Инструкционная
карта №1
2. Ответить
на вопросы:
- Как Вы понимаете концепцию «социального государства»?
Сущность социального
государства
Социальное
государство (от нем. Sozialstaat) особый тип современного высокоразвитого
государства, в котором обеспечивается
высокий уровень социальной защищенности
всех граждан посредством активной деятельности
государства по регулированию социальной,
экономической и других сфер жизнедеятельности
общества, установлению в нем социальной
справедливости и солидарности. Социальное
государство является итогом сближения
целей и гармонизации отношений государственных
институтов и общества.
Процесс
становления социального государства
можно рассматривать на следующих
уровнях:
= на научном
- как идею и ее развитие
в различных концепций,
= на нормативном
- как конституционный принцип,
закрепленный в Основном законе
государства,
= на эмпирическом
- как реальную практику деятельности
государственных институтов по
решению социальных проблем общества.
Понятие
“социальное государство” было выдвинуто немецким
государствоведом и экономистом Лоренцем
фон Штейном (1815—1890) под влиянием философии
Гегеля, французских социалистических
доктрин и в результате анализа развития
капитализма в Германии. Он считал, что
функции государства заключаются:
- в восстановлении
равенства и свободы,
- в осуществлении
экономического и общественного
прогресса всех граждан.
Словосочетание
"социальное государство" включено
теперь во многие конституции
- Франции 1958 г., Испании 1978 г., Румынии
1991 г., Словении 1991 г., Украины 1996
г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Эквадора
1998 г., Венесуэлы 1999 г. и ряда других стран.
Есть этот термин в ст. 7 Конституции РФ.
Одни авторы
считают, что социальное государство
аналогично "государству (всеобщего, - В.Ч.) благоденствия" (welfare
state), иногда говорят, что последний термин
- это английский вариант первого. Другие
усматривают сходство социального государства
с трудовым государством (благоприятствующем
труду) - workfare state (этот труднопереводимый
на русский язык неологизм не является
точным термином, он появился, скорее,
как игра слов, для противопоставления
термину welfare state, чтобы показать, каким
на деле должно быть современное государство.
Некоторые
исследователи, констатируя, что
"золотое тридцатилетие" государства
благоденствия давно закончилось, предлагают
вместо него "селективное (выборочное,
- В.Ч.) государство благосостояния, говорят
о передающем, перемещающем социальные
блага, "вымешивающем государстве"
(transfer state, churning state), называя его "идеальным
типом государства" и т.д.
Либеральную
концепцию социального государства
развил Фридрих Науманн. Либералы
ставили перед государством задачу
не только защищать собственность
и социальный порядок, но и
материально, и морально поднять низшие классы с помощью
широких социальных реформ.
Более радикальную
теоретическую концепцию социального
государства выдвинул в 1879 немецкий
экономист Адольф Вагнер, сторонник
государственного и христианского
социализма. Его концепция предусматривала превращение буржуазного
государства в “государство культуры
и всеобщего благоденствия”, огосударствление
железных дорог, горных предприятий, банков
и страховых организаций, интеграцию рабочего
класса в государство в противовес идеям
классовой борьбы, политических и социальных
революций.
Мощным толчком
для дальнейшего развития теории
и практики социального государства
послужили мировой экономический
кризис 1929—1933 гг., начавшийся в США
и 2-я мировая война. “Новый
курс” президента США Ф. Рузвельта
включил в себя законодательное
закрепление права рабочих на коллективный
договор и организацию профсоюзов, общегосударственные
мероприятия по борьбе с безработицей,
помощь фермерам, решительные шаги в направлении
социального обеспечения, ликвидации
детского труда и сокращения рабочего
дня, введения пенсии по старости.
Особую роль
в создании в западных странах
социального государства сыграл
т. н. “План Бевериджа”, представленный
в 1942 британскому парламенту председателем
одного из его комитетов У.
Бевериджем и начавший осуществляться
лейбористским правительством с 1945. План
предусматривал новую организацию всей
системы социального обеспечения через
расширение социального страхования вплоть
до охвата им почти всех граждан государства,
а также через гарантию единого национального
среднего дохода, которого хватало бы
на скромное поддержание жизни. Ядром
плана была тесная связь социальной политики
с государственной экономической политикой,
нацеленной на обеспечение полной занятости.
