Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:11, контрольная работа
Задание № 1
Каждый из ученых, указанных в таблице, внес существенный вклад в социологию. В чем конкретно заключается этот вклад? Какие важные для социологии понятия находились в центре его теоретических концепций? Свои ответы внесите в соответствующие ячейки таблицы.
Вариант 1
Задание № 1
Каждый из ученых, указанных в таблице, внес существенный вклад в социологию. В чем конкретно заключается этот вклад? Какие важные для социологии понятия находились в центре его теоретических концепций? Свои ответы внесите в соответствующие ячейки таблицы.
Ученый (годы жизни) |
Ключевые понятия концепции |
Основной вклад в социологию |
М. Вебер 21 апреля 1864, Эрфурт, Пруссия — 14 июня 1920, Мюнхен, Германия |
Социология анализирует
социальное действие и пытается объяснить
его причину. Понимание означает
познание социального действия через
его субъективно |
«Понимающая социология», теория социальных действий. |
Т. Парсонс 13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс — 6 мая 1979, Мюнхен |
Структурный функционализм: высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности; социология занимается изучением
функций, выполняемых социальными
институтами, и социальным действием
индивидов, которые занимают определённое
место в социальной структуре
общества (статусы) и исполняют предписанные
общественными нормами и тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой. Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт, рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные. Требования к обществу: Общество должно быть приспособлено к среде. У общества должны быть поставлены цели. Все элементы общества должны быть скоординированы. Ценности в обществе должны сохраняться. Структурно-функциональный
анализ — принцип исследования социальных
явлений и процессов как Деятельность — процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат. Поведение — система взаимосвязанных
действий, осуществляемых субъектом
с целью реализации определённой
функции и требующих его Теория социального действия: Подсистемы социального действия: биологический организм (индивидуальное
психологическое состояние система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целедостижение как удовлетворение потребностей). социальная система — совокупность образцов поведения, социальных норм, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли (интеграция). система культуры — культурные
ценности и традиции, необходимые
для стабильного Социальный порядок:
Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости. У Парсонса элементом, упорядочивающим взаимодействующие части, стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок). Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса). Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов: Тенденции социальной системы к самосохранению. Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие). Типовые переменные — понятие, объединяющее социальное действие и социальную систему; фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается актор социального действия. Партикуляризм (или универсализм) — акторы должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать уникальные критерии, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм). Поступки человека — необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества. Аффективная нейтральность или аффективность — акторы могут находиться в определённых отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность). «Диффузность» или специализация — индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлечённостью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности («диффузность») и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей (специализация). Ориентация на себя или ориентация на группу — эгоистические и альтруитические действия. Аскриптивное или достигнутое. Социальные системы: Социальные системы — институциональные системы рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов. Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид — группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный. На социетальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем: экономической (функция — адаптации), политической (функция — целедостижение), «фидуциарной» (функция — латентность) и «социетальной общности» (функция — интеграции). Социетальная общность — ядро всей социальной системы — это система или совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включает нормы, ценности и нормативные образцы. В качестве обобщённого средства взаимообмена между людьми здесь признаются «влияние» и «солидарность», а не деньги, власть или ценностные качества. |
Структурный функционализм Теория социального действия Социальный порядок Социальные системы |
Л. Козер 27 ноября 1913 Берлин - 8 июля 2003 Кембридж |
Социология 1940–1950 ориентировалась на концепции структурного функционализма (в первую очередь, на теории Т.Парсонса), в которых главенствующее место занимали принципы порядка и стабильности. Социальный конфликт в этой системе рассматривался как патологический, разрушительный процесс. Козер взглянул на конфликт совершенно под другим углом зрения. Для него конфликт – это вовсе не социальная аномалия, а естественная и даже необходимая форма существования и развития социальной системы, которая нередко имеет негативные последствия, но может давать и заметный позитивный результат. Главной темой социологии конфликта стало изучение влияния конфликтов на сохранение и восстановление целостности систем, на процессы приспособления общественных структур к требованиям действительности. Доказывая наличие позитивных (группосозидающих) функций конфликта, он пытался дать полномасштабную картину тех факторов, которые способствуют (или, наоборот, препятствуют) такой интеграции. Среди них не последнее место занимает, например, вовлеченность индивидов в групповую структуру. Чем теснее связи между людьми в группе, тем больше конфликт в таких группах имеет негативные последствия. В группах с высокой интенсивностью взаимодействия конфликты часто на время «загоняются вовнутрь». Однако концентрация людей на одних и тех же проблемах, возникающих в рамках этой группы, может привести в результате к такому взрыву, который полностью разрушает эту группу. В тех же случаях, когда люди