Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 09:48, контрольная работа
Описание работы
Одна из важнейших причин, обусловивших довольно позднее отпочкование социологии от других наук — от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), криминологии (Великобритания) — и становление ее в качестве самостоятельной научной дисциплины, заключается в неопределенности предмета социологического знания. Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общностей, социальные процессы, социальная жизнь.
Содержание работы
Понятие социального. Объект и предмет социологии. Структура и уровни социологического знания. Литература
Следует различать социологические
и социальные исследования. Социологические
исследования посвящены изучению законов
и закономерностей функционирования и
развития различных социальных общностей,
характера и способов взаимодействия
людей, их совместной деятельности. Социальные
исследования, в отличие от социологических,
наряду с формами проявления и механизмами
действия социальных законов и закономерностей
предполагают изучение конкретных форм
и условий социального взаимодействия
людей: экономических, политических, демографических
и др., т. е. наряду со специфическим предметом
(экономикой, политикой, населением) изучают
социальный аспект — взаимодействие людей.
Таким образом, социальные исследования
являются комплексными, проводятся на
стыке наук, т. е. это социально-экономические,
социально-политические, социально-психологические
исследования.
Подобно любой другой науке,
социология выполняет в обществе две основные
функции - познавательную и практическую.
Она является одним из инструментов самопознания
общества и важным средством практического
решения социальных проблем. Познавательная
роль социологии заключается в том, что
она способна давать точную и объективную
информацию о различных сторонах общественной
жизни. Одна из задач социологического
познания - просвещение различных слоев
населения, предоставление им объективной
информации о происходящих в обществе
процессах. Социологическое знание играет
уникальную роль в системе современной
культуры, способствуя росту образованности
населения, распространению научных знаний
о человеке и обществе. Оно противостоит
различным спекулятивным доктринам, социальной
мифологии и мистике. Медленное развитие
социологии в условиях господствующего
несколько десятилетий в стране тоталитарного
режима может быть объяснено тем обстоятельством,
что объективное социологическое знание
подрывало господствующую в обществе
социальную мифологию и коммунистическую
утопию, а потому власть имущие с подозрением
взирали на социологию. С момента своего
возникновения социология вела решительную
борьбу с религиозно-мистическим взглядом
на социальный мир, утверждала возможность
рационального понимания человека и общества,
активно участвовала в прогрессивных
общественных преобразованиях.
В современной социологии присущие
ей познавательные функции могут реализовываться
самыми различными способами в зависимости
от той системы социологического знания,
с которой взаимодействует человек.
Макросоциологическая теория
общества дает нам информацию о закономерностях
функционирования общества в целом. С
позиций системной модели общества, в
русле которой осуществляется большинство
макросоциологических исследований, общество
рассматривается как особый тип социокультурной
системы, нормальное функционирование
которого обеспечивается деятельностью
различных социальных структур и институтов.
Более подробную информацию
о различных формах общественной жизни
людей - социальных группах, общностях
и организациях, дают отраслевые социологии.
Социология семьи, например, объясняет
нам причины трансформации семьи в современном
индустриальном обществе, превращения
ее в моногамную, раскрывает причины ее
нестабильности. Социология образования
вскрывает причины "образовательной
революции", обусловленной уникальной
ролью научных знаний в современном обществе.
Социологическое изучение социальной
стратификации помогает понять позитивные
и негативные последствия социального
неравенства и т.д. Многие характерные
черты и особенности современного индустриального
общества впервые были глубоко осознаны
и исследованы социологической наукой.
Скажем, такие, как уникальная роль среднего
класса в социальной структуре общества,
специфика городского образа жизни, особенности
досуговой культуры и поведения, феномен
бюрократии, специфика молодежной субкультуры
и др.
Не подлежит сомнению, что социология
призвана сыграть выдающуюся роль в самопознании
нашего общества, просвещении различных
слоев населения, осознании перспектив
общественного развития. В последние годы
обсуждение результатов социологического
изучения общественного мнения стало
привычным атрибутом нашей повседневной
жизни.
Широкое распространение социологических
знаний в современном обществе приводит
к тому, что они становятся составной частью
социального бытия, активно воздействуют
на общественное сознание в целом и различные
его формы - искусство, литературу, политику,
экономику. Это дает основание говорить
об усиливающейся тенденции социологизации
общественного сознания, которая осуществляется
в процессе распространения в обществе
социологической информации средствами
массовой коммуникации.
