Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 19:53, контрольная работа
Описание работы
Кризис биолого-натуралистических теорий в конце XIX в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. Идея сведения социального к психологическому не была, конечно, новой. На «универсальные законы психологии» и «свойства человеческой природы» ссылались и Локк, и Юм, и французские просветители, и английские утилитаристы.
Содержание работы
1. Социология XIX - начала XX веков (общая характеристика) 2 2. Социальная позиция, статус и социальная роль 5 3. Общество как система: социетальный подход 11 Список литературы 18
Мотивация зависит от потребностей
и мотивов человека. Разные роли обусловлены
различными мотивами.
3. Общество как система:
социетальный подход
Современные представления
о человеческом обществе во многом основаны
на системном подходе к его анализу. Под
системой обычно понимают совокупность
образующих ее элементов, находящихся
в устойчивых связях и отношениях друг
с другом. С системной точки зрения общество
есть некоторая совокупность людей, связанных
между собой совместной деятельностью
по достижению общих для них целей. В процессе
совместной деятельности между людьми
складываются многообразные иерархически
выстроенные отношения, которые и есть
структура общества. Общество как система
обладает еще одной важной характеристикой
- целостностью, то есть ему присущи свойства,
которые нельзя вывести из свойств отдельных
элементов. Уходят из жизни люди, сменяются
поколения, но общество постоянно воспроизводит
себя. Механизм воспроизводства предполагает
наличие в структуре общества таких особо
устойчивых отношений (инвариант системы),
которые обладают значительной самостоятельностью
по отношению к отдельным элементам и
даже структурным звеньям.
Общество, как и любая живая
система, представляет собой открытую
систему, которая находится в состоянии
непрерывного обмена с окружающей его
природной средой, обмена веществом, энергией
и информацией. Общество обладает более
высокой степенью организации, нежели
окружающая его среда. И чтобы сохранить
себя как целостность, оно должно постоянно
удовлетворять свои потребности, в первую
же очередь потребности людей, которые
имеют объективный и вместе с тем исторически
изменчивый характер. Степень удовлетворения
этих потребностей - материальных, социальных,
духовных - выступает самым наглядным
доказательством эффективного функционирования
общества как системы. Если минимального
удовлетворения потребностей достигнуть
не удается, то общество ждет неминуемый
распад и гибель. Это и есть управленческая
катастрофа. Иначе говоря, общество не
справилось с управлением сложнейшими
процессами деятельности людей.
Одним словом, общество как
функционирующая система имеет телеологическую
природу. Оно стремится к достижению определенной
цели, состоящей, разумеется, из множества
подцелей. Общество может вообще не задумываться
о существовании такой цели, неверно ее
определять или отрицать ее наличие. Но
самое поведение общества, его конкретные
действия говорят гораздо больше о наличии
такой цели, чем слова и теории. Читатель,
видимо, уже догадался, что речь идет о
кибернетико-информационном аспекте рассмотрения
общества как целостной самоуправляющейся
системы.
Субъект управления на основе
имеющейся у него информации о состоянии
окружающей среды и самого общества формулирует
команды объекту управления о дальнейших
его действиях по взаимодействию с окружающей
средой. Сигналы, идущие от управляющей
подсистемы, называются прямой связью.
В управленческой цепочке существует
также и обратная связь - информация о
полученных результатах и степени их соответствия
поставленным целям, которая поступает
от исполнителя к субъекту управления.
От того, насколько верной окажется корректировка
им целей и практических действий, будет
зависеть в конечном счете судьба общества
как системы [ 3 ,с. 486].
Количество и сущность всеобщих
сторон, связей и отношений общества обусловливается
в первую очередь специфически общественным,
человеческим взаимодействием с природой.
Правильно, но недостаточно сказать, что
общество постоянно и целенаправленно
осуществляет вещественно-энергетически-информационный
обмен с окружающей его средой на основе
обратной связи. Говоря философским языком,
речь должна идти о таких различных формах
или способах освоения обществом окружающей
действительности, которые в своей совокупности
раскрывают универсальный характер отношения
общества (человека) к природе и соответственно
к самому себе.
Философская мысль Запада на
протяжении долгого времени трудилась
над правильной постановкой этой проблемы.
И. Кант в своей "Критике чистого разума"
дал наиболее точную формулировку трех
аспектов этой проблемы, которая и была
в дальнейшем принята: "Что я могу знать?
Что я должен делать? На что я могу надеяться?"
[5, с.661] Впоследствии Кант пояснил, что
все три вопроса могут быть сведены к одному
- вопросу о человеке.
