Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:03, контрольная работа
Дени Дедро написал «педагогический проект для женского образования в России» « Энциклопедия» 1-ый том был издан в 1751 г(Над ее работой ушло более 30 лет) Великая Энциклопедия Дидро стала первый научным изданием,содержащим не только чисто техническую информацию ,расчитанную на профессионалов ,но и философские рассуждения ,что послужило одной из основных причин столь яростного неприятия властью этой книги.Круг его интересов был чрезвычайно широк .Он написал о естественном отборе и теории наследственности ,что дало возможность впоследствии назвать Дидро предшественником Дарвина.
социология 3 лекция
1идея соц. детерминизма.
Социальный детерминизм (лат. determinare - определять)
- один из основных принципов социологии,
выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность
социальных явлений.
Одни социологические явления развиваются
из других.
Представители : Дедро, Вольтер. Жак Руссо,
Шарль Луи Монтескье.
Дени Дедро написал «педагогический проект
для женского образования в России» «
Энциклопедия» 1-ый том был издан в 1751 г(Над
ее работой ушло более 30 лет) Великая Энциклопедия
Дидро стала первый научным изданием,содержащим
не только чисто техническую информацию
,расчитанную на профессионалов ,но и философские
рассуждения ,что послужило одной из основных
причин столь яростного неприятия властью
этой книги.Круг его интересов был чрезвычайно
широк .Он написал о естественном отборе
и теории наследственности ,что дало возможность
впоследствии назвать Дидро предшественником
Дарвина. Из всех областей мысли ,занимавших
Дидро он особенно много внимания уделял
проблемам теории познания,религии ,этики
и теории искусства .Дидро утверждает
,что сознание (мышление )и бытие (действительность)
,не смотря на свою противоположность
едины,так как они оба являтся атрибутами
одной и той же субстанции –материи.Устойчивасть
наших знаний проистекает из нашей связи
с природой ,из нашего жизненного опыта
и из нашей способности делать умозаключения
на основе этого опыта.
Руссо «Неограниченный народный
суверенитет», носитель верховной власти
–народ,концепция сформулирована в «
общественном договоре».
Ему принадлежат труды «Рассуждение о
происхождении и основаниях неравенства
между людьми» и «Об общественном договоре».Ученый
развил идеи общественного договора и
исследовал причины возникновения неравенства
.Причиной неравенства он считал наличие
частной собственности,и именно поэтому
призывал всех равной собственностью.
Шарль Луи Монтескье : «дух законов» социальные
отношения предопределены географическими
условиями проживания народа. Присутствует
идея географического детерминизма соц.
отношения. Развитие соц. отношений предопределено
внешними факторами.
2 идея социального прогресса
предполагает поступательное развитие
человеческого общества. Развитие от более
простых к более сложным.
Социальный прогресс проявляется в увеличении
специализации функций .Индивиды (компоненты
социального организма и части социальной
ткани) неизменный,общество развивается
благодаря совершенствованию (гармонизации)
связей между индивидами.Стадии социального
прогресса :
1.) теологическая
2.) метафизичская
3.) научная.
Человеческие общества проходят через
развитие некоторых этапов. И все общества
движутся в одном направлении. Закон носит
универсальный характер.
Тюрго :Большое место в социологической
концепции Тюрго принадлежит экономическому
развитию. Он создал уникальную для своего
времени теорию развития общества в соответствии
с типом производства на каждом историческом
этапе. Начальный этап определяется собирательством
и охотой. Форма социальной организации
на этом этапе - племя, состоящее из отдельных
семей. Переход к скотоводству означал
возрастание богатства и зарождение духа
собственности. Возникает потребность
в рабах, появляются гораздо более многочисленные
общественные объединения, нуждающиеся
в органах власти (вожди). Земледелие порождает
собственность на землю и разделение труда:
развивается государство - «политическое
тело», усиливается неравенство, имеющее,
по мнению Тюрго, положительное значение
в развитии наук и искусств, так как освобождает
часть людей от тяжелого физического труда.
Идея прогресса в концепции Жана Кондорсе
Основное содержание концепции прогресса,
развитой Ж.Кондорсе, в его «Эскизе исторической
картины прогресса человеческого разума»,
можно свести к следующим постулатам.
Постулат 1. Развитие индивидуальных человеческих
способностей «совпадает» с развитием
«способностей» человеческого рода.
Постулат 2. Поступательное развитие тех
или иных групп людей, оказавшихся в привилегированном
положении, рано или поздно воплотится
в прогрессе людской «массы», большинства
человечества.
Постулат 3 заключается в сознательном
или бессознательном отождествлении его
приверженцами, того или иного, отдельного
аспекта социокультурного развития, будь
то разум, наука или производительные
силы, с прогрессом вообще.
Постулат 4 апеллирует к «светлому Будущему»,
в котором должны исполняться как раз
те самые теории прогресса, которые удостоверят,
наконец, его всеобщий характер.
3 идея соц. закона
Развитие естественных наук
Естественное научное знание изучает
повторяющиеся явления. Носят регулярный
характер
Соц. реальность подчинена соц. законам
Идея закономерности общественной жизни
Соц. законы неизменны
Представители: Андре Де Сен-Симон "Катехизис
промышленников»,"новое христианство"
.соц. утопист строит концепцию идеального
общества -технократия ,будут управлять
ученые
Адольф Кетле "социальная физика ",
«О человеке и развитии способностей,или
Опыт социальной жизни»
Все общество подчинено законам причинности
.явления которые случайные они непознанные.
