Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:27, контрольная работа
Социология не является точной наукой. Это обусловлено тем, что открываемые ею законы осуществляются в действиях социальных субъектов, имеющих разные интересы, преследующих нередко противоположные цели. Тем самым они вносят серьезные коррективы в действия социальных законов, в ход обусловленных ими социальных процессов. Поэтому социальные законы относятся к классу стохастических (вероятностных), определяющих не столько неизбежность тех или иных социальных процессов и изменений, сколько тенденции, направленность их протекания.
стр
Тема 1. Предмет социологии 3
Тема 2.История социологии 7
Тема 3. Общая социологическая теория 11
Тема 4. Социология труда 13
Тема 5. Социология семьи 15
Список использованной литературы 18
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный технический университет
Контрольная работа
по дисциплине «Социология»
Выполнила: студентка
гуманитарного фак-та
заочного отделения
2 курса группы ЭУ-07С-4
Береснева Дарья Вадимовна
Проверил:
Антипьев Константин Анатольевич
Пермь 2009
Содержание:
Тема 1. Предмет социологии
Тема 2.История социологии
Тема 3. Общая социологическая теория
Тема 4. Социология труда
Тема 5. Социология семьи 15
Список использованной литературы 18
ТЕМА 1
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Вопрос 1. Что изучает социология?
Социология – это наука, ее главная задача состоит в том, чтобы познавать и объяснять явления и процессы социальной жизни, т. е. добиваться понимания того, что они собой представляют, каковы причины, определяющие их особенности.
Социология не является точной наукой. Это обусловлено тем, что открываемые ею законы осуществляются в действиях социальных субъектов, имеющих разные интересы, преследующих нередко противоположные цели. Тем самым они вносят серьезные коррективы в действия социальных законов, в ход обусловленных ими социальных процессов. Поэтому социальные законы относятся к классу стохастических (вероятностных), определяющих не столько неизбежность тех или иных социальных процессов и изменений, сколько тенденции, направленность их протекания.
Следует отметить несовпадение социологии как науки и как учебной дисциплины. Первая значительно шире по объему социологических знаний, дает самое полное и глубокое представление о социальной жизни, включает в себя и такие сведения о ней, которые еще не получили признания всех ученых. Для учебной дисциплины характерно упрощенное изложение сведений о социальной жизни, ограниченное использование понятий социологической науки, ее тезаурса (дисциплинарного словаря). К тому же учебное изложение социологии имеет свою логику, в большой степени отвечающую методическим требованиям ее изучения.
Социология сложная по составу знаний о социальной жизни и задачам, решаемым в связи с ее познанием, наука. Она подразделяется на общую, частные и эмпирическую социологии. Они представляют собой три уровня социологического знания и отличаются тем, что имеют разные области и методы познания социальной деятельности. В задачи общей социологии входит изучение сущности социальной жизни и закономерностей ее функционирования и развития, характерных ее особенностей на каждой ступени исторической эволюции. При этом большое внимание уделяется социальной жизни на уровне социума.
Вопрос 2. В чем различие объекта и предмета социологической науки?
Объект – это то, познанием чего занимается конкретная наука в реальном мире; предмет – это знание об изучаемом объекте. Причем обладающее концептуальностью – теоретической новизной и строгостью изложения, дающее представление о закономерностях функционирования и развития объекта. Следовательно, объект существует независимо от сознания познающего, т. е. объективно, а предмет лишь его сознании, т. е. субъективно. Но такой трактовки их недостаточно. Важно отметить и то, что объект вместе с тем субъективен, так кА границы того, что изучается в нем, определяются учеными, зависят от используемых ими методов и средств познания. Предмет же по содержанию своих знаний вместе с тем объективен. Иначе он будет отвечать своему назначению – давать истинные (или максимально приближенные к ним) знания об объекте.
Социологическая наука
имеет свой язык. Это понятия и
термины, посредством которых описываютс
Социологическая наука делится на фундаментальную и прикладную. Первая представляет собой ее теоретическое и методологическое знания, используемые для познания и объяснения жизни, вторая – те социологические знания, которые предназначены для практического применения.
Социологическая наука выполняет определенные функции. В них находит выражение ее значение, то, какие задачи она призвана решать. Функции тесно связаны с фундаментальной и прикладной частями. Первой обусловлена функция совершенствования методологии познания социальной жизни. Второй – функции практического применения социологических знаний, связанные с социальным проектированием – с выработкой рекомендации по развитию тех или иных социальных общностей и групп, и решением существующих в них проблем. Обе структурные части социологической науки имеют отношение к выполнению функции теоретического и эмпирического познания социальной жизни, ее конкретных проявлений и законов функционирования и развития и функции социального прогнозирования – научного обоснования перспектив изменения социальной жизни.
Вопрос 3. Каковы особенности социологического метода познания?
Предмет тесно связан с методом, так как знание об объекте является результатом использования в его познании определенных методологических принципов и приемов. В них в значительной степени получили практическое воплощение теоретические представления о социальной жизни. Такова диалектическая связь теории социологии и ее метода. Основными принципами социологического познания являются: 1) системный подход к познанию социальной жизни; 2) рассмотрение ее в связи с социетальными формами жизни; 3) акцентирование внимания на субъектной стороне социальной жизни, на том, что обусловлено в ней действиями участвующих в ней социальных субъектов. Данные принципы социологического анализа применяются в теоретическом познании социальной жизни и в качестве методологического основания ее эмпирических исследований. В последних используется также специальные приемы и технологии изучения явлений социальной жизни.