Общественный человек осваивает
окружающую действительность тремя возможными
способами. Это - чувственно-практическое
освоение, теоретическое освоение и, наконец,
ценностное освоение.
Все эти три способа обретают
свой смысл и свое назначение, когда общество
функционирует, действует, преследует
вполне конкретные цели. Философский взгляд
на природу общества не должен упускать
из виду внутреннюю напряженную связь
между целевыми устремлениями системы
и ее настоящим состоянием. Таково еще
одно требование системного подхода, которое
вытекает из признания телеологического
характера системы. Тем самым системный
подход позволяет глубже понять специфику
философии, которая призвана выходить
за рамки повседневного опыта и создавать
представления о мыслимом на сегодня совершенстве
системы. Только при таком взгляде на сущее,
на реальное состояние общественной жизни
она обретает философскую глубину и смысл.
В научной литературе существует
еще немало дефиниций общества. Простейшее
из них звучит так: общество - это совокупность
людей и их взаимоотношений. В западной
литературе обществом чаще всего называют
географическое образование, связанное
воедино правовой системой и имеющее определенное
"национальное лицо"[7,c.115]. Возможно
и еще одно определение: "Общество -
это, прежде всего, такие особого рода
отношения между людьми, которые дают
им возможность возвыситься всем вместе
над своейчисто животной, биологической
природой и творить собственно человеческую
надбиологическую реальность" [6,с. 48].
Современная философия рассматривает
общество как совокупность различных
частей и элементов, которые тесно связаны
между собой, постоянно взаимодействуют,
поэтому общество существует как отдельный
целостный организм, как единая система.
Общество – особая подсистема
объективной реальности, специфическая,
социальная форма движения материи. Своеобразие
этой подсистемы бытия состоит в том, что
историю общества делают люди. В живой
природе в лучшем случае наблюдается лишь
приспособление к окружающей действительности,
общество же может оказывать на эту действительность
определенное воздействие.
Общество оказывается непосредственно
связанным не только с людьми, но и с их
деятельностью. Эта связь выражается прежде
всего в том, что деятельность людей выступает
как жизненная основа существования и
развития общества. История общества складывается
из социальных событий, явлений и процессов,
в которых деятельность людей воплощается,
реализуется, находит внешние, результативные
формы выражения.
Но что такое деятельность?
Какое содержание мы вкладываем в данное
понятие? В самом общем виде деятельность
можно определить как целесообразное
воздействие субъекта на объект. Деятельность
всегда связана с активностью субъекта,
направленной на объект. В роли субъекта
деятельности при этом выступает тот,
кто осуществляет деятельность, то есть
это человек или группа людей. В роле субъекта
деятельности выступает то, к чему или
к кому она прилагается, на что или на кого
она направлена. Это предметы и явления
окружающего человека природного и социального
мира. Структуру деятельности образуют
такие ее элементы, как цель деятельности,
анализ ситуации, в которой предстоит
действовать, план (идеальная схема) деятельности,
сам процесс деятельности и ее результат.
Причем, результат деятельности может
и не совпадать с ее целью. Теоретическое
объяснение этому кроется в том, что они
лежат в разных плоскостях, .ибо цель субъективна,
а результат объективен, а объективное
и субъективное могут и не совпадать. Исходя
из сказанного, можно дать следующее развернутое
определение деятельности. Деятельность
- это такая форма активности человека,
которая направлена на достижение сознательно
поставленной цели, на изменение и преобразование
окружающего природного и социального
мира в интересах людей.
Человеческая деятельность
всегда носит общественный характер. Качество
это она проявляет в силу того. что осуществляется
группами ладей для достижения общих целей
и результатов. Это и совместный труд,
в процессе которого у людей вырабатывается
общее отношение к жизни, определяется
общие ценности, складываются общие традиции
и т.д. Это и политическая деятельность,
в которой реализуются общие интересы,
решаются общие задачи, достигаются общие
цели. Без деятельности, и вне деятельности
людей существование, функционирование
и развитие общества невозможно. И если
вдруг представить себе, что деятельность
людей в силу действия каких-то причин
прекратятся, то это будет означать, что
прекратится и общественная жизнь людей,
она станет просто невозможной.
Все это свидетельствует о том,
что деятельность людей выступает как
специфический способ существования социального.
На основе разнообразных видов деятельности
(экономической, политической, правовой,
производственной, торговой, нравственной,
религиозной, семейно-бытовой и др.) (между
людьми и социальными группами складываются
определенные связи и взаимодействия.
