Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Социа́льное де́йствие — "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него"[1]. Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Кроме того, Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное

Содержание работы

1. Социальные действия и социальные взаимодействия: общее и различия…2
2. Социальная мобильность……………………………………………………..6
3. Электорат России как объект социологического анализа
4. Литература
5. Тест

Файлы: 1 файл

Социальные действия и социальные взаимодействия общее и различия.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(Тульский филиал РГТЭУ)

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

«Социология»

«вариант 18»

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса 

Заочного отделения

специальности «Коммерция (торговое дело)»

Короткова Е.Д.

Проверил:

Филатов В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2010 год

 

План.

1. Социальные действия  и социальные взаимодействия: общее и различия…2

2. Социальная мобильность……………………………………………………..6

3. Электорат России  как объект социологического  анализа

4. Литература

5. Тест

 

 

1. Социальные  действия и социальные взаимодействия: общее и различия

 

Социа́льное де́йствие — "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него"[1]. Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Кроме того, Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное.

  • Целерациональное действие - действие индивида,ориентированное на ожидание определенного поведения других людей и состояния объектов внешнего мира, рационально регулирующее цели, средства и побочные последствия собственного поведения, рассчитанного на достижение успеха.
  • Ценностно-рациональное действие - действие, характеризующееся сознательной верой в этическую, эстетическую, религиозную или иначе понимаемую безусловную самоценность определенного поведения, независимо от его успеха.
  • Традиционное действие - субъективно-иррациональное поведение по привычке, а не по смыслу, протекающее по давно принятому образцу.
  • Аффективное действие - действие, на которое побуждает индивида эмоциональное настроение.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:

  • нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).
  • волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)
  • наличие знаковых механизмов регуляции

В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. Анализ действия как системы: рассматривается как открытая система (т.е. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Функции

Подсистемы

адаптивная

биологический организм

личностная

усвоение ценностей  и норм

социальная

совокупность социальных ролей (образцов поведения)

культурная

усвоенные цели и идеалы


 

Социа́льное взаимоде́йствие — «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.»[1] Социальное взаимодействие родственно понятию «социальное действие».

Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей.

Социальное  взаимодействие - это любое поведение личности или группы лиц, имеющее значение для других людей.Оно определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп.

Социальное  взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё её переработка и возврат её, а также реакция на новую информацию первого лица. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:

  • Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
  • Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия,основанное на взаимных ожиданиях.

Механизм С.В. включает участников и их действия, изменения вызванные этими действиями, влияние этих перемен на людей и окружение и обратная реакция.

 

 Классификация социального взаимодействия

  1. Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные),
  2. по количеству участников: взаимодействие 2х людей; 1ого человека и группы людей; между 2мя группами,
  3. Разнонациональные,
  4. Между людьми разного достатка, и т. д.

 

 

2. Социальная  мобильность

Социальная мобильность.

 

      Каждый  человек перемещается в социальном  пространстве, в  обществе,  в котором   он   живет.   Иногда   эти   перемещения   легко    ощущаются    и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в  другое, переход из одной  религии  в  другую,  изменение  семейного  положения.  Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в  социальном пространстве. Однако существуют таки перемещения  индивида,  которые  трудно определить не только окружающим  его  людям,  но  и  ему  самому.  Например, сложно определить изменение положения индивида в связи  с  ростом  престижа, увеличением или уменьшением возможностей  использования  власти,  изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции  человека  в  конечном  итоге сказываются на его поведении,  системе  отношений  в  группе,  потребностях, установках, интересах и ориентациях.

      В  связи   с  этим  важно  определить,  как   осуществляются   процессы перемещения индивидов в социальном пространстве, которые  получили название процессов мобильности Природа социальной мобильности.

       Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных  слоях и социальных классах.  Если не существует барьеров  для социального  достижения, можно ожидать  большую   социальную  мобильность,  когда   некоторые  личности быстро поднимаются и получают  высокие  статусы,  другие  же  опускаются  на более низкие. Но  между  слоями  и  классами  существуют  барьеры,  мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в  другую.  Один  из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы  обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия  в классовой субкультуре, в которой они  социализированы.  Обычный  ребенок  из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей  вероятностью  будет усваивать  привычки  и   нормы,   помогающие   ему   впоследствии   работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о  нормах,  помогающих  ему  в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в  конечном  счете  он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или  крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из  одного социального  класса  в  другой  имеет   значение   "различие   в   стартовых возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина  разные  возможностидля   получения   высоких   должностных   статусов.   Поэтому   общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот  в обществе  нужно  только   трудиться   и   иметь   способности,   оказывается несостоятельной.