Наше общество сегодня напоминает
гигантскую социальную лабораторию, в
стенах которой осуществляется уникальный
исторической эксперимент: ломка старого
тоталитарного режима и построение нового
социального строя. Важнейшая задача социологии
- дать объективную картину происходящих
в стране перемен, показать, как они отражаются
в сознании людей, вскрыть объективные
причины, тормозящие прогрессивное развитие
общества и др. В связи с этим закономерно
встает вопрос о том, каковы конкретные
пути реализации практической функции
социологии.
Основная практическая функция
социологии заключается в создании Асоциально-информационной
базы для осуществления органами государ-ственного
управления эффективной социальной политики
в самых раз-' личных отраслях - экономике,
культуре, образовании, здравоохранении,
в сфере борьбы с различными социальными
патологиями -преступностью, алкоголизмом
и др. Любое рационально обоснованное
управленческое решение предполагает
обязательное наличие подобной информации.
Потребность в ней ощущается остро именно
теперь, когда общество переживает трудный
процесс радикальных экономических преобразований.
Наличие подобной информации
позволяет социологу осуществлять экспертную
оценку ответственных государственных
решений: правительственных постановлений,
законодательных актов и др. Практика
обязательной, закрепленной законодательством
социальной экспертизы существует в ряде
зарубежных стран, и она себя оправдала.
Примеры привлечения социологов в качестве
экспертов существуют и в нашей стране,
но они довольно редки. Можно предположить,
что практическая эффективность многих
крупных, принятых на общегосударственном
уровне постановлений, в том числе касающихся
темпов проведения экономической реформы
в нашей стране, была бы гораздо выше, если
бы она опиралась на социологическую информацию
и к их научной разработке были бы привлечены
социологи. Использование этой информации
в управленческой практике может служить
действенным заслоном на пути волюнтаризма
и субъективизма, рецидивы которых все
еще дают о себе знать в управленческой
деятельности.
Социологическая информация
необходима не только для создания информационной
базы принимаемых управленческих решений,
но и для регулярного контроля за их практической
реализацией, поскольку она обеспечивает
обратную связь между управляющим органом
и субъектами управления. В нашей стране
пока нет налаженной системы проведения
подобного рода исследований. В простейшем
случае функцию такого регулятора или
посредника выполняют зондажи общественного
мнения, оперативно проводимые в крупных
городах телефонные опросы, выясняющие
отношение населения к различным аспектам
проводимых реформ. Имеющийся опыт их
проведения говорит о том, что даже этот
простейший тип зондажного исследования
способен приносить огромную пользу органам
управления страной или регионом, помогает
вносить коррективы в проводимую политику.
Особенно следует отметить
диагностическую функцию социологических
исследований, проводимых с целью выяснения
состояния объекта, недостатков и отклонений
в деятельности социальных институтов,
организаций и коллективов. Социологический
анализ дает возможность определить "уровень
заболеваемости" изучаемого явления,
прогнозировать будущее состояние и наметить
меры по его улучшению.
Переживаемый страной социально-экономический
кризис вызвал к жизни немало отрицательных
явлений в духовной атмосфере страны,
обусловил кризис многих социальных институтов.
В этих условиях возрастает ценность изучения
общественного мнения, оно становится
настоящим барометром общественного мнения,
благодаря которому мы узнаем о колебаниях
в настроении и оценках людьми многих
злободневных проблем. Большая работа
была проведена отечественными социологами
по диагностике социальной напряженности,
аккумулирующей в себе многие болевые
точки современной общественной жизни.
Среди детерминант, определяющих
уровень социальной напряженности, которую
авторы отождествляют с эмоциональным
возбуждением и психическим беспокойством
широких слоев населения, выделяются следующие
факторы: кризис в экономике, дезорганизация
властных структур, криминогенная обстановка,
нерешенность экономических вопросов,
межнациональные конфликты. Проведенный
диагноз состояния социальной напряженности
в стране, дополненный изучением динамики
ее изменения, дают возможность авторам
прогнозировать на ближайшие годы сохранение
социальной напряженности в стране. И
хотя методология и методика изучения
социальной напряженности пока еще далеки
от совершенства, тем не менее достаточно
очевидно, что даже грубый анализ этого
чрезвычайно важного феномена общественного
сознания имеет огромное практическое
значение. И надо надеяться, что правительственные
органы, проводящие реформы в стране, так
же как и администрация на местах, используют
подобную информацию в своей практической
деятельности.
Другой важный вид прикладного
исследования - оценочное исследование.