Основатель статистики как науки разработал
концепцию среднего человека: абстрактная
величина, совокупность среднестатистических
характеристик
4 направление соц. консерватизма
идея строго порядка, дезорганизация
мыслители:
Джозеф де Местер: рассуждение о революции
во Франции","СПб вечера
Луи Бональд идейный представитель консерватизма.
В пользу данного утверждения говорят
многие положения философа, в частности:
обоснование необходимого единства народа,
рассмотрение современности с позиций
историзма, утверждение коллективного
типа рациональности, наконец, защита
традиции, предрассудков как центрального
нерва общественного состояния.
идеи социального консерватизма- это
идея возвращения к средневековью
человечество должно вернуться к строгой
организованности, моральным устоям, авторитарной
власти.
Отрицательно относились к науке. Наука
-опасное занятие ,человек не в состоянии
постичь то, что он не создал
негативное отношение к изобретениям.
Начало классического этапа в развитии
социологии. переход к научному
школы в рамках классической социологии.
1 позитивизм, возникновение
и превращение социологии как науку связано
с именем первого социолога Огюста Конта
1839 г сформулировал этот термин, взамен
термина социальная физика
Его работы: «План научных работ необходимых
для реорганизации общества», «Курс позитивной
философии», « Система позитивной политики»
идеи Конта:
социология знаменует переход к новой
эпохе развития человечества.
в развитии человечества дух проходит
через несколько этапов :(закон трех стадий
развития чел духа)
1 стадия с древнейших времен до 17 века
теологическая стадия : З подстадии - фетишизм
поклонение веща и духам
политеизм поклон множеству богов
монотеизм единобожие
2 метафизическая 17-18 века.
освобождение от религиозного мира. Человек
объясняет мир с помощью разума, с помощью
теоретических рассуждений
с 19 века окружающую действительность
человек начинает объяснять с помощью
эмперических методов научного познания.
Т.е. главное: наблюдение и эксперимент.
наука должна отказаться от абстрактных
рассуждений и должна оперировать только
фактами . социология как будущая наука об обществе
должна занять место в иерархии наук от
простых к сложным : 1 уровень нижний ->высшая
матем., астрономия. физика. химия. физиология.
социология
функции соц. по Конту :знать чтобы предвидеть.
предвидеть чтобы мочь.
1познавательная познания соц. законов
2прогностическая познав соц. законы человечество
сможет прогнозировать соц. явления. развитие
чел общества
3 управленческая познав
соц. законы ученые смогут управлять явлениями
соц. жизни и опираясь на научное знание
построить новое общество на научной
основе.
авторитет ученого занимает место религиозного
авторитета
управлять новым общ будут ученые
элементарной единицей он считает семью.
индивид не является элементом соц. жизни-
абстракция. но общ существует .
следующее направление: крупная парадигма
биологическая школа = концепция биологического
редукционизма :объяснение явлений с помощью
живой природы под направлением :
1 органицизм : представители
: Герберт Спенсер, Рене Вармс, Яков Новиков,
Павел Лилиенфельд. сравнивают общество
с живым организмаом, уподобляют соц. институты
(Герберт Спенсер)различным органам. мозг
–правительство.Развивается естественным
путем, без вмешательства. под влиянием
соц. законов. отличия: в биологическом
организме частное подчинено целому. в
соц. организме. весь организм существует
для процветания отдельных элементов
произведения Спенсера"соц. статика".
основание социологии"
у спенсера соц. организм-метафора
у других. общество - это настоящий большой
живой организм.
2 социаоьный дарвинизм
1859 г "происхождение индивидов"
представление что в обществе господствуют
законы живой природы. естественный отбор
,борьба за сущ.
Дарвин не предст. соц. дарвинизма!
представители:Вильям Сандар,Вольтер
Беджгет ,Альбан Смолл. ,Густаф раценхоффер
господствует борьба за существование
3 марксистская социология
представители: Карл Маркс"капитал.""
манифест коммунист партии" в основе
идея материалистичного понимания истории
. К.Маркс предполагал революционный путь
преобразований.Развитие общества ,по
его мнению ,происходит путем качественных
скачков от одной общественно-экономической
формации к другой. Развитие общества-обьективно-
формации неизменны и каждое общество
их проходит. всего пять стадий:
1первобытная. : отсутствие соц. Неравенства,господствует
первобытный коммунизм
2 рабовладельческая возникает эксплуатация.
противостоящие классы рабов и рабовладельцев.
3 феодальная формация. остается эксплуатация.
феодалы и закрепощенное крестьянство
4 современная. капиталистическая фаза
развития общ. происходит промышленная
революция возникают классы буржуазии
и пролетариат
потребности противоположны. пропасть
меж классами расширяется.
в коммунистическом обществе будет уничтожена
частная собственность. эксплуатация.
государство. деньги. религия . Маркс идейный
предшественник конфликтной истории социологии
Энгельс
4 школа социологизма
представители: Дюркгейм. "правило соц.
метода""разделение общ труда ".
соц. это самостоятельная наука не сводимая
к другим. соц. изучает соц. реальность.
предмет соц. -законы, функции соц. реал
социологизм сводится к двум аспектам
:
1 антологический аспект общество есть
над индивидуальный дух реальность основанная
на коллективном представлении. несводимая
к иному типу реальности. в обществе господств
законы причинности. те соц. законы.
2аспект методологический аспект социологизма.
постигать соц. законы соц. должна опираться
на естественнонаучную методологию. т.е.
на методы научного познания :наблюдение
и эксперимент
соц. явления должны объясняться соц. явлениями.
то некоторые науки теряют свою самостоятельность