Контрольная работа по "Конфликтология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

Содержание работы

Вступление:
формирование конфликтологии как научной дисциплины;
причины возникновения международных конфликтов;
роль этнонациональных и международных факторов в мире за последнее десятилетие.

Основная часть:
место социологии конфликтов в структуре социологического знания;
основные направления в изучении конфликтов;
основные источники конфликтов в обществе;
два подхода к изучению социологических проблем;
критерии, необходимые для изучения конфликтов;
различия в социальном развитии и культуре конфликтующих сторон;
проблема равенства в человеческом обществе;
феномен «массового сознания» и его роль в возникновении конфликтов;
типология конфликтов;
динамика социальных конфликтов.

Заключение.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

КонтрольнаяСоциология.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Вступление:

  • формирование конфликтологии как научной дисциплины;
  • причины возникновения международных конфликтов;
  • роль этнонациональных и международных факторов в мире за последнее десятилетие.

 

Основная часть:

  • место социологии конфликтов в структуре социологического знания;
  • основные направления в изучении конфликтов;
  • основные источники конфликтов в обществе;
  • два подхода к изучению социологических проблем;
  • критерии, необходимые для изучения конфликтов;
  • различия в социальном развитии и культуре конфликтующих сторон;
  • проблема равенства в человеческом обществе;
  • феномен «массового сознания» и его роль в возникновении конфликтов;
  • типология конфликтов;
  • динамика социальных конфликтов.

 

Заключение.

 

Список используемой литературы.

 

 

 

 

Вступление.

Конфликтология как научная дисциплина сложилась в 1950-1960 г. г. ХХ века в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.

До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

Возникновение международных конфликтов неизбежно, в случае, когда одно государство или группа государств стремится навязать свои интересы другим, объявляет и добивается их монополии, ущемляя при этом или вообще не принимая во внимание иные интересы. Сфера возможных видов противоположных интересов, являющихся объектом конфликта, весьма широка: от непосредственно политических (безопасность, границы государств и т. д.) до общих экономических, национальных, информационных, идеологических и даже религиозных.

Конфликты всегда были неотъемлемой частью человеческого существования. Начиная с древнейших времен и по сегодняшний день человек ежедневно сталкивался с конфликтами в семье, с властью, во взаимодействии с другими людьми. Одно племя конфликтовало с другим, рабы восставали против рабовладельцев, один народ устраивал геноцид другого из чисто шовинистических соображений. Но самое большое распространение получили этнополитические и религиозные конфликты.

Роль этнонационального  фактора на земле в последнее десятилетие выросла и продолжает расти. Сепаратистские тенденции не обошли стороной ни Европу, ни Азию, ни Африку. Распались федеративные государства Югославия, Чехословакия, СССР. Национальный вопрос остается сложной внутриполитической проблемой в Канаде (Квебек), в США (негритянский, мексиканский, индейский вопросы). Этнонациональные отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических и других проблем.

Вопросы о дифференциации религиозных представлений и традиций в человеческом обществе уводят в глубокое доисторическое прошлое, и пока что остаются без ответов.

Но каковы бы небыли причины  возникновения различных религиозных групп, проблема религиозных конфликтов всегда остро стояла перед человечеством и наиболее актуальна стала в наши дни. Последние события, террористические акты в мире, подталкивают мировое сообщество к объединению, к началу войны цивилизованного мира с терроризмом. Но если вглядеться в эту проблеме глубже, то становится ясно что, к сожалению, война с международным терроризмом, это еще и религиозное противостояние. Известная формула о том, что у бандитов нет веры и национальности, в сознании людей срабатывает, увы, не всегда.

Из истории человеческого  общества видно, что различные религиозные группы могут мирно сосуществовать и не доводить мелкие конфликты до конфликтов мирового масштаба. Возможно все-таки дело не в религии?…

Основная часть.

Социология – отрасль  науки о человеческом поведении. Она также исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе и различные процессы, которые сохраняют статус-кво и вызывают изменения.