      Приведенные  примеры  свидетельствуют   о  том,  что  всякое  социально  перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления  более   или менее  существенных  барьеров.  Даже  переезд  человека   с   одного   места жительства на другое предполагает  определенный  период  адаптации  к новым условиям.       Все социальные перемещения личности или социальной группы  включают  в процесс  мобильности.  Согласно  определению  П.Сорокина,  «под   социальной мобильностью понимается любой переход  индивида,  или  социального  объекта, или ценности, созданной  или  модифицированной  благодаря деятельности,  от одной социальной позиции к другой».       П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную  и вертикальную.  Горизонтальная  мобильность  –  это  переход   индивида   или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том  же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к  которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом  является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность  взаимодействий, способствующих  переходу  индивида  или  социального   объекта   их   одного социального слоя в  другой.  Сюда  входит,  например,  служебное повышение, существенное  улучшение благосостояния  или   переход   в   более высокий социальный слой, на другой уровень власти.       Общество может возвышать статус  одних индивидов и понижать  статус других.  И это понятно:  одни  индивиды,  обладающие  талантом,  энергией, молодостью,  должны  вытеснять с высших  статусов  других  индивидов,   не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую  и нисходящую  социальные  мобильности,  или социальный  подъем  и  социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической  и  политической мобильности существуют в двух основных формах:  как  индивидуальный  подъем, или инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, и  как  создание  новых групп индивидов с включением групп  в  высший  слой  рядом  с существующими группами этого  слоя  или  вместо  них.  Аналогично  нисходящая  мобильность существует  в  форме  как  выталкивания  отдельных   индивидов   с   высоких социальных статусов на более низкие, так  и  понижение  социальных  статусов целой группы. Примером второй формы  нисходящей  мобильность  может  служить падение социального  статуса  группы  инженеров,  которая  некогда  занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение  статуса  политической партии, теряющей реальную власть по образному выражению П.Сорокина,  «первый случай упадка напоминает падение  человека  с  корабля;  второй  –  корабль, затонувший со всеми находящимися на  борту». 

 

Индивид и социальная мобильность.

 

      Убеждение в том, что  социальная  мобильность  полезна  и   необходима служит неотъемлемой  частью  культуры  в  любом   современном  демократическо  обществе. Общество с закрытыми  социальными группами препятствует  проявлени человеческой  индивидуальности  и  не  дает  талантливым  людям  возможност активно  участвовать  в  общественной  жизни.  Однако   высокая   социальна мобильность наиболее уместна и полезна  в  сложных  обществах.  Относительн простые общества, которые существовали в XVIII в. в Европе и Азии,  а  такж в Америке, имели очень мало таких социальных  ролей,  которые  не  могли  б исполнить люди со  средними  способностями,  при  условии,  конечно,  что   исполнению своей основной роли человек готовился с самого детства.  В  таком простом  обществе  для   качественного   исполнения   даже   роли   лидеров определяющих  правила  и   ритуалы,   необходимы   скорее   тщательность    длительность  обучения,  чем   необыкновенные   способности.   Неотъемлемым качествами общества с закрытой социально-классовой структурой  являются   внутренняя простота и стабильность. Это дает гарантию того, что большинств ролей и без притока талантливых людей из  нижних  социальных  слоев будет исполняться вполне адекватно       Быстрота  изменения  общества  требует  от  лидера  большего,   нежел способность механически исполнить  определенные  ритуалы.  Кроме  того,  дл технических    достижений    в    обществе    необходимо    иметь     больш высокоинтеллигентных,   высокообразованных   профессионалов,  исполнителей экспертов. Такое общество не способно обойтись без постоянного притока н ключевые позиции "мозгов", поступающих из всех  социальных  слоев общества Из этого следует, что открытая классовая система  -  это  необходимость  дл современного общества. Однако культивирование и  развитие  открытой  систем может  иметь  неприятные  последствия  для  некоторых  из  входящих  в   не индивидов.  Рассмотрим  несколько  случаев   существования   в   современно обществе индивидов с высокой мобильностью .

Доступность путей  для социальной мобильности зависит как от  индивида так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная  способност немного  значим,  если  общество  распределяет  вознаграждения   на   основ предписанных ролей.  В  другой  стороны,  открытое  общество  мало  помогае индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим  статусам В некоторых обществах амбиции молодых людей  могут  находить  один  или  два возможных, открытых для них канала мобильности.  В  то  же  время  в  други обществах  молодежь  может  воспользоваться  сотней  путей  для   достижени высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть  закрыты   связи с этнической или социально-кастовой  дискриминацией,  другие  в силу

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"