Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 11:29, контрольная работа
Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.
Введение
Глава 1.Содержание и структура свободного времени
Глава 2. Досуговые программы дополнительного образования
1.1 Что представляют программы досуга
1.2 Организация деятельности программ досуга
1.3 Виды деятельности досуга
1.4 Структура программы досуга
Выводы
Список использованной литературы
2. Досуговые программы дополнительного образования
1.1 Что представляют досуговые программы
Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, ее расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.
Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и форами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в ассоциативные группировки, препятствовали развитию вредных привычек и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.
Досуговые программы - определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей - от дошкольников до подростков. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на расширение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности. Так, к числу потенциальных возможностей досуговых программ в формировании личности один из исследователей детского досуга, относит установку на:
Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют физические, интеллектуальные, эмоциональные возможности ребенка. Если ведущим видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность.
1.2 Организация деятельности досуговых программ
Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования.
Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник, может носить камерный характер. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные коллективы, педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например детские новогодние праздники. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становится важным фактором развития самосознания. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремление наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.
1.3Виды досуговой деятельности
Формы игровой деятельности в досуговых программах чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры, игровое имитационное моделирование, демонстрационные, театрализованные игры, игры-конкурсы. В досуговых программах используются основные виды современных игр, в том числе:
Игровые технологии предполагают зрелищный, динамичный характер досуговых программ, их ориентацию на эмоциональное восприятие содержания.
Практика дополнительного образования отражает богатейший опыт реализации досуговых программ. В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия в ней детей выделяется несколько типов досуговых программ.
Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30мин. и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений - это могут быть игры-забавы за столом, в игротеке, подвижные игры и танцы в кругу; игры с эстрады, дискотека и т.д. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.
Конкурсная игровая программ по заданной тематике с предварительной подготовкой участников. Готовить и проводить такие программы могут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством.
Праздник - особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. Здесь может быть использован принцип свободного выбора досуговой деятельности (гулянье) или смена жанров для всех одновременно: например, затейничество, концерт-загадка, представление героев каких-либо событий и интервью с ними и др. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий создания атмосферы ожидания праздника.
Игра-спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории. Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры-спектакля дети неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля.
Длительная досуговая программа представляет собой систему воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она обязательно состоит из четко спланированных этапов, в соответствии с поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на целый учебный год или даже несколько лет. Типичным примером является программа детского летнего лагеря. В учреждении дополнительного образования длительная игровая программа может быть организована в форме игры- путешествия с привалами (праздниками)
Модель досуговой программы, представленная в виде методической разработки, может быть отражена в следующей примерной структуре, предложенной создателями программного комплекса одного из крупнейших учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга - Дворцом детского творчества.
1.4 Структура досуговой программы
)Кому адресована программа; какие потребности удовлетворяет.
)Целевое назначение программы, ее задачи.
)Какие виды досуговой
)(Краткое) содержание предлагаемой досуговой деятельности.
)Предполагаемые формы
)Возможные варианты участия детей в программе.
)Продолжительность программы.
)Условия, необходимые для реализации программ.
)Участники-организаторы
)Литература, необходимая для освоения
программы (обязательная и
)Ожидаемые результаты
4.Выводы.
В чем же заключается сущность досуга детей, каковы функции и виды досуговых программ. Для решения этой задачи была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и раскрыть его основные функции. Досуг это часть социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования, поэтому проведение дрсуговых игр очень важно для развития личности ребенка.
5.Список использованной литературы
1.Методика и технология
2.Дополнительное образование
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МОСКОВСКОГО РАЙОНА, г. МИНСКА.
Сеть учреждений культуры
Имеющаяся в районе сеть учреждений культуры, позволяет удовлетворять основные запросы различных категорий населения в сфере образовательных и развлекательных услуг, развития творческих способностей и приобщения жителей района к достоянию мировой и национальной культуры.
Учреждения культуры района ежегодно принимают активное участие в республиканских, городских и районных фестивалях и конкурсах. Лучшие творческие коллективы и участники фестивалей награждены дипломами лауреатов и поощрительными призами.
Кроме традиционных мероприятий таких, как: Новогодние и Рождественские праздники, мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню Независимости Республики Беларусь, Дню Города, в районе проводятся праздники улиц и дворов для различных категорий населения, праздники «Гуканне вясны», «Восеньскія кірмашы» и многие другие.
В этом направлении работают:
Информация о работе Контрольная работа по «Социальная работа в сфере досуга»