Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:09, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
Дать характеристику объекту исследования;
Выявить виды конфликтов;
Разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Введение 3
Глава 1. Понятие конфликта, его сущность 5
Глава 2. Виды конфликтов и их последствия. 7
Глава 3. Стратегия руководителя по разрешению конфликтов 10
Заключение 13
Список используемой литературы 15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Понятие конфликта, его сущность 5
Глава 2. Виды конфликтов и их последствия. 7
Глава 3. Стратегия руководителя по разрешению конфликтов 10
Заключение 13
Список используемой литературы 15
Трудовой коллектив – организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей.
Важнейшей характеристикой трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые вытекают из общественных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив – это не только социальная категория, но одновременно и средство достижения целей. Если цели ясны и понятны членам трудового коллектива и становятся стремлением каждого его члена, то они сплачивают трудовой коллектив.
Разумеется, что общность целей не устраняет некоторых разногласий среди членов трудового коллектива, так как люди различны между собой. Собственно они по разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого то вопроса это не согласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит исходя из того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.
Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения.
Цель данной контрольной
работы – изучить природу
Объектом данного исследования является персонал организации. Предметом исследования – управление конфликтами на предприятии.
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, мешая другой стороне делать то же самое. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил.
В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Отсутствие конфликтов в организации в определенной мере может служить показателем существующего там соглашательства и безучастности, формализма в принятии решений. Конфликт это результат нарушенного консенсуса, а консенсус – следствие улаженного конфликта, таким образом, ни тот ни другой не может существовать изолировано.
Поэтому задача руководителя состоит не в предотвращении конфликта, а в управлении им, т.е. в его урегулировании и разрешении причин конфликта. Целью управления конфликта является минимизация неизбежных экономических, социальных и нравственных потерь и максимизация такого же рода приобретений. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента и конфликт может начаться.
Однако общепринятых теории конфликта, объясняющих их природу, влияния на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.
Общность всех конфликтов не зависимо от их природы заключается в столкновении интересов, стремлений, целей, путей их достижения, отсутствия согласия двух или более сторон – участников конфликта. Сложность конфликтов обусловливается разумными действиями отдельных лиц и коллективов с разными интересами.
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты, ко вторым межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
Внутриличностный конфликт. Обусловлен противоречием человека с самим собой. Чаще всего он порождается, когда человек сталкивается с несовпадением внешних требований и внутренних позиций и мотивации (неудовлетворенность трудом, невозможность реализации своего трудового потенциала), либо когда встает проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов (ролевой конфликт).
Межличностный конфликт. Наиболее распространен, вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, ценностей или поведения (проблемы распределения ресурсов в коллективе, споры за вакантное рабочее место, несовпадение взглядов и др.). Для руководителя такие конфликты представляют наибольшую трудность.
Конфликты между личностью и группой. Они в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. Тот, кто не воспринимает их, становится в оппозицию, рискует остаться в одиночестве и быть непризнанным коллективом.
Межгрупповые конфликты, т. е. между группами (формальными и неформальными), а также между профсоюзами и администрацией. Такие конфликты обычно носят активный характер и вовлекают большое число сотрудников, что затрудняет их разрешение.
В зависимости от организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты делятся на:
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на:
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты делятся на:
По степени проявления конфликты делятся на:
По характеру конфликты принято делить на:
По своим последствиям
Далеко не все конфликты можно предотвратить. Потому очень важно уметь выходить из конфликта. Существует несколько эффективных способов управления конфликтами. Рассмотрим четыре варианта управления конфликтной ситуацией: предотвращение; подавление; отсрочка; разрешение.
Стратегия предотвращения конфликта заключается в устранении реального предмета конфликта, привлечении в качестве арбитра незаинтересованное лицо с готовностью подчиниться его решению. В итоге один из конфликтующих должен отказаться от предмета конфликта в пользу другого.
Второй вариант подавление
– подавление конфликта применяется
по отношению к конфликтам в необратимой
деструктивной фазе и к беспрепятственным
конфликтам. Целенаправленно и
Стратегия варианта управления
конфликтной ситуацией –
Изменить отношения одного конфликтующего к другому;
Изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связанных с ним);
Изменить значимость объекта в воображении конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным.
Среди управляющих взаимодействий
по отношению к конфликту
Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализации, оценку эффективности своих действий.
Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по следующим проблемам: Объект конфликта (материальный, социальный; делим или неделим; может быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон); оппонент (общие данные; его психологические особенности; отношения с руководством; цели, интересы оппонента; предыдущие действия в конфликте; сделанные ошибки); собственная позиция (цели., ценности, интересы, действия в конфликте); причины и непосредственный повод, приведший к конфликту; социальная среда (ситуация в организации, социальной группе); вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию).