Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 21:19, контрольная работа
В чем специфика предмета социологии по сравнению с политическими, экономическими, юридическими и др. гуманитарными науками?
Социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества.
Социология преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными
Сфера социологии - это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень.
1. Тема 1. Социология как наука. Социологические исследования……3
2. Тема 2. Становление и развитие социологии в странах Запада (XIX-XX вв.) Западная социология в ХХ столетии ……………………….................5
3. Тема 8. Социальные общности. Социальные группы …………...........7
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Факультет прикладной психологии ОСП
Кафедра философии, культурологии и иностранных языков
По дисциплине социология
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014г.
Оглавление
1. Тема 1. Социология как наука. Социологические исследования……3
2. Тема 2. Становление и развитие социологии в странах Запада (XIX-XX вв.) Западная социология в ХХ столетии ……………………….................5
3. Тема 8. Социальные общности. Социальные группы …………...........7
Тема 1. Социология как наука. Социологические исследования
Социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества.
Социология преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными
Сфера социологии - это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень.
Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей.
Опрос
Плюсы:
-при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
-устный метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
-опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу чего интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Минусы:
-интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога высокого профессионализма.
- Используя данный метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество получаемой информации.
Наблюдение:
Плюсы:
-наличие прямого контакта
между исследователем и
- Хорошая совместимость
с другими социологическими
- Оперативность получения информации, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения;
Минусы:
-Трудно обеспечить репрезентативность (например, при наблюдении поведения покупателей в магазине случайная выборка невозможна);
- Поведение обследуемых людей может отличаться от естественного, если наблюдение открытое (эффект наблюдения).
Эксперимент:
Плюсы:
- Экспериментальный метод
позволяет получать
Минусы:
- Данный метод используется
тогда, когда имеются две группы,
и необходимо произвести их
сравнения и сделать
Анализ документов:
Плюсы:
- Наглядность первичных материалов, и следствие большая достоверность результатов;
Минусы:
- Учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов;
- Часть этой информации устаревает;
Цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;
- подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.
3. Что такое репрезентативность в социологическом исследовании?
Репрезентативность - соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.
Также репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.
Тема №2. Становление и развитие социологии в странах Запада (XIX-XX вв.) Западная социология в ХХ столетии.
1. В чем заключается «позитивизм» социологии?
Позитивизм в социологии был первым направлением, которое сложилось в XIX в. Его суть заключалась в формировании новой системы знаний об обществе на основе применения методов и законов естественных наук. Первоначально позитивизм в социологии противопоставлялся умозрительному спекулятивному теоретизированию. Он возник в результате отказа от простых рассуждений о социуме, а также стремления создания такой социальной теории, которая бы по всем параметрам соответствовала естественнонаучной теории.
Социальная аномия развивается тогда, когда быстрые общественные и экономические изменения нарушают сложившуюся систему общественных отношений, что приводит к формированию “потерянных поколений”, аномии и, соответственно, одиночеству. Вследствие этих нарушений ожиданиям человека не суждено осуществиться, и это становится очевидным и для самого человека. Опрокидывание традиционных норм, утрата ограничений ведут к появлению у людей чувства существования в пустом пространстве без каких бы то ни было ориентиров. Не найдя “осей координат”, некоторые люди устают от существования и одиночества. Их целерациональные усилия становятся бесполезными, жизнь теряет ценность, и следствием этого может стать аномичное саморазрушение – самоубийство как крайняя степень аномии.
3. В основу концепции "понимающей" социологии легли идеиЭ. Дюркгейма о социальной реальности как реальности особого рода, которую можно познать с помощью соответствующего метода, которым является понимание.
Понимание означает постижение субъективного смысла действий индивида, которое выступает предпосылкой социальных взаимодействий для создания на их основе социальных структур и институтов.
Понимание объективного действия, а не действующего лица - первая ступень познания. Понимание мотивов и чувств действующего индивида -вторая ступень познания. Обнаружение смысла действий, проявляющегося в характере его связей с человеческими представлениями, потребностями, интересами, является итогом понимания.
По М. Веберу, социология - это наука, которая, интерпретируя, понимает социальное действие и тем самым пытается причинно объяснить его течение и результаты.
Под действием М. Вебер понимал «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл.» ((Вебер М. Избранные произведения/Пер. с нем. - М.,1990. - С.602-603),
Для "понимающей" социологии важно поведение, которое: 1) по субъективному смыслу соотнесено с поведением других людей; 2) определено...осмысленным соотношением; 3) может быть понятно объяснено. "Понимающую" социологию интересуют явления исключительно изнутри.
Общество как объект познания может открыться только внутреннему взору человека. Так, согласно Г.Зиммелю познать социальное явление -это значит сопережить.
Таким образом, теория понимания подчеркивает субъективные элементы познания; включаете социальное познание интересы и ценности субъекта познания; считает необходимым для понимания смысла социально-исторического явления выяснение связи данного явления с интересами исследователя или его социальной группы.
Тема №8. Социальные общности. Социальные группы.
1. Какие признаки могут объединить людей в группы?
- наличие внутренней организации;
- общая (групповая) цель деятельности;
- групповые формы социального контроля;
- образцы (модели) групповой деятельности;
- интенсивные групповые взаимодействия;
- чувство групповой принадлежности или членства;
- ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;
- ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.
2. Каким образом индивид (или группа) идентифицируют себя с общностями?
Социальная идентификация может быть этнической, классовой, возрастной, профессиональной и т.п. Центральное место в социальной идентификации занимает менталитет - совокупность усвоенных знаний и навыков, присущая всем членам данной группы. Такие приобретенные житейские навыки служат для индивида постоянными ориентирами в восприятии вещей и оценке фактов, помогая строить свое поведение. У людей с одинаковым менталитетом часто совпадает и мироощущение.
3.Как можно определить этничность? Какие дисциплины занимаются ее исследованием?
Этничность можно представить как форму социальной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми, и которые лежат в основе их самосознания. К этим характеристикам относится также обладание одним или несколькими общими названиями, общие элементы культуры, представление об общем происхождении и, как следствие — наличие общей исторической памяти. При этом присутствуют ассоциация себя с особой географической территорией и чувство групповой солидарности.
Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, социальным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях. Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением об этничности: для определения этнической общности присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев используются различия в антропологическом типе, географическом происхождении, хозяйственной специализации, религии, языке, и даже чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.).
Наука, изучающая этничность – этнология.