Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Деятельность - способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром. Понятием деятельность охватываются разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная деятельность.) и сферы функционирования общества.

Содержание работы

Дать определение слова «деятельность». Перечислите основные виды человеческой деятельности ………………………………………........3 - 4
Какие известные инженеры жили в Средние века? Опишите научно-технические заслуги одного из них ……..…………………………….5 - 9
Конструирование является одним из основных видов инженерной деятельности. Что это за направление?........................................….…..10 - 11
Подготовьте доклад (на 4-5 мин.) на тему: «А.Е.Арбузов - великий русский химик»……………………………………………………….... .12 - 22
Укажите пути развития активизации решения инженерных задач……….………………………………………………………….....23 - 27
Список использованной литературы………………..………………28 - 29

Файлы: 1 файл

ВИД.docx

— 60.46 Кб (Скачать файл)

В 1901 году А. Е. Арбузов был избран членом Русского физико-химического общества и, таким образом, является одним из старейших его членов. После преобразования этого общества во Всесоюзное химическое общество им. Д. И. Менделеева А. Е. Арбузов несколько лет был членом Президиума оргкомитета Менделеевского общества и поныне состоит членом Президиума Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева. Бессменный председатель Казанского отделения Всесоюзного химического общества им. Менделеева, А. Е. Арбузов является активным участником всех менделеевских съез доз, начиная с III менделеевского съезда (первого съезда при советской власти), и состоит членом организационного комитета по созыву этих съездов. На III и IV менделеевских съездах А. Е. Арбузов избирается председателем съезда. При организации в 1928 году Казанского V менделеевского съезда, посвященного столетию со дня рождения А. М. Бутлерова, А. Е. Арбузов состоял председателем организационного бюро съезда, а также председателем самого съезда. Казанский менделеевский съезд благодаря энергии А. Е. Арбузова прошел с исключительным успехом.

Всесоюзное химическое общество им. Д. И. Менделеева оказало А. Е. Арбузову высшие почести, избрав его на пленуме совета 27 июня 1947 года почетным членом Всесоюзного физико-химического общества им. Менделеева.

По инициативе А. Е. Арбузова при Казанском университете учрежден Химический научно-исследовательский институт имени А. М. Бутлерова, бессменным директором которого А. Е. Арбузов является и поныне. Следует особо отметить, что научно-исследовательский институт им. Бутлерова является первым институтом в системе Министерства просвещения РСФСР.

В годы Великой Отечественной войны А. Е. Арбузов принимал деятельное участие в размещении эвакуированных из Москвы и Ленинграда научных и научно-учебных учреждений, прежде всего научных институтов Академии наук СССР и создании условий для их нормальной научной работы.

Во время войны А. Е. Арбузов был председателем химико-технологической секции научно-технического совета при Госплане ТАССР, состоял членом комиссии по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья при Академии наук СССР на нужды обороны, а также активно участвовал во многих других комиссиях общественного характера.

Научно-педагогическая и административная деятельность А. Е. Арбузова протекала и протекает, главным образом, в стенах Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина, Казанского химико-технологического института им. С. М. Кирова и Казанского филиала Академии наук СССР. Ряд лет А. Е. Арбузов читал лекции и вел преподавание в сельскохозяйственном, педагогическом и ветеринарном институтах.

С 1911 и до 1920 года А. Е. Арбузов состоял профессором Казанского университета.

В 1930 году в связи с временным закрытием химических отделений университетов и организацией Казанского химико-технологического института А. Е. Арбузов был утвержден профессором кафедры органической химии, в этом звании он состоит и до настоящего времени.

В период 1924—25 гг. А. Е.Арбузов состоял деканом химического факультета университета, с 1925 по 1927 год был членом правления и проректором университета, некоторое время исполнял обязанности ректора Казанского университета.

В 1932 году А. Е. Арбузов избран членом-корреспондентом, а в 1943 году действительным членом Академии наук СССР.

В 1945 г. Президиумом Академии наук СССР он назначен председателем комиссии по организации Казанского филиала Академии наук СССР, который при деятельном его участии и был организован. А. Е. Арбузов является бессменным председателем президиума филиала.

