Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 06:18, контрольная работа

Описание работы

Каждый индивид по совокупности социально значимых признаков занимает определенную позицию в стратификационной системе общества. Однако эта позиция не является врожденной и пожизненной. Со временем индивид может менять профессию, образование, доход и другие характеристики, определяющие его социальный статус. В результате - меняется его позиция в социальной иерархии. Такое перемещение внутри социального пространства получило название социальная мобильность.

Содержание работы

Задание 1. Раскройте содержание понятия "соци­альная мобильность", назовите ее основные разновидности и дайте их краткую характеристику…………………………………………………………………….. 3
Задание 2. Назовите четыре вида социального дей­ствия, выделенные М. Вебером. Какие из них являются, по его мнению, предметом изучения социологии? ................................................................................................................................... ..5
Задание 3. Раскройте содержание категории "право­вая культура"…………….. 8
Задание 4. Дайте определение социальной органи­зации. Приведите примеры экономических организаций……………………………………………………....15
Задание 5. Раскройте сущность и область приме­нения метода социометрических измерений…………………………………………………………………………..24
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Социология (Контрольная работа Вар. 12).doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)


 

                                                Содержание

Задание 1.  Раскройте содержание понятия "соци­альная мобильность", назовите ее основные разновидности и дайте их краткую характеристику…………………………………………………………………….. 3

Задание 2. Назовите четыре вида социального дей­ствия, выделенные М. Вебером. Какие из них являются, по его мнению, предметом изучения социологии? ................................................................................................................................... ..5

Задание 3. Раскройте содержание категории "право­вая культура"…………….. 8

Задание 4. Дайте определение социальной органи­зации. Приведите примеры экономических организаций……………………………………………………....15

Задание 5. Раскройте сущность и область приме­нения метода социометрических измерений…………………………………………………………………………..24

Список литературы………………………………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Каждый индивид по совокупности социально значимых признаков занимает определенную позицию в стратификационной системе общества. Однако эта позиция не является врожденной и пожизненной. Со временем индивид может менять профессию, образование, доход и другие характеристики, определяющие его социальный статус. В результате - меняется его позиция в социальной иерархии. Такое перемещение внутри социального пространства получило название социальная мобильность.

Социологи рассматривают два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность представляет собой переход индивида или социального объекта от одной позиции другой, лежащей на том же уровне, например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религии в другую, а также смена места жительства. При такой мобильности индивид, группа или социальный объект не меняет своего социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Следовательно, горизонтальная мобильность может быть территориальной, религиозной, профессиональной, политической (когда меняется только политическая ориентация индивида). Горизонтальная мобильность описывается номинальными параметрами и может существовать только при определенной степени гетерогенности в обществе.

Наиболее важным показателем для анализа общественных явлений является вертикальная мобильность. Вертикальная мобильность рассматривается как совокупность социальных взаимодействий, способствующих переходу индивида, группы или социального объекта из одного социального слоя в другой. К этому виду мобильности относится, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Горизонтальную и вертикальную мобильности часто бывает трудно отличить. Например, когда человек меняет место жительства (горизонтальная мобильность), он предполагает улучшение условий своего существования, повышение по службе (вертикальная мобильность). Вертикальная мобильность возможна только в том обществе, которое позволяет индивидам пересекать границы социальных страт, переходить с нижних в верхние страты.

Типология социальной мобильности
Помимо разделения на горизонтальную и вертикальную мобильность, существуют также такие виды мобильности, как индивидуальная и групповая мобильность.

Индивидуальная мобильность представляет собой более сложное социальное явление, так как в данном случае принимается во внимание не только проницаемость границ между статусными группами, но и личностные качества индивида и особенности, социального окружения. Для того чтобы закрепиться в верхнем слое при вертикальной индивидуальной мобильности, индивид должен прибегать к определенным способам преодоления статусных барьеров между социальными стратами.

Групповая социальная мобильность должна учитывать проницаемость социальных границ, а также групповые характеристики.

Существуют также восходящая и нисходящая социальная мобильность.