К этому следует добавить, что для социологического метода характерны и другие особенности. Они включают в себя такие мыслительные операции (процедуры) как объяснение и понимание. Первое позволяет рассматривать социальные явления в контексте их объективных причинных связей, выяснять почему произошли те или иные социальные явления (события), в силу каких обстоятельств, под воздействием каких причин, и тем самым давать им научное толкование. Второе (понимание) состоит в выяснении смысла мотивов разных социальных субъектов, в сознании того, сто побудило их к таким поступкам, зачем они их приняли.
Вопрос 4. Можно ли сказать, что социология междисциплинарная наука?
Социология – междисциплинарная наука, она связана со многими науками, прежде всего изучающими общество – с философией, экономической теорией, политологией, психологией, этнографией, экологией, демографией, фамилистикой. Связана она и с такими науками как статистика, систематика, математика. Социология использует фактический материал других наук, опирается на теоретические объяснения изучаемых ими общественных и социальных процессов и положения методологического порядка.
То, что социология занимается изучением социальных субъектов, участвующих во всех формах общественной жизни, свидетельствует о связующей, интегрирующей роли социологического знания, дает основание говорить об особом - центральном положении ее среди познающих общество наук.
Вопрос 5. Переставьте ответы правильно:
Изучение проблем
- социальной экологии
- социальной стратификации
- социальных интеракций
ТЕМА 2
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Вопрос 1. В чем заслуга К. Маркса в создании социологической науки?
Большое внимание на развитие социологии, начиная с середины XIX в., оказал марксизм. По выдвинутой им теории общества и методологии его познания он, по существу, составил особое направление социологической мысли. К. Маркс (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.) разработали концепцию материалистического понимания истории. В ней решающая роль в детерминации общественного прогресса отводится экономическому фактору – способу производства материальных и духовных благ. Он характеризуется определенной степенью эффективности используемыми средств производства и объективно складывающимися при этом их отношениями по поводу этих средств (экономическими отношениями). Последние оказывают решающее влияние на все другие отношения между людьми в обществе. Вместе с тем Маркс и Энгельс подчеркивали, что люди, «вооруженные» знаниями и идеями, сами делают свою историю и значение экономического фактора нередко следует принимать во внимание лишь в последнем счете.
Маркс выделил несколько способов производства и соответствующих им типов общества (социально-экономических формаций), сделал фундаментальный анализ капитализма. Он и Энгельс рассматривали общество системно, прослеживая взаимосвязь экономического базиса, политической настройки и форм общественного сознания. Они полагали, что общество – это продукт взаимодействия людей, находящихся между собой в определенных связях, важную роль в которых играют их классовые отношения.
Центральное место в трудах Маркса отводится личности, ее месту и роли в жизни общества. Для него свободный индивид является целью и средством осуществления подлинно гуманного (коммунистического) общества. Поэтому общественная история людей – это история их индивидуального развития. Важное значение для социологии имеет марксистская методология – диалектический метод и системный анализ.
В своих работах (не усеченных
и не вульгаризированных толкуемых)
основоположники марксизма и
многие их последователи в значительной
мере избежали крайностей позитивистского
и антипозитивистского
Вопрос 2. О. Конт считается основателем социологии потому, что он:
А) придумал термин «социология»;
В) указал на необходимость использования в познании общественных явлений методов естественных наук.
Вопрос 3. Укажите в списке социологов:
Б) Е. де Роберти
И) А. Лаппо-Данилевский
Г) Н. Кареев
Д) М. Ковалевский
Е) Л. Петражицкий
Л) К. Михайловский
Н) Л. Мечников
Вопрос 4. В чем основное различие во взглядах К. Маркса и М. Вебера на возникновение капитализма?
Власть является одним из вечных и необходимых компонентов человеческого бытия. Она существует в любой организованной общности людей. Среди многочисленных видов власти особое место занимает политическая власть, окончательно сложившаяся в классовом обществе. Проблема власти вообще, политической власти в особенности, всегда привлекала внимание социологов. Но для творчества Вебера она, бесспорно, является ключевой. При анализе властной проблематики Вебер последовательно опирается на свою теорию социального действия. Своего рода атрибутом социального действия Вебер считает «ориентацию на другого», которая предполагает взаимное ожидание соответствующего поведения всех участвующих в политических отношениях сторон. Это и обеспечивает легитимность господства: те, кто управляют, ожидают, что их командам будут повиноваться; те кем управляют, ожидают определенного характера директив. Так возникает предпосылка – тенденция, обеспечивающая возможность максимально рационального поведения в политической сфере и позволяющая добиться предельной эффективности межчеловеческих взаимоотношений, имея в виду и управляющих, и управляемых.
Важно отметить, что многое
в концепции Вебера так или
иначе сопрягается с
Однако Вебер разошелся с марксизмом по вопросу путей и средств движения к рациональной власти, да и в определении ее сущности, имея в виду идеальный, перспективный тип политического управления. Если Маркс разрешение социально – политических катаклизмов во властной сфере видел в революционном преобразовании государственных структур и функций таким образом, чтобы в конечном счете утвердилось неполитическое, безгосударственное управление народа посредством самого народа, то Вебер считал возможным в рамках существующего капиталистического строя создать образцово – рациональный тип власти, что связанно с утверждением рационально – бюрократического типа управления.