В 1947 году, в связи с 70-летием со дня рождения академика Александра Ерминингельдовича Арбузова химическому институту Казанского филиала Академии наук СССР присвоено его имя.

Широко известны публичные лекции А. Е. Арбузова. Они всегда привлекают большую аудиторию и пользуются огромным успехом у слушателей. Блестящий лектор и экспериментатор, А. Е. Арбузов свои публичные лекции богато обставляет тщательно подготовленными опытами. Таковы, например, его публичные лекции «О радии», «О свободных радикалах». Особым видом научно-литературной деятельности А. Е. Арбузова являются его многочисленные речи, статьи и очерки по истории химии.

Особенно блестящи его характеристики наших виднейших ученых химиков. Такова, например, его речь «Памяти Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова», произнесенная при открытии менделеевского съезда 15-го июня 1928 года в г. Казани, речь «Казанская школа химиков», произнесенная к 135-летию Казанского государственного университета (1941), речь «Жизнь и научная деятельность Н. Н. Зинина» (1943) и доклад «Сергей Васильевич Лебедев» к десятилетию со дня смерти (1944), очерк о А. М. Бутлерове, В. В. Марковникове, А. М. Зайцеве (1948) — содержат яркие характеристики выдающихся русских химиков.

Из числа работ исторического характера укажем на такие: «Влияние работ казанской школы химиков на развитие мировой химической промышленности» (1945), «Академия наук и развитие органической химии» (очерк к 220-летию Академии наук СССР) и, наконец, монография под заглавием «Краткий очерк истории органической химия в России», которая пользуется широкой популярностью среди студентов и научных работников нашей страны. Эта книга недавно переведена на румынский язык. Академик Арбузов является председателем комиссии по истории химии Академии наук СССР.

А. Е. Арбузов является собирателем и ревностным хранителем материалов и реликвий по истории русской химии, всегда отстаивающим приоритет отечественной науки. Кабинет заведующего кафедрой органической химии Казанского государственного университета, в котором некогда творил Бутлеров, по сути дела стал музеем казанской школы химиков. В нем бережно хранятся препараты, собственноручно изготовленные Н. Н. Зининым и другими представителями казанской школы, а также рукописи, фотографии, предметы лабораторного оборудования и много других исторических материалов.

За выдающиеся заслуги в области науки, техники и преподавательской деятельности А. Е. Арбузову присуждено звание заслуженного деятеля наук РСФСР и заслуженного деятеля науки и техники ТАССР; он трижды награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалью „За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 45 гг.".

За блестящие исследования в области фосфорорганических соединений А. Е. Арбузову дважды присвоено звание лауреата Сталинской премии.

Будучи крупнейшим ученым и талантливым исследователем, А. Е. Арбузов не замыкается в стенах лаборатории. Он принимает активнейшее участие в общественной жизни республики. Ценя большие заслуги ученого перед Родиной, трудящиеся избирают его в органы государственной власти. С 1935 г. по выборам первого созыва А. Е. Арбузов состоит членом Бауманского райсовета Казани и принимает деятельное участие в работе секции просвещения и благоустройства города. С большим вниманием относится он к нашему городскому строительству, особенно вузовскому, вникая во все вопросы архитектурного искусства, давая ценные советы. В 1946 и 1949 гг. А. Е. Арбузов избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Являясь передовым советским ученым, А. Е. Арбузов все свои силы и знания отдает делу укрепления могущества нашей великой Родины, делу расцвета мирного созидательного труда советского народа. В 1951 г. А. Е. Арбузов был избран делегатом III Всесоюзной конференции сторонников мира.

В заключение своего далеко неполного очерка добавлю, что А. Е. Арбузов является незаурядным любителем-музыкантом, тонко и глубоко понимающим музыку, одним из деятельных участников концертов, устраиваемых научными работниками и студентами Казани. А. Е. Арбузов с горячим желанием организовывал музыкальные вечера, посвященные деятельности „могучей кучки" русских композиторов, на которых он делал прекрасные доклады.