Предусматривались создание безвозмездной,
доступной всем гражданам государственной
системы здравоохранения, контроль за
заработной платой и ценами, постепенное
устранение частной собственности на
средства производства и другие меры.
План Бевериджа был использован в социальной
деятельности послевоенных правительств
Бельгии, Дании и Нидерландов, Швеции,
Германии.
Новый этап
в развитии социального государства
начался после 2-й мировой войны
— его возведение в конституционный
принцип, интерпретация как особого
типа государства. Социальное государство в качестве
конституционного принципа было зафиксировано
в конституциях Японии, ФРГ, Франции, Италии,
а позднее, в 70-е гг., Испании, Португалии,
Швеции.
Однако еще
в 1917 г. была принята (на волне
революционных событий) Политическая
конституция Соединенных Штатов
Мексики, действующая до сих пор. В ней
провозглашались необходимость "непрерывного
улучшения экономического, социального
и культурного уровня жизни народа",
говорилось о "более справедливом распределении
доходов и богатств", о социальной справедливости
и социальной ответственности (ст.3, 25)
Социальные положения (о социальной справедливости
и о "недопустимости концентрации собственности
в руках немногих индивидов" - ст.45) содержались
в Конституции Ирландии 1937 г. После Второй
мировой войны первыми конституциями,
имевшими отчетливо выраженный социальный
характер, были Конституции Франции 1946
г. (не действует, кроме преамбулы, где
содержатся положения о социально-экономических
правах) и Конституция Италии 1947 г., провозглашавшая
Италию республикой, основанной на труде
(ст.1).
Среди стран, освободившихся
от колониальной зависимости, они наиболее
отчетливо были выражены в Конституции
Индии 1949 г., в которой говорится
о "праве на защиту от эксплуатации",
об обязанности государства поднятьуровень питания и уровень
жизни, о том, что не должно быть концентрации
богатства во вред общественным интересам,
что "государство должно обеспечить
социальный порядок, способствующий благосостоянию
народа" (ст.38), и стремиться свести к
минимуму неравенство в доходах, а собственность
и минеральные ресурсы должны служить
общественным интересам.
Cоциальные
положения содержатся в конституциях
Европы (Польши 1997 г., Румынии 1991 г., Швейцарии
1999 г. и др.), Азии (Сирии 1973г., Йемена
1995 г. (в ред. 2002 г.), Афганистана 2004г., Ирака
2005 г. и др. (в конституции некоторых из
этих стран включен тезис об арабском
социализме), в конституциях стран Африки
(Египта 1971 г. (в ред. 1980 и 2007 гг.), Гвинеи
1990 г., Эфиопии 1994 г. и др.), Латинской Америки
(Бразилии 1988 г., Колумбии 1991 г., Чили 1980
г. и др.).
В ряде
конституций стран Востока такие
положения сформулированы как
руководящие принципы политики
для правительства. Социальные
положения включены и в основные
законы (основные низамы) стран мусульманского фундаментализма
(низамы - октроированные монархами акты,
имеющие имеют форму и содержание конституций,
но все же подлинной конституцией считается
Коран, что указано и в низамах). В них говорится
о социальной справедливости (ст.14 Основного
низама ОАЭ 1996 г.). В Саудовской Аравии
"священной" объявлена не частная
собственность, как было в Европе, а публичная,
считающаяся достоянием уммы (мусульманского
сообщества "правоверных").
В настоящее
время все развитые страны
мира де-факто являются социальными государствами.
Успешное
функционирование современного
социального государства возможно
лишь на основе высокоразвитой,
эффективной, социально ориентированной
экономики.
В экономической политике социальное государство
должно сочетать и меры государственного
регулирования, поощрение конкуренции
и развитие личной инициативы граждан
по обеспечению своего собственного благосостояния.
В политической сфере необходим консенсус
главных политических сил относительно
основных целей и задач развития данного
общества, сложившаяся система деятельности
социальных институтов. Это позволяет
обеспечивать преемственность социальной
политики государства в случаях демократической
смены правящих партий, правительств и
высших государственных должностных лиц.
Духовная атмосфера в социальном государстве
должна характеризоваться развитым чувством
гражданственности, социальной солидарности
и гуманизма.
