Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:34, контрольная работа
Проблема одиночества всегда оставалась и остается одной из наиболее актуальных проблем в психологии. Это объясняется тем, что феномен одиночества тесно связан с проблемой личности, которая является центральным звеном в психологических исследованиях.
Человек - существо социальное, поэтому личная проблема одиночества неразрывно связана и с проблемами, которые возникают в обществе в целом. Особо остро данный вопрос встает именно сейчас, когда современное общество предъявляет большие требования, как к каждому конкретному индивиду, так и к его окружению.
Министерство образования и науки Российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по СОЦИОЛОГИИ
Вариант №17
Руководитель:
д.и.н., проф.
Баринова Е.П.
САМАРА - 2012г.
Содержание:
Проблема одиночества всегда оставалась и остается одной из наиболее актуальных проблем в психологии. Это объясняется тем, что феномен одиночества тесно связан с проблемой личности, которая является центральным звеном в психологических исследованиях.
Человек - существо социальное, поэтому личная проблема одиночества неразрывно связана и с проблемами, которые возникают в обществе в целом. Особо остро данный вопрос встает именно сейчас, когда современное общество предъявляет большие требования, как к каждому конкретному индивиду, так и к его окружению.
В современных условиях человек должен обладать высокой способностью быстро реагировать на те изменения, которые происходят вокруг; уметь адаптироваться и приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающего его мира. И если человек не может вовремя и с нужной силой отреагировать на эти изменения, то это может привести к отрицательным последствиям, результатом которых чаще всего выступает одиночество.Вот почему изучение одиночества как психологического феномена справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной и с научной, и с практической точки зрения.
Однако до сих пор не существует единого мнения о том, является ли одиночество нормой или патологией. Можно сказать, что одиночество как объективная психологическая проблема современности не утрачивает своей актуальности.
Одиночество - социально-психологическое явление. Эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное (уединенность) и негативное (изоляция), однако чаще всего понятие Одиночества имеет негативные коннотации.
Проблема определения одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском. Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов. Однако физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.
Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае одиночество может привести к депрессии.
Напоминает одиночество, но в то же время не носит такого глубокого характера, нехватка обратной связи, обусловленная либо ситуацией, либо темпераментом (психологическим типом) данного человека. В свою очередь, одиночество может быть обусловлено глубокими патологическими изменениями в психике индивида.
Существует ряд психологических факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг - в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией из-за страха потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость также нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми. Одиночество как состояние нередко выражается в музыке, кино, литературе и поэзии.
Социально-психологический подход, где причиной одиночества является сам человек, некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество.
Боумен, Рисмен и Слейтер - представители социологического подхода к одиночеству. В своей небольшой статье Боумен выдвинул гипотезу о трех силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе:
1) ослабление связей в первичной группе;
2) увеличение семейной
3) увеличение социальной
И Рисмен, и Слейтер связывают свой анализ одиночества с изучением американского характера и одновременно анализируют способность общества удовлетворять потребности его членов. Рисмен и его последователи заявляют, что американцы превратились в личности, «направленные вовне». Индивиды, «ориентированные на других», не только хотят нравиться, но и постоянно приспосабливаются к обстоятельствам и контролируют свое межличностное окружение с тем, чтобы определить линию своего поведения. «Ориентированные вовне» люди обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. (В этом смысле анализ Рисмена, видимо, дополняет анализ Роджерса.) Такими чертами могут быть наделены родители, учителя, основная масса людей. В результате «ориентированная на других» («направленная вовне») личность может приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, которая никогда полностью не удовлетворяется. Члены нашего «направленного вовне» общества образуют, как заявляет Рисмен в своем названии книги, «одинокую толпу».
Для Слейтера проблема американца как личности заключается не в «направленности вовне», а скорее в индивидуализме как таковом. Слейтер считает, что все мы стремимся к общению, сопричастности и зависимости. Мы стремимся к доверию и сотрудничеству с другими людьми, к «проявлению ответственности за свои импульсы и жизненные ориентации». Однако эти основные потребности в общении, сопричастности и зависимости недостижимы в американском обществе из-за его приверженности индивидуализму вследствие укоренения веры в то, что каждый должен следовать своей собственной планиде. Результатом этого становится одиночество. Слейтер утверждает: «Индивидуализм воплощен в стремлении отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. Одна из основных целей американской технологии - «освобождение» от необходимости согласования, подчинения, зависимости или контроля со стороны других. К сожалению, чем больше мы преуспеваем в этом, тем сильнее мы ощущаем разобщенность, скуку и одиночество».