Таков вкратце жизненный путь академика А. Е. Арбузова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Укажите пути развития активизации решения инженерных задач

     

        Инженерное  дело – это творческая техническая деятельность

        Чтобы  стать изобретателем, нужным производству  специалистом, надо научиться инженерному творчеству. По мере включения специалиста в творческий процесс накапливается опыт решения творческих задач. Инженер постепенно может стать новатором, крупным производственным деятелем, рационализатором, изобретателем.

        Научно-техническое  творчество заключается в исследовании закономерностей известных явлений с целью их использования в практике. В основе этого вида творчества лежат прикладные науки, различного рода отраслевые исследования, в результате которых разрабатываются новые технические и технологические решения. Результатом данного вида творческой деятельности являются преимущественно сложные изобретения.

        Любую  инженерную задачу (ИЗ) можно упрощенно представить совокупностью трех компонентов: «ИД, А, Р», где ИД - исходные данные (материалы, сырье, энергия, информация и т. п.); А - алгоритм решения задачи (способ переработки сырья, обработки информации или преобразования энергии, технология изготовления изделий); Р - результат решения задачи (конечный продукт).

        Эти  компоненты в зависимости от  типа задачи могут быть известными (заданными) или неизвестными (неопределенными). В зависимости от этого все множество инженерных задач можно свести к конечному числу типов задач.

        Если  все компоненты задачи известны, то имеет место обычная инженерная задача.

        Ко  второму типу относятся задачи, в которых неизвестны исходные данные. Это инженерная задача поиска сырья, исходного продукта, источника энергии или информации и т.д. для достижения известной цели известным способом.

        В  третьем типе задач неизвестен  способ преобразования исходных данных в конечный результат. Это инженерная задача поиска новой технологии переработки сырья, нового способа преобразования энергии или алгоритма обработки информации, новой конструкции или новой технологии изготовления заданного изделия из конкретных материалов.

        К  четвертому типу относятся задачи, в которых неизвестен конечный результат, т.е. задачи поиска новой модели конструкции, формы, функции, материала и т.д. путем преобразования заданных исходных данных известными способами (технология).

        Пятый  тип – это задачи, в которых известен лишь конечный результат (продукт, изделие). Это инженерные задачи поиска нового исходного сырья и новой технологии для достижения известной цели, создания искусственных конструкций, материалов.

        В  шестом типе задач известными  являются только исходные данные. Это инженерные задачи утилизации, эффективного использования резервов и возможностей, превращения вредных явлений в полезные, поиска нового применения известных объектов.

        К  седьмому типу относят задачи, в которых известен лишь способ, явление преобразования. Это задачи практического применения открытий, результатов научных исследований, законов, физических и химических эффектов и явлений.

        И, наконец, последний тип, когда неизвестен  ни один из компонентов, относится к новым, пока еще не существующим задачам.

        Данная  классификация инженерных задач  позволяет предопределить необходимые методы и средства решения. Если один или два компонента неизвестны, то задача может быть отнесена к изобретательским задачам.

        Решение  изобретательской задачи немыслимо  без сбора, анализа и переработки информации о новейших творческих разработках, о тенденциях развития соответствующей отрасли техники и конкретного технического объекта, о существующих и прогнозируемых общественных потребностях, новых научных достижениях и технических возможностях.

        Одним  из решающих факторов научно-технического прогресса является трансформация научных знаний и результатов творческой деятельности в производственные процессы.

Системный подход в инженерном творчестве

        Системой  называется такая совокупность  элементов, обладающих различными свойствами, параметрами и пространственной структурой, которая обеспечивает выполнение какой-либо единой цели или функции.

Система – это совокупность элементов, связанных технологически, конструктивно, функционально.

        Эффективное  решение инженерной задачи возможно лишь на основе всестороннего, целостного рассмотрения разрабатываемой системы и ее развития (изменения) в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Лишь такой системный подход способен привести к подлинно творческим новаторским решениям, вплоть до сложных изобретений и научных открытий.

        Для  систем рассматриваются три характерных  типа задач.

        Задача  анализа – задана структура  системы, необходимо определить ее функционирование (поведение).

        Задача  синтеза – заданы характер  функционирования и другие требования к системе, необходимо определить структуру, которая удовлетворяет постановленным требованиям.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"