Конечной
целью развития социальной сферы социального государства
должно стать утверждение принципа социальной
справедливости, которая в данном контексте
будет означать:
во-первых, гарантии для каждого человека
на труд в соответствии с его способностями
и квалификацией, на оплату труда в зависимости
от его качества и количества, на возможность
самообеспечения и повышения своего благосостояния;
во-вторых, создание равных стартовых
возможностей всем членам общества через
систему воспитания, образования и социальной
поддержки; переход от политического и
правового равноправия граждан к их социальному
равноправию;
в-третьих, обеспечение силами государственных
и общественных институтов приемлемого
уровня жизни для слабых слоев и отдельных
граждан, не имеющих возможности трудиться
и самостоятельно поддерживать свой жизненный
уровень.
2. Концепция социального
государства и политики всеобщего благоденствия
Реформы
социального законодательства проводили
левые силы — партии социалистической
ориентации и профсоюзы, а также
либеральные и консервативные
партии, вынужденные учитывать в
своей политике запросы и требования
неимущих.
Идеи государства
благоденствия и сам этот термин
впервые появились в общественно-политической
мысли Германии в 80-е годы XIX
столетия. Стремясь ослабить влияние
партии социал-демократов, правительство
О. фон Бисмарка подготовило тогда серию
законов о страховании рабочих промышленных
предприятий. Социальная политика была
возведена в ранг официальной доктрины
Германии и получила закрепление в Веймарской
конституции 1919 г. — первой европейской
конституции, наделившей граждан социальными
правами (правами на объединение в профсоюзы,
защиту от безработицы, охрану здоровья
и трудоспособности). С конца XIX в. отдельные
меры в области социальной политики начинают
осуществлять и другие государства, однако
ее развитие было прервано экономическим
кризисом 30-х годов.
Процессы формирования
идеологии общественного благоденствия
возобновились после Второй мировой
войны. Кейнсианские представления о всеобщей
занятости и высоких доходах населения
оказали ощутимое влияние на реформы,
проведенные социал-демократами Швеции и лейбористами
Великобритании.
Под политикой
социального благоденствия в
40—50-е годы понимали программы, направленные
на достижение высокого жизненного уровня
населения путем создания государственных
систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства,
а также оказания помощи гражданам, которые
не в состоянии собственными силами обеспечить
себе минимум доходов.
Социальная
политика промышленно развитых стран
нашла отражение в многочисленных работах,
опубликованных в Великобритании и США,
где за ней закрепилось название "политика
благоденствия" (Welfare State).
В официальных
документах и законодательстве
западных стран понятие государства
благоденствия используется крайне
редко. Чаще употребляется термин
"социальное государство".
Различные
общественно-политические движения
и партии вкладывают в понятие социального
государства разное содержание.
Идеологи либерально-демократических партий трактуют его как "государство
социальных услуг". Либералы считают,
что социальная политика позволяет стабилизировать
развитие общества, уладить возникающие
в нем конфликты и тем самым добиться утверждения
в общественной жизни отношений солидарности
и партнерства. Социальное государство,
писал западногерманский юрист Э. Губер,
представляет собой "государство современной
индустриальной эпохи, которое стремится
преодолеть посредством социальной интеграции
конфликт между индустриальным классовым
обществом и традиционной государственностью".
Важнейшими задачами современного государства
он называл обеспечение полной занятости
и "умиротворение общества". Идеологи
неолиберализма выдвигают лозунги общества
с высоким уровнем потребления, оказания
помощи малоимущим, но избегают говорить
о всеобщем благоденствии, опасаясь породить
у социальных низов завышенные ожидания.
Социал-демократические партии рассматривают социальное
государство как ступень к своей главной
цели — демократическому социализму.
Государственная власть, заявляют они,
призвана подготовить условия для перехода
к социальной демократии, при которой
демократические методы управления будут
применяться во всех сферах общественной
жизни. Одновременно подчеркивается, что
социальная политика является не услугой
или милостью со стороны государства,
а его прямой обязанностью, вытекающей
из предоставленных гражданам социальных
прав. Теоретики социал-демократии разрабатывают
идеи правового социального государства,
ответственного перед своими гражданами,
и возлагают на него обширный круг задач,
вплоть до утверждения в обществе отношений
социальной справедливости.