Суть его довольно проста: оно проводится
в тех случаях, когда в ходе реализации
той или иной социальной программы возникает
потребность в оценке и контроле за ее
осуществлением. Отсюда другое название
- программное оценивание. В США, например,
где подобные исследования популярны,
оценочные исследования проводятся в
ходе реализации образовательных программ,
некоторых финансовых программ, подготовки
и переподготовки рабочей силы, в области
охраны окружающей среды и др. "Заказчиков"
оценочного исследования, в роли которого
обычно выступают государственные органы,
как правило, интересует, что происходит
с конкретной программой в специфических
условиях7.
Задача социолога в этом прикладном
исследовании заключается в том, чтобы
квалифицированно перевести интересующие
заказчика проблемы в исследовательские
вопросы, в частности, точно зафиксировать
аспекты программы, интересующие заказчика
и подобрать соответствующие методические
и технические приемы получения объективной
социальной информации.
Структура современной социологии
довольно сложна и состоит из нескольких
взаимосвязанных уровней. Первый образует
"чистые" фундаментальные или базисные
исследования, нацеленные на приращение
и увеличение нового знания, открытие
различных закономерностей поведения
человека и общественной организации.
Второй — формируется системой прикладных
социальных исследований, призванных,
опираясь на знания фундаментальные, изучать
различные социальные явления и проблемы,
вынося конкретные практические рекомендации,
способные существенно изменить и модифицировать
изучаемые объекты. Наконец, третьим компонентом
выступает социальная инженерия, которой
занимается особая категория социальных
ученых совместно с администрацией и органами
управления, внедряющие на практике рекомендации
социологов. В нашей стране социальная
инженерия осуществляется посредством
многочисленных служб социального развития,
создаваемых на предприятиях и в организациях.
Между тремя указанными компонентами
социологии нет жесткой границы: прикладные
исследования могут, например, решать
и познавательные задачи, а социальная
инженерия иногда выступает составной
частью прикладных исследований.
Указанная модель социологического
познания призвана обеспечить эффективную
связь науки с жизнью. Она давно сформировалась
в области естествознания, но в сфере социально-гуманитарного
знания усваивается с большим трудом.
В пользу этой модели перспективного развития
социальных наук свидетельствует отнюдь
не только аналогия с естественными науками,
но и в значительной мере опыт развития
социальных наук на Западе, особенно в
США, где эта модель получила признание
еще в период до 2-й мировой войны, а в настоящее
время каждый из названных компонентов
социологического знания представляет
собой довольно разветвленную систему
исследовательской деятельности. Нелишне
здесь упомянуть и о том, что в США прикладные
социальные исследования превратились
в последние годы в весьма прибыльную
отрасль индустрии, затраты на которую,
по оценкам специалистов, составляют несколько
миллиардов долларов ежегодно и продолжают
увеличиваться.
К сфере фундаментальных исследований
относятся не только теоретические разработки,
но и эмпирические исследования. Специфика
современной социологии как науки эмпирического
типа такова, что подавляющую часть фундаментальных
изысканий составляют как раз эмпирические,
экспериментальные исследования, нацеленные
на фак-туальное обоснование теории или
ее модификацию. «Что же касается исследований
прикладного характера, то они, как правило,
являются сугубо эмпирическими. Круг изучаемых
явлений в обоих типах исследований может
совпадать, но специфика исследовательских
подходов существенно разнится. Исследования
фундаментального характера имеют дело
с "теоретическим" идеализированным
объектом, что предполагает использование
специфического языка описания и наблюдения.
К тому же фундаментальные разработки
решают в основном познавательные задачи,
связанные с поиском универсальных объяснительных
принципов. «Иное дело исследования прикладного
типа, проводимые с целью решения конкретных
проблем в различных областях общественной
жизни - экономике, культуре, образовании,
науке и т.д. Поскольку их главной задачей
является формулирование такого рода
обобщений и рекомендаций, которые должны
способствовать решению определенной
социально значимой проблемы, то язык
описания и анализа изучаемых явлений
должен быть максимально простым и понятным
"заказчику" - различным фирмам и
организациям, государственным органам
управления. Если специалист в области
прикладной социологии начнет излагать
результаты своего исследования на научно-теоретическом
языке, то возможно возникновение конфликтной
ситуации, в силу непонимания используемой
терминологии "заказчиком".
В то же время в некоторых случаях
затруднительно провести резкую грань
между фундаментальными и прикладными
исследованиями, ибо в достаточно квалифицированном
прикладном исследовании полученные результаты
могут иметь и научно-познавательную ценность,
способствовать приросту научных знаний
в отдельных областях. Именно такое промежуточное
положение занимают многие эмпирические
исследования, проводимые в отраслевых
социологиях - социологии семьи, религии,
образования и др.