Рассмотрим с точки  зрения социологии, какие причинно-следственные связи могли привести к возникновению конфликта, ставящего под сомнение существование человечества вообще.

Социология исследует  общество на двух уровнях: микро и макроуровне.

Микросоциология изучает  поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие  взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы  и процессы, происходящие в течение  длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества.

В развитии социологии можно  выделить два основных направления: фундаментальное и прикладное. Первое направление занимается социально - философским осмыслением наиболее общих проблем развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности.

Эмпирическое направление  занимается сбором многочисленных фактов, сведений, информации, а также обобщением и формулированием этих данных.

Теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации. По мнению Р. Мергона, теории среднего уровня – это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений».

Социология конфликтов является теорией среднего уровня и относится к теориям специальных процессов.

Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и др. изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развитие и преодоление. Общая для всех смежных наук цель – выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.

В изучении конфликтов можно  выделить два основных направления.

1. Концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости.

2. Теории К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика  конфликта занимает доминирующее  место при объяснении социальных  процессов и изменений.

По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура. Парсонс формулирует ряд функциональных предпосылок стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностей, избежать социальных конфликтов и потрясений.

Р. Дарендорф полагает, что каждое общество изменяется в каждой своей точке, что социальные изменения вездесущи; каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.

Видный американский специалист по общей теории систем К.Э. Боулдинг попытался создать  общую модель конфликта, зафиксировать ее с помощью формализованного аппарата таким образом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов.

Методологическую основу конфликтологии составляет комплекс философских, политологических и социологических идей, аккумулируемых в теории конфликта. Коренной вопрос той или иной методологии – вопрос о природе конфликта. Функционалисты исходят из социальной структуры общества, считая, что она не фиксирует постоянные и четкие классовые различия, а характеризуется высоким уровнем социальной мобильности. Структуралисты увязывают анализ конфликтов, прежде всего с социальной структурой и ее изменением.

Важнейшая проблема методологии  теории конфликта – это проблема объективности. Она решается на пути сочетания современных концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия, интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества – с другой.

Конфликты любого уровня и вида в обществе – комплексное явление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы. Поэтому и методы их изучения многообразные, комплексные.

Л. Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т. п. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям. Согласно другому американскому автору К. Боулдингу, конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов.

Ответить однозначно на вопрос о корнях, причинах социальных конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень социального конфликта обусловлен своими собственными причинами. При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные и другие факторы.

Основными источниками  конфликта в обществе является расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями «задает» противоречия, проявляющиеся:

1) в борьбе между  социальными слоями, группами, классами;

2) в противостоянии между поколениями;

3) в борьбе между этническими группами;

4) в противоречащей  друг другу деятельности различных религиозных общин;

5) в борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т.д.

На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:

    • в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры;
    • структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;
    • функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры;
    • динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» - принципа сохранения социального равновесия.

Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии  служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе разных народов много общего.

При рассмотрении конфликтов целесообразней будет воспользоваться  как структурно-функциональным методом, так и сравнительным.

Для описания того или  иного конфликта необходимо знать:

1) характеристики конфликтующих  сторон (их ценности и мотивации, устремления и цели, интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы);

2) предысторию взаимодействий  конфликтующих сторон;

3) природу того, что  привело к конфликту;

4) социальную среду,  в которой возник конфликт;

5) заинтересованные стороны;

6) применяемые конфликтующими  сторонами стратегию и тактику;

7) результаты конфликта  для его участников и заинтересованных сторон.

Втянутыми в международный  конфликт могут быть многие страны, так или иначе поддерживающие международные террористические организации. Называются Афганистан, северная часть Пакистана, Ливия, Судан, Палестинская автономия. Противостоит этим странам так называемый «цивилизованный мир». Уровень цивилизованности измеряется уровнем социального и культурного развития.

Информация о работе Контрольная работа по "Конфликтология"