Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 18:48, контрольная работа
1. Понятие рынка труда.
2. Экономически активное и занятое население.
3. Функции службы занятости.
Московский университет им. С.Ю.Витте
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Факультет: «Управления»
Направление подготовки: « Управление персоналом»
По дисциплине: «Рынок труда»
На тему: «Итоговый контроль»
Руководитель: Морковкин Дмитрий Евгеньевич
Выполнил: студент Малыгина Н.А.
г. Верхняя Салда
2014 год
Рынок труда - это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы). Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе.
К определению, что такое рынок труда, возможны два подхода. Первый, получающий в настоящее время все более широкое распространение, ограничивает его трудоспособными лицами, в тот или иной момент свободными от занятости, безработными, ищущими другое место работы, впервые вступающими в трудовую деятельность или ищущими занятость после перерыва в работе.
Второй - альтернативный подход, рассматривать рынок труда шире, как совокупное общественное отношение “работник- работодатель”, которое включает в себя взаимодействие между ними на всех стадиях их совместного функционирования, во всех ситуациях, возникающих в экономической системе (в том числе в ситуации безработицы, спада производства, закрытия предприятия).
На рынке труда реализуется возможность:
- свободного выбора профессии,
отрасли и места деятельности,
поощряемого приоритетными
- найма и увольнения при
- независимой и вместе с тем
экономически поощряемой
- свободного движения
Составными компонентами рынка труда являются:
1. Спрос на труд - отражает общий объем общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда.
2. Предложение труда - общее количество рабочей силы, характеризуемой численностью и составом населения (пол, возраст, образование, профессия, квалификация и т.д.).
3. Цена рабочей силы является ее заработная плата.
4. Стоимость рабочей силы определяется общественными издержками на ее воспроизводство, т.е. объемом потребляемых материальных и нематериальных благ.
5. Конкуренция – является основным механизмом функционирования рынка труда, как между нанимателями за привлечение высокопроизводительной рабочей силы, так и между работниками за замещение вакантных рабочих мест в системе общественного разделения труда, а также между работниками и нанимателями за условия трудового соглашения и оплату труда и т.д.
Таким образом, рынок труда представляет собой специфический вид товарного рынка, отличительной особенностью которого является то, что здесь осуществляется реализация особого рода товара - рабочей силы, или способности человека к труду.
Все население страны можно разделить на две группы: экономически активное и экономически неактивное население.
Все население страны = Экономически активное население + Экономически неактивное население.
Экономически активное население = Рабочая сила = Занятые + Безработные
Экономически активное население — обеспечивает предложение рабочей силы на рынке труда для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. То есть хотят работать, но при этом могут как работать, так и искать работу. В соответствии с этим экономически активное население делится на две категории: населения, занятого экономической деятельностью, и категорию безработного населения.
При отнесении или не отнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, — от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.
К безработному населению относятся лица старше 16 лет, которые в рассматриваемый период:
1) не имеют работы;
2) занимаются поиском работы (самостоятельно или с помощью служб занятости);
3) готовы приступить к работе незамедлительно.
В состав безработных включаются также лица, обучающиеся по направлению служб занятости. В качестве безработных учитываются учащиеся и студенты, инвалиды и пенсионеры в том случае, если они активно занимаются поисками работы и готовы к ней приступить.
Экономически активное население является частью трудовых ресурсов. Численность экономически активного населения изменяется в физических лицах по отношению к определенному периоду времени.
Численность занятых в отраслях экономики — это показатель, характеризующий спрос на рабочую силу на рынке труда. Чем выше спрос на рабочую силу, тем выше показатель занятости в экономике. Каждая экономика стремится к показателям полной занятости населения.
Численность безработных — это превышение предложения над спросом на рабочую силу на рынке труда. Обычно предложение превышает спрос на рабочую силу, что объективно обуславливает наличие безработицы. Это не исключает противоположной ситуации на отдельных участках рынка труда (региональных, по видам деятельности).
Трудоспособным населением считается совокупность людей, способных к труду по возрасту и состоянию здоровья. В РФ трудоспособным считается возраст для мужчин – от 16 до 59 лет и для женщин – от 16 до 54 включительно.
В рыночной экономике допускается возможность незанятости трудоспособного населения. Причинами экономической пассивности данной части населения является социальный статус, материальная обеспеченность, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей или бесперспективность трудоустройства. В России данная категория населения насчитывается несколько миллионов человек. Первоочередной задачей статистики является изучение занятости, то есть степени удовлетворения предложения рабочей силы. Также исследованию подвергается численность, состав, территориальное размещение и причины экономической пассивности.
В России есть право на труд. Государственная задача - изучение и регулирование сферы занятости.
Служба занятости населения - государственный посредник на рынке труда. Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие. Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Государственная служба занятости населения - система государственных органов, созданная для проведения единой государственной политики занятости. Услуги службы занятости бесплатны.
В обязанности службы занятости входит:
1. анализ рынка труда, анализ спроса и предложения;
2. проверка достоверности информации о свободных местах;
3. информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
4. социальная защита временно незанятых граждан;
5. регистрация и учёт граждан, и ищущих работу;
6. обеспечение населения информацией о возможностях трудоустройства профессионального обучения, переобучения;
7. оказание помощи в выборе работы;
8. квотирование рабочих мест для инвалидов;
9. выдача пособий по безработице;
10. оказание помощи работодателей в подборе работников;
11. обучение новой профессии;
12. психологическое тестирование для определения потенциала личности;
13. консультации по политике занятости;
14. распоряжение фондом занятости;
15. разработка программ занятости населения;
16. контроль за исполнением предприятиями, законодательства о занятости.
Служба занятости имеет право:
- запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;
- направлять
на все виды предприятий
- направлять
незанятых граждан по их
- оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;
- выдавать пособия по безработице, - приостанавливать или отменять выплату пособий.
Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.