Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:37, контрольная работа
Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение[1].
Что такое социальный институт? Виды социальных институтов, их изменения...3
Объективная статика как метод сбора социологической информации……………7
Раскройте содержание понятия «социальная справедливость»……………………8
Объект социологии как науки………………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………………………..11
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального
образования «Уральский федеральный
университет имени первого
Институт фундаментального образования
Кафедра социологии и социальных технологий
управления
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»
Вариант № 8
Преподаватель:
Студент:
Екатеринбург
2013
Оглавление
Что такое социальный институт? Виды социальных институтов, их изменения...3
Объективная статика
как метод сбора
Раскройте содержание понятия «социальная справедливость»……………………8
Объект социологии как науки………………………………………………………10
Список литературы…………………………………
1.Что такое социальный институт? Виды социальных институтов, их изменения.
Социальный институт
Социальный институт (лат. inst
Классификация социальных институтов в соответствии с пятью фундаментальными потребностями:
1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);
2) потребности в безопасности и порядке (государство);
3) потребности в добывании средств существования (производство);
4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);
5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).
Классификация социальных институтов по общественным сферам:
1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Эти институты складываются на материальном базисе общества;
2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти;
3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
4) институты образования и культуры Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;
5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам[2].
Институциональные изменения
Институциональные изменения — в большинстве направлений институционализма
Институциональные изменения происходят в институциональной среде, но проявляются не на уровне изменений правил, а на уровне изменений институтов, функционирующих в данной среде и определяющих данную среду[1].
Школы зарубежного институционализма
По Веблену
Основоположник
По Норту
Согласно нобелевскому лауреату 1993 года Дугласу Норту, институциональные изменения – это сложный процесс, потому что предельные изменения могут быть следствием изменений в правилах, неформальных ограничениях, в способах и эффективности принуждения к исполнению правил и ограничений. Норт называет институциональные изменения, наряду с технологическими изменениями, главными детерминантами социального и экономического развития. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен. В предисловии научного редактора к его работе отмечается, что крупные институциональные изменения происходят медленно, так как институты являются результатом исторических перемен, формирующих индивидуальное поведение. Чем выше институциональная неуверенность, тем выше становятся затраты по операциям. [4]
Отечественные определения
Российская экономическая энциклопедия под редакцией академика Л. И. Абалкина определяет институциональные изменения как процесс изменения социальных институтов.
Украинским экономическим
Факторы институциональных изменений
Разные направления
институционализма по-разному
2.Объективная статика как метод сбора социологической информации
Объективной статистикой
как методом сбора
3. Раскройте содержание понятия «социальная справедливость»
Социальная справедливость — один из распространённых общественных идеалов. Его конкретное содержание, а также название менялось на протяжении истории. [1] Согласно некоторым современным представлениям, реализация принципа на практике включает[7]:
1.равенство всех граждан перед законом
2.обеспечение гарантий жизнедеятельности человека
3.высокий уровень социальной защищённости.
В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя[8]:
1.обеспечение работой каждого трудоспособного
2.достойную зарплату
3.социальное обеспечение инвалидов и детей-сирот
4.свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т. д.
Существуют различные концепции социальной справедливости. В зависимости от соотношения справедливости, свободы, равенства и неравенства можно выделить следующие:
1. Уравнительная концепция. Она исходит из близости или тождества, понятий справедливости и равенства. Критерием уравнительной
справедливости является арифметическое равенство. Данный вид справедливости применяется в области гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания и т.д.
2. Распределительная концепция. Распределительная справедливость как принцип означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества: тут возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами, льготами.
3. Либеральная концепция. Эта концепция исходит из возможности сбалансировать свободу и равенство, сделать их опорой друг друга в рамках целостной системы социальной справедливости. Наиболее известным представителем этого подхода является современный американский философ Дж. Роулз (автор труда «Теория справедливости»). Дж. Роулз рассматривает справедливость как принцип социальной организации. В определение справедливости он включает понятия равенства и неравенства. Справедливость выступает как мера равенства и мера неравенства между людьми. Люди должны быть равны в правах и это равенство должно быть закреплено законом. Они должны быть равны при распределении социальных ценностей. Однако справедливым будет и неравенство в распределении социальных ценностей, когда это такое неравное распределение, которое дает преимущества каждому. [9]
4. Объект социологии как науки:
А) Природа
Б) Общество и человек
В) Коллектив
Г) Мышление
Правильный ответ под буквой Б.
Общество и человек будут являться объектом социологии как науки. [6]
Список литературы
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org/wiki)
2. Горбунова М.Ю. общая социология
3. Veblen T. The Theory of Leisure Class. An Economy of Institutions. № 4. 1992.
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. / пер. с англ. А.Н. Нестеренко, пред. и науч. ред В.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.— С.8, 17, 21, 113
5. Мочерний С.В., Ларіна Я.С., Устенко О.А., Юрій С.І. Економічний енциклопедичний словник: У 2 т. Т.1/ За ред.. С. В. Мочерного. − Львів: Світ, 2005.[4, с. 283]
6. личные выводы по данному вопросу
7. Афанасьев В.С. Социальный менеджмент
8. А. Г. Грязнова, Т. В. Чечелева. Экономическая теория: Учебник — М. Издательство «Экзамен». 2005. — 592 с. — Раздел: Социальная справедливость и равенство. Социальная дифференциация и государственное перераспределение доходов.
9. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. - М.: Гардарики, 2006. - 344 с.