Восходящая мобильность означает переход индивида, социальной группы или социального объекта от низшей к высшей страте. При восходящей мобильности индивид испытывает чувство удовлетворенности и реальное ощущение достигнутой цели, после чего он ставит перед собой новые ориентиры.

Нисходящая мобильность означает переход индивида, группы или социального объекта на низкий уровень и ухудшение статуса и социальных характеристик.

Задание 2

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимание мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей — необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечает Вебер, приводя для иллюстрации своих соображений, пример человека, рубящего дрова. Так, можно рассматривать рубку дров лишь как физический факт — наблюдатель понимает не рубщика, а то, что дрова рубятся. Можно рассматривать рубщика как обладающее сознанием живое существо, интерпретируя его движения. Наконец, возможен и такой вариант, когда центром внимания становится субъективно переживаемый индивидом смысл действия, т.е. задаются вопросы: «Действует ли этот человек согласно разработанному плану? Каков этот план? Каковы его мотивы?»

Именно этот тип «понимания», основанный на постулате существования индивида совместно с другими индивидами в системе конкретных координат ценностей, служит основой реальных социальных взаимодействий в жизненном мире. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей». Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое-либо природное явление (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя). И еще одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятия «государство», «сообщество», «семья» т.д., нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., — пишет он, — в социологическом понимании означают... категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению... участвующих в этой деятельности отдельных людей».

«Понимание» никогда не может быть полным и всегда приблизительно. Оно приблизительно даже в ситуациях непосредственного взаимодействия людей. Но социолог стремится понять социальную жизнь ее участников, когда они отдалены, причем не только в пространстве, но и во времени: он анализирует мир своих предшественников на основе имеющихся у него эмпирических сведений.

Он имеет дело не только с материальными, но и с идеальными объектами и старается понять субъективные значения, существовавшие в сознании людей, их отношение к тем или иным ценностям. Комплексный и вместе с тем единый социальный процесс складывается лишь в ходе представления согласованного взаимодействия людей. Насколько возможна такая согласованность при относительности понимания индивидами друг друга? Каким образом социология как наука способна «понять» степень приблизительности в том или ином конкретном взаимодействии людей? А если человек не отдает себе отчета в собственных действиях (по состоянию здоровья, в результате манипулирования его сознанием средствами информации или же находясь под влиянием митинговых страстей), сможет ли социолог понять такого индивида?

Чтобы ответить на эти вопросы и разрешить поставленные проблемы, Вебер прибегает к конструированию идеально-типической модели действия индивида, в которой смысл действия и смысл действующего совпадают, для чего вводится понятие «целерациональное действие». В нем оба вышеназванных момента совпадают: понять смысл действия —значит понять действующего, и наоборот. Само собой разумеется, что в действительности человек далеко не всегда знает, чего он хочет. Целерациональное действие — это идеальный случай.

Всего же Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь, на возможное реальное поведение людей в жизни:

                  целерациональное,

                  ценностно-рациональное,

                  аффектное,

                  традиционное.

Обратимся к самому Веберу: «Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:

1)          целерационально, то есть через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условий» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);

2)          ценностно-рационально, то есть в сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;

3)          аффективно, особенно эмоционально — через актуальные аффекты и чувства;

4)          традиционно, то есть через привычку».

Строго говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе — целе- и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого.

Таким образом, по Веберу, рационализация есть всемирно-исторический процесс. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление экономикой, политикой. Рационализируется образ мышления людей, так же как и образ их жизни в целом. Веберовская теория рационализации — это, по существу, видение им судеб капитализма, который, по его мнению, определяется не спекуляцией, завоеваниями и другими авантюрами, а достижениями максимальной прибыли средствами рациональной организации труда и производства. «Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, само по себе, ничего общего не имеет с капитализмом, писал он. Капитализм, по Веберу, может быть идентичен обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае его «рациональному регламентированию». Иными словами, Вебер в рационализации жизни видел лишь формальную сторону.

Таким образом, стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).

Задание 3

Правовое сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества, но только с субъективной стороны, с той, которая выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном виде. Поэтому более глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура — определенное "качество" правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из того или иного состояния пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов.

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т.е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"