Эти связи и взаимодействия постоянно
воспроизводятся в деятельности ладей
и носят устойчивый характер. Многие поколения
людей сменяют друг друга, а тип связей,
характеризующий данное общество, остается
тем же самым. Эти связи и взаимодействия
и представляют собой общественные отношения,
формы которых весьма многообразны. К
общественным отношениям относятся экономические,
политические, правовые, нравственные,
религиозные, семейные, управленческие
и др. Отдельно от деятельности, в отрыве
от нее, сами по себе общественные отношения
не существуют. Они образуют общественную
норму выражения деятельности людей. Каждый
человек как член общества, класса, нации,
государства, политической партии, социальной
группы и т.п. включается в разнообразные
формы деятельности и вступает на этой
основе в определенные отношения с другими
людьми. Деятельность и общественные отношения
формируют человека как личность, как
социальное существо. Когда человек рождается,
он застает формы деятельности и общественные
отношения уже сложившимися, санкционирующими.
В процессе социализации на основе и посредством
тех или иных форм деятельности он включается
в них, осваивает их, переводит в свой внутренний
опыт. Формы деятельности и общественные
отношения, таким образом, связывают каждого
человека с обществом, с окружающей социальной
средой. Они выступают как средство включения
индивида в общественную жизнь. Деятельность
людей и общественные отношения составляют
основное содержание их общественного
бытия как реального процесса их жизни.
Что есть общего у общества
и природы и что их отличает друг от друга?
Сходство общества и природы заключается
прежде всего в их объективности, независимости
от воли и желания людей. Общество и природа
- это части одного и того же материального
мира. Им в силу этого обстоятельства присущи
некоторые общие закономерности, которые
действуют в обеих частях материального
мира. Здесь, правда, можно заметить, что
объективный характер законов общества
нередко отрицается на том основании,
что общественные законы реализуются
в деятельности людей, а люди действуют
сознательно, Во собственной воле. Воли
же различных ладей обычно сталкиваются
друг с другом, и ход событий определяется
их равнодействующей, направление которой
не совпадает с направлением каждой из
этих воль. Общность законов природы и
общества выражается в их историческом
характере, в зависимости от конкретных
условие. Не только законы общества, но
и законы природы могут существовать и
действовать лишь при наличии определенной
среды. Так, законы гидродинамики требуют
наличия жидкости, законы метеорологии
- наличия атмосферы и т.д. А конкретные
условия историчны, то есть могут появляться
и исчезать.
Однако общество и природа имеют
не только общие черты, но и специфические
особенности, которые позволяют отличать
их друг от друга. Различие между ними,
в частности, заключается в тем, что в природе
действуют слепые, бессознательные силы,
а в обществе действуют люди, наделенные
сознанием и волей, преследующие те или
иные цели. Различие между обществом и
природой выражается также в различии
законов, действующих в них. Это различие
состоит в том, что, во-первых, законы природы
проявляются стихийно, не только независимо
от сознания и воли людей, но и независимо
от существования людей вообще. Так, закон
земного притяжения, например, проявляется
в том, что на земную поверхность падает
любое тело, находящееся в сфере земного
притяжения. Волей и желанием людей это
никак не определяется. Закон этот действовал
и тогда, когда людей на Земле не было.
Социальные же законы всегда реализуются
через деятельность людей, которая может
быть сознательной и: бессознательной.
Никак иначе, как через деятельность людей,
они действовать, реализовать себя не
могут. Без людей и их. деятельности социальные
законы не могут ни возникнуть, ни существовать.
Во-вторых, законы природы более долговечны,
чем социальные законы, да и возникают
последние позже, чем первые. Это и понятно,
так как законы природы существовали и
действовали задолго до появления человека,
общества и его законов. В-третьих, социальные
законы более сложны по механизму своего
проявления. Дело в том, что они всегда
реализуются через деятельность людей
и групп людей, диапазон причин и формы
выражения которой чрезвычайно многообразны.
В-четвертых, социальные законы в высокой
степени вероятностны, они проявляются
как "законы-тенденции".
Список литературы
Васильев Г.А., Деева Е.М. Организационное
поведение. - М., 2005. С. 255.
Вишневская А.В. Конфликтология. - М., 2003. С.132.
Емельяненко Л.М., Петюх В.М., Торгова Л.В. Конфликтология. - М., 2003. С. 215.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., 1999. С. 318.
Клочко Ю.Н., Ермилова Н.Ю., Клочко
А.Ю. Социализация личности, ее социальный
статус и социальная роль. - М., 2004. С.184.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология:
курс лекций. - М., 1999. С. 281.
Социология. Основы общей теории / Под ред. Осипова Г. В. - М., 1998.
С. 213.