вовлечены в групповую деятельность только частично и являются одновременно участниками не какой-то одной социальной группы, а целого ряда разных групп, конфликты играют созидательную функцию – поддерживают необходимый баланс сил, предотвращая концентрацию эмоций на какой-либо одной проблеме и не допуская раскола общества. Согласно Козеру, есть определенная закономерность между структурой группы и протеканием внутренних и межгрупповых конфликтов. Так, группы, которые имеют внешнего врага, как правило, более сплоченны и требуют от своих членов полного подчинения. Козер выделил два основных типа социальных систем, по разному влияющих на восприятие конфликтов и на их протекание. Первый тип – жесткая, деспотически-тоталитарная система – характеризуется неприятием социальных конфликтов как самого явления и отсутствием в связи с этим механизмов для их разрешения и урегулирования. Второй тип – гибкие системы, открыто признающие наличие конфликтов в социальной жизни и активно практикующие самые разные способы и методы работы с ними. Если для первых систем возникновение серьезных конфликтов связано с дезорганизацией и постепенным разрушением системы, то для вторых - это сигнал о необходимости саморегуляции и реформирования системы в соответствии с новыми требованиями окружающей действительности (конфликт выступает как «страхующий клапан» системы). В целом концепция Л.Козера не столько противостояла структурному функционализму, сколько развивала его идеи, выводя их на новый уровень. С его подачи стала рассматриваться возможность поддержания и утверждение социальной структуры с помощью регулируемого конфликта внутри и между группами. Главная же заслуга Козера состояла в том, что конфликт, наконец, был признан как нормальное, широко распространенное и во многих случаях позитивное социальное явление. |
Представитель позитивного функционализма. Опираясь на идеи Зиммеля, которого он переводил и пропагандировал в США, внёс значительный вклад в разработку теории социального конфликта. Козер показал в конфликте начало, способствующее укреплению консенсуса. |
П. Бурдье 1 августа 1930, Франция — 23 января 2002, Париж, Франция |
Структуралистский конструктивизм В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода: 1) структурализм — в
социальной системе существуют
объективные структуры, не 2) конструктивизм — действия
людей, обусловленные Теория Бурдьё считается интегральной социологической теорией и представляет собой попытку преодоления противоречий между макро- и микро- анализом, агентом и структурой, которое порождает так называемые «парные понятия» (англ. paired concepts). В основании теории Бурдьё лежат, в первую очередь, фундаментальные идеи классиков, выражающие два противоположных подхода к определению объекта социологии: это исследовательская программа Маркса, исходным пунктом которой полагается широко понимаемая структура (общественно-экономическая формация), и программа Вебера, который исходит из концепта социального действия. Постольку, поскольку агент и структура связаны диалектически, Бурдьё пытается снять противоречие между ними и вводит ряд своих концептов. Центральными в По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «подпространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами — капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его. |
Представитель постструктуралистского направления социальной теории, создатель теории социального поля (фр. champ), теории габитуса. |
Задание № 2
Заполните таблицу.
Европейская социологическая мысль классического периода
Социологическая парадигма |
Ключевые фигуры |
Основные положения теории |
Натуралистская парадигма |
В. Парето, Дж. Хоманс, П. Блау |
Объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, приближающихся к методу естественных наук. В рамках этой парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы. Теория инструментальной рациональности - рациональность, представленная в форме максимизирующего поведения, которое в условиях ограниченных ресурсов принимает форму задачи на оптимизацию: выбор средств для достижения заданной цели. Теория рационального выбора - в качестве центральной выделяет категорию социального действия. Понять закономерности социального действия, значит, решить главную задачу социологии. Социальное действие (по Дж. Хомансу) – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты |
Структурализм |
Э. Дюркгейм |
1) взгляд на социальную
реальность как на 2) взгляд на социологию
как на науку, которая 3) ориентация на методы,
принятые в естественных |
Интерпретативная парадигма |
Г. Зиммель и Макс Вебер |
1) социальная реальность
понимается как возникающая в
результате взаимодействий, опосредованных
индивидуальными смыслами и 2) поэтому основная задача
социологии – понять |
Символический интеракционизм |
Дж. Мид, Ч.Кули, У. Томас, Г. Беккер, Х.Блумер, И. Гофман |
Рассматривали реальность как совокупность ситуаций, в к-рых действует субъект. Об-во и социальный индивид конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других, “обобщенного Другого” — этапы превращения организма в рефлективное социальное Я, состоящее из двух структурных составляющих — “I” и “me”. “I” — элемент спонтанного и бессознательного в социальном индивиде, “те” — интернализованная точка зрения группы. Происхождение Я целиком социально, а гл. его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, причем внешний социальный контроль преобразуется в самоконтроль. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символич. содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в к-рых она участвует. Структура завершенного Я отражает единство и структуру социального процесса. Становление социального индивида, по Миду, опосредствуется языком. Мид, а за ним и все интеракционисты уделяют огромное влияние словам как гл. орудиям стабилизации и объективации того, что иначе осталось бы текучим и совершенно субъективным опытом. Именно слова дают людям возможность формировать общие определения ситуации, общие видения объектов, делающие возможным систематич. социальные взаимодействия. |
Постструктурализм (марксизм ) |
Карл Маркс и Фридрих Энгельс |
материалистическое понимание
истории как смены общественно- |
Функционализм (структурный функционализм |
Т.Парсонс, Г.Спенсер и Э. Дюркгейм, Р.Мертон |
Трактовка общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. |