Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:28, контрольная работа
Для нынешней России огромную актуальность сохраняет позиция Д.Лихачева, решительно разделявшего понятия «национализма» и «патриотизма». Будучи истинным патриотом своей страны, он писал: «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой. Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Патриотизм – это благороднейшее из чувств.
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет»
Заочно-вечерний факультет
Кафедра общеобразовательных дисциплин
По социологии
Вариант 1
Группа :
Иркутск 2014г.
1)Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут быть: институционализированные (институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены), конвенциональные (принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные (связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности) и межличностные социальные роли (связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне).
Социализация — это процесс
получения ребёнком навыков, необходимых
для полноценной жизни в
Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.
Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.
При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.
На основе детерминистского подхода
в марксистской социологии получило
распространение следующее
Общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.
общество государство
В науке не сложилось единого определения того, что такое общество. В узком смысле под обществом понимают:
- определенную группу людей,
объединившихся для общения и
совместного выполнения какой-
- конкретный этап в
В широком смысле общество – это
обособившаяся от природы, но тесно
связанная с ней часть
Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. Например, история России уходит в глубь веков. Россия – название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация – наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных видов общества.
Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». В это понятие входило описание нравов и обычаев всего народа, самоуправление населения, участие в политической жизни простых людей и др.
Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим у себя все богатство и власть.
Для того чтобы правильно понимать такое явление как общество, целесообразно различать три сходных понятия – страна, государство, общество.
Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления. Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.
Общество можно рассматривать под разным углом зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, если говорить о населении. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по объему власти и богатства. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине – средний класс, а внизу – бедное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, все общество разделить на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную. Разделение общества на четыре сферы условно, но такой подход помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.
Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее. Иными словами, то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы запустить в производство и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяет жизненно важные потребности людей. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% населения, которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все являются потребителями товаров и услуг.
Политическая сфера включает президента
и аппарат президента, правительство
и парламент, ее аппарат, местные
органы власти, армию, полицию, налоговую
и таможенную службы, которые все
вместе составляют государство, а также
политические партии, не входящие в
него. Основная задача государства
– обеспечение социального
Духовная сфера (культура, наука, религия,
образование) включает университеты и
лаборатории, музеи и театры, художественные
галереи и научно-
Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком. Социальная сфера общества в широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В узком значении – социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их, а также органы социальной защиты и обеспечения населения.
Все четыре сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга.
При описании общества ученые, прежде всего социологи, оперируют понятием «социальный институт». Это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Сегодня понятие «общество» стало более широким, чем просто определенная группа людей. Действительно, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно – все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.
Мирово́е соо́бщество (междунаро́дное соо́бщество) — политический термин, часто употребляемый в работах по политологии, выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира. В зависимости от контекста, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь — ООН, как организацию, объединяющую практически все страны земного шара. Часто применяется в качестве риторического приёма для противопоставления одного государства и его политики группе других государств, называемых в этом контексте «мировым сообществом» (например, «Иран и мировое сообщество» или «Израиль и мировое сообщество»).
В XIX — начале XX века в аналогичном значении употреблялся термин «цивилизованный мир», который сейчас считается неполиткорректным.
2) Для нынешней России огромную актуальность сохраняет позиция Д.Лихачева, решительно разделявшего понятия «национализма» и «патриотизма». Будучи истинным патриотом своей страны, он писал: «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой. Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели. Национализм же – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость и сам, в свою очередь, порожден этим же… Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и в мире со всеми народами».
«Подобные взгляды вряд ли
и сейчас нравятся
Национализм и патриотизм - пример
Возьмем для примера малую модель народа – семью.
Семья живет в доме, каждый любит своих родных и свой дом. Но это разная любовь. Все в доме дорого и душа расцветает, когда человек усталый после работы приходит в родной дом. Бывает, жизнью рискуют при спасении дома.
Но сгорел дом, случается такое горе. Невосполнимая утрата? Да нет. Построили другой, привыкли к нему, хоть и с трудом, и снова идет обычная жизнь.
А вот потеря кого-то из домочадцев, это потеря совсем другого рода. Это невосполнимая потеря. Рана на сердце до гробовой доски.
Патриотизм – это расширение понятия любви к родному дому
Национализм – расширение понятия любви к родным людям.
Разница между патриотами и националистами только в том, что националисты, мечтающие, подобно патриотам, о великой России, уже осознали простую и непреложную зависимость: «нация первична, государство – вторично». А патриоты («недонационалисты») – еще не успели этого сделать. Как только осознают – превратятся в таких же националистов. Поэтому для националистов существует аксиома: «нация создает государство». Патриоты же чаще утверждают обратное: «государство создаёт нацию».