Можно сказать, что Рисмен и Слейтер не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным - общим статистическим показателем, характеризующим общество. Когда они рассматривают одиночество в качестве черты американского характера, они объясняют это модальное качество личности как продукт социальных сил. Таким образом, причину одиночества Рисмен и Слейтер изначально помещают вне индивида. Эти теории в соотнесенности со временем подчеркивают значение социализации (причина исторического типа), но многие факторы (например, влияние средств массовой информации), способствующие социализации, оказывают постоянное негативное воздействие на личность. И конечно, Боумен, как и многие другие социологи, делает упор на значение событий, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте (например, развод). Формулируя свою точку зрения, Рисмен и Слейтер использовали в качестве источников рассуждений прежде всего художественную литературу, статистические данные и данные средств массовой информации.
В литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния. Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям, касающимся оценки индивидом его (ее) социального положения, типа испытуемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством.
Первый тип - «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной жизни или супруга.
Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонны обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинство разведенных мужчин и женщин.
Второй тип - «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество переходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке.
Третий тип - «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то, что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность. Большинство среди них овдовевшие люди.
Терапия одиночества должна удовлетворять трем принципам:
- 1. изучение индивида в среде;
- 2. понимание психосоциального становления личности как пожизненного процесса;
- 3. учет социокультурных факторов формирования индивида.
Профилактика одиночества тесно связана с диагностикой. Знание причин ведет к определению путей практической деятельности. В этой связи важно знать, что одной из альтернатив одиночеству является общение. Охарактеризуем ряд факторов, которые порождают или усиливают нашу сегодняшнюю разобщенность.
Фактор “личной автономии”. Цивилизация, к которой мы принадлежим, формирует у каждого представление о его собственном «Я», как о чем-то отдельном и самодостаточном. В какие-то периоды жизни мы начинаем более остро чувствовать кровную и духовную связь с предками.
Фактор урбанизации - распадается на несколько моментов. Возьмем два из них. Первый - повышение уровня благосостояния людей. Забываются трудности, зато помнится теплота взаимного интереса и взаимовыручки. Второй момент - избыточность принудительных контактов, неизбежных в больших городах. Горожанин в изнурительной спешке устает от мелькающих «объектов» и сам интерес к человечеству у него начинает падать. А ведь утратив интерес к другим, мы делаемся равнодушными и к себе.
Фактор массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации (радио, телевидение) представляют возможность получать почти всю значимую информацию, не покидая собственной квартиры. Это как бы избавляет нас от необходимости искать реального собеседника. И некоторые считают, что этого вполне достаточно, но в действительности для полноценного общения, мы думаем, требуется периодическое обновление круга собеседников.
Фактор “информационного взрыва”. Сегодняшний переизбыток информации делает каждого из нас в какой-то области некомпетентными, даже люди одной профессии специализированы столь узко, что подчас не могут нас ни подменить, ни даже понять друг друга. Так как же вернуть людей к полноценному общению?
Среди мер, противостоящих “факторам разобщения”, свое место найдут, очевидно, и специально психологические методы работы с людьми. Чтобы справиться с “синдромом дискоммуникации”, нужна хорошо поставленная, разветвленная психологическая служба. Она должна защитить человека от давления факторов урбанизации, массовой коммуникации и информационного взрыва.
Первые шаги в нашей стране уже сделаны. Их цель - вернуть людям свежесть восприятия других и самовосприятия, погрузить в исключительно разнообразный внутренний мир, помочь разговориться в атмосфере духовности. Общение - неотъемлемая часть практически каждого из видов профессиональной деятельности людей. Особенно это касается профессий, представители которых постоянно находятся в непосредственном контакте с людьми, во взаимодействии и общении с ними. Это работники культуры, образования, здравоохранения, социальной сферы и т.д.
Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять интерес к собеседнику, заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы. Необходимо отметить, что рассматривая общение как средство от одиночества людей, следует помнить, что оно не может быть универсальным, подходящим всем и всегда. Необходим учет социальных, образовательных и других факторов.
Широкое распространение в последние годы, в том числе и в России, получили клубы общения, где с помощью тренингов социальных навыков обучаются люди, страдающие от одиночества.
Следующим фактором профилактики одиночества является удовлетворение потребности человека в уединении. Уединение не прекращает общения, но лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающего его духовных формах общения. В уединении наиболее полно и глубоко можно постичь смысл классических произведений искусства, раскрывается красота природы. Но между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства и путать их нельзя. Социальные работники оперируют системным, социологическим подходом к рассматриваемой проблеме.
В терапии одиночества нужно учитывать многообразие факторов, ведущих к одиночеству, этому должно соответствовать и многообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким людям должна состоять в изменении ситуации, а не личности человека. Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения.
Не смотря на многообразие взглядов относительно одиночества, можно сделать вывод о том, что одиночество понимается в двух основных смыслах:
- 1. фактическое одиночество, то есть, отсутствие вокруг людей;
- 2. психологическое одиночество (одиночество в толпе), то есть, внутреннее переживание индивида.