Контрольная работа по «Социологии управления»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. В чем состоит вклад Ф. Тэйлора в развитие науки об управлении?
Вопрос 2 Какова сущность "административной школы управления", основанной А. Файолем?
Вопрос 3. Каковы отличительные черты системного и ситуационного подходов к управлению?
Вопрос 4. Какими принципами руководствуется современное управление?
...
Вопрос 10. Что такое стратегическое управление?

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                  Контрольная работа

 

                               по предмету «Социология управления»  

 

Вопрос 1. В чем состоит вклад Ф. Тэйлора в развитие науки об управлении?

 Ответ: Ф Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.

 

Вопрос 2 Какова сущность "административной школы управления", основанной А. Файолем?

Ответ: На базе учения А. Файоля в 20-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.

Разработанные А. Файолем  принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

Суть разработанных  им принципов управления сводится к  следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация менеджеров одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.

 

 Вопрос 3. Каковы отличительные черты системного и ситуационного подходов к управлению ?                     

Ответ: В 60-70-х годах 20 века в мировой управленческой мысли все более явственно на передовые позиции выходит системный подход в управлении, базирующийся на теории систем. Наиболее известными представителями этого направления являются лидеры структурно функционального анализа Т. Парсонс и Р. Мертон, а также Дж. Форрестор, Р. Саймон, Л. Гьювик и др. Последний из них, в частности, подчеркивает: управление все более становиться искусством и одновременно наукой в силу того, что оно стремится на систематической основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

В последние годы в  теории управления наряду с системным  подходом используется ситуационный подход. В его разработку существенный вклад  внесли Д. Вудворд, Ф. Лутанс, П.Лоуренс и др. В основе этого подхода находится концепция, утверждающая, что оптимальное и эффективное управление возможно только при таких условиях, когда внутреннее функционирование организации четко согласованно с требованиями стоящей перед ней задачи, ее техническим оснащением, потребностями персонала (внутренние переменные) и внешним окружением (внешние переменные). Причем с учетом тех конкретных обстоятельств, в которых находиться данная система в данное время. Таким образом, в ней речь идет об управлении, осуществляемом в конкретной ситуации, поскольку общие принципы управления должны применяться по-разному в различных организациях и только тогда они будут способствовать более эффективному достижению целей организации.

 

Вопрос 4.  Какими принципами руководствуется современное управление?

Ответ: Современное управление руководствуется несколькими основополагающими принципами. Наиболее существенные из них таковы:

Принцип органической взаимообусловленности  в целостности субъекта и объекта управления. Управление как процесс целенаправленного и организующего воздействия субъекта (управляющей подсистемы) на объект (коллектив, организация, техническая система, информация и т.п.) должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой, обратную связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию, направленному на ее достижение.

Принцип государственной  законности системы управления организацией, фирмой, учреждением. Суть его такова: организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям и нормам государственного законодательства.

Принцип обеспечения  внутренней правовой регламентации  создания, функционирования и развития фирмы (организации, учреждения и т.п.). Вся деятельность фирмы должна осуществляться в соответствии с требованиями внутреннего устава (учредительного договора), содержание которого должно отвечать законодательству страны и проходить регистрацию в Министерстве юстиции.

Принцип найма руководителя: в соответствии с ним решается вопрос - назначать или избирать руководителя (в научных учреждениях, например, в Академии наук, существует выборность президента, директора института, зав. лабораторией, а на предприятии - назначение директора.) Это определяется содержанием деятельности, целей и задач организации.

Принцип единства специализации и  унификации процессов управления. Специализация  повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за низкой повторяемости управленческих процессов. Поэтому специализация  должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов.

Принцип многовариантности управленческих решений диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального  и эффективного решения из множества  возможных, в том числе и альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.

Принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней  среде. Устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы (организации) к изменениям во внешней среде, в том числе и неблагоприятным.

Принцип мобильности процесса управления. Наряду с устойчивостью управление должно быть мобильным, т.е. быстро и  без особых трудностей приспосабливаться к изменению внутренней среды организации (фирмы) и внешней среды - потребителей товаров и услуг, конъюнктуры рынка, к научно-техническим изменениям.

Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизации  управления, тем выше качество процесса управления и ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций.

Принцип единства руководства, сущность которого можно выразить так: в одной организации, будь то промышленное предприятие, торговая фирма, научное учреждение или армия, должны функционировать один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

 

               Вопрос 5. Каковы основные функции управления?  

Ответ: Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Реализуется посредством вы движения 1) целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; 2) целей-заданий - планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; 3) целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации- фирмы, предприятия, корпорации и т.п.

Вторая функция управления - административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных  актов, регулирующих кадровую сферу  и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.

Управленческая деятельность неосуществима  без выполнения информационно-аналитической  функции, которая обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

Четвертая функция управления - социальная, заключающаяся в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровления работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

Пятая функция управленческой деятельности - прогнозирование, заключающаяся в определении возможных изменений в окружающей социальной среде. Например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации, а также внутренних изменений в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

Шестой функцией управления является планирование, представляющее собой  процесс выбора целей данной системы  (организации) и решений, необходимых для их достижения.

Для своей успешной реализации управленческая деятельность должна включать в себя мотивационно-стимулирующую функцию, предполагающую создание необходимых  условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.). Побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов, в первую очередь, с учетом необходимости оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

Восьмая функция управления - корректирующая деятельность управляемой системы (организации), направленная на недопущение  срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

Девятая функция управленческой деятельности - удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

Десятая функция управления - обеспечение  компетентности и дисциплины всего  персонала, всех должностных лиц  данной организации в их повседневной служебной деятельности.

Одиннадцатая функция управленческой деятельности - осуществление контроля всех подразделений данной организации, обеспечивающего упорядочивающее  и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

Двенадцатая функция  управленческой деятельности - создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации, способствующего достижению высоких  результатов в деятельности, данной организации.

Тринадцатая функция  успешной управленческой деятельности воплощается в обеспечении целостности системы (организации), сохранения и упрочения ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

Четырнадцатая функция  управления - повышение качества и  эффективности служебной деятельности. Она включает в себя разработку прогнозных оценок внешнесредовых и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

 

               Вопрос 6. В чем состоит сущность системного подхода к управлению?

 

Ответ: Чтобы управление было эффективным, очень важно применять системную методологию, методы системного подхода к организации управленческой деятельности.

В соответствии с этой отличительной особенностью социальных объектов системный подход к управлению ими применяется как способ системного упорядочения управленческих действий, благодаря которому определяются цели и задачи управления, анализируются варианты возможных управленческих решений и выбираются наиболее эффективные из них. Осуществляется структурирование управленческих действий, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов решаемых проблем, а также условия и факторы, оказывающие влияние на их решение.

 

 Вопрос 7. Чем характеризуются шесть типов социальных отношений в системе    управления

 Отвтет: В процессе функционирования системы управления возникают шесть основных типов социальных отношений. Их характерные особенности сводятся к следующему.

Наиболее распространенным типом взаимодействий между людьми в процессе управления являются служебные  отношения, которые отличаются своей  несимметричностью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления складывается односторонняя зависимость подчиненного от начальника. Наиболее существенным признаком служебных отношений является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, которые подчиненный должен выполнять.

Информация о работе Контрольная работа по «Социологии управления»