2.

Мороз Л.К. Рассмотрение судами дел о лишении родительских прав. М., 2009. 246с.

 

6.  Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М., 2006. 325с.

 

7. Червяков К. Установление и прекращение родительских прав и обязанностей. М., 2005. 249с.

 

8. Статьи из Интернет-ресурса

 

 

1 Антокольская М.В., Семейное право., М., 2006.- 124с.

2 Кривоносова П.А. Лишение родительских прав //Правоведение.2006. -№2.

Мороз Л.К. Рассмотрение судами дел о лишении родительских прав. М., 2009. 20 с.

3 Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ

4 Статьи из Интернет-ресурса (lawyer-war.ru›Help_01.php)

5 Семейный кодекс от 29.12.1995 N 223-ФЗ

6 Комментарий к Семейному кодексу РФ/ Под ред. Кузнецова И.М. – М.: БЕК, 2010.- 63 с.

7 Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М., 2006.- 133с.

8 Червяков К. Установление и прекращение родительских прав и обязанностей. М., 2005. – 107 с.

9 Статья из Интернет-ресурса (vostizm.ru›opeka-vostanovlenie-rodit-prav)


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Семейное право»