Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 13:59, контрольная работа
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
1 Введение…………………………………………………………………………3
2 Сущность общественного мнения…………………………………………….6
3 Методы изучения общественного мнения…...................................................12
4 Формирование общественного мнения.……………………………………..14
Список литературы………………………………………………………….…16
СМИ так же являются инструментом информационного воздействия, существенно влияющим на формирование общественного мнения. В СМИ включаются периодическая печать, радио, телевидение, звукозапись, компьютерные накопления, обработка, передача и прием информации, система Интернет и др. Действия СМИ заключаются в систематическом распространении политической информации среди различных по численности, рассредоточенных аудиторий с целью формирования общественного мнения, утверждения духовных ценностей данного общества или его правящих групп, оказания идеологического, культурного и политического воздействия на получателей информации.
Радио и телевидение имеют общие черты, которые отличают их от газет и журналов.
Во-первых, это - оперативность, возможность информировать людей с места события. В данном случае они выступают не только как прямые каналы передачи происходящего, но и как комментаторы, причем комментарий часто сопровождает ход событий.
Во-вторых, радио - и телетрансляции передают с документальной точностью эмоции участников происходящего, создают эффект присутствия, что придает им максимальную убедительность и эффективность в формировании общественного мнения.
В-третьих, они несут информацию и знания даже тем людям, которые в силу различных причин "оторваны" от общественной жизни и не могут выписывать ни газеты, ни журналы (данная способность определяется как вездесущность).
Каждое средство массовой коммуникации имеет свои преимущества, каждому присущи свойства, позволяющие эффективно выполнять определенные социально-политические функции в деле формирования общественного мнения. В силу различия выразительных свойств и условий восприятия аудиторией информации ни одно из них не может полностью заменить другое. И, тем не менее, именно телевидению принадлежит ведущая роль в современной системе средств массовой информации и формировании общественного мнения граждан.
Телевизионная информация воспринимается иначе, чем то же сообщение, напечатанное в газете или переданное по радио. Обусловливается это тем, что, знакомясь с информацией в прессе, читатель знает, что она прошла через призму восприятия, а значит, и мнения определенных людей. А то, что зритель видит на экране, воспринимается им непосредственно. Срабатывает "эффект присутствия". Телезритель становится не только очевидцем того или иного события, но и как бы соучастником, нежели прочитав ее в газете или услышав по радио.
СМИ, пытаясь вызвать как можно более широкое внимание населения к распространяемым ими сведениям, постоянно используют приемы, направленные на привлечение и развлечение людей. Ориентируясь, таким образом, на массовое внимание, СМИ убирают одни, якобы "скучные", факты и придают сенсационный характер другим, стремятся сделать свои материалы оригинальными, своеобразно подают те или иные сообщения и тем формируют нужное общественное мнение.
СМИ, формируя общественное мнение, используют различные приемы, в том числе дезинформацию, манипулирование общественным сознанием и новостями.
Обычно выделяют две главные модели политического манипулирования - "психологическую" и "рациональную". Суть психологического варианта манипулирования заключается в использовании автоматической реакции индивида на определенные психологические действия. В качестве форм рационального манипулирования определяют следующие:
- сокращение количества доступной информации;
- использование преднамеренного утаивания информации;
- предоставление верной, но тенденциозной информации;
- информационная перегрузка.
В настоящее время СМИ стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное мнение. Поэтому органы власти должны играть главную роль в управлении СМИ. В целом закон о СМИ установил важные правовые средства воздействия государства на массовую политическую коммуникацию. Так, например, в ст.47-48 изложены права и обязанности журналиста, который имеет право посещать государственные органы или их пресс-службы, получать доступ к документам, присутствовать на митингах, демонстрациях и др. В то же время журналист обязан проверять достоверность информации, быть аккредитованным государственными органами при условии соблюдения им правил аккредитации, установленных этими органами.
Таким образом, возникающие сегодня в России политические проблемы показывают, что свобода СМИ не абсолютна. СМИ - это собиратели и распространители информации, передатчики общественного мнения и общественных интересов. Но высшим критерием их деятельности, высшим благом, которое они должны защищать независимо от своих политических предпочтений, должны быть интересы всего социума в целом. Именно защите этих интересов должны быть подчинены информационные тактики тех или иных СМИ, и с этих позиций они должны воспринимать любые интересы и мнения.
3 Методы изучения общественного мнения.
Учитывая то, что общественное мнение меняется и на него можно повлиять, отслеживание его состояния и направленности постоянно находится в поле зрения работников сферы связей с общественностью. В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости доставать такую информацию в коммерческих организациях, проводящих социологические исследования. В России, например, этим профессионально занимаются Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), российский интернет-ресурс "Публичная библиотека", ведущий мониторинг более 600 источников периодической печати, исследовательский холдинг РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка), Фонд "Общественное мнение", Аналитический центр по общей политике администрации президента, VOX POPULI В. Грушина, Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург), Институт прикладного системного анализа, социологические центры ряда ведущих университетов и т.д. А кто не слышал о таких всемирно известных американских службах опроса общественного мнения, как службы Харриса или Геллапа? Существует множество менее известных исследовательских групп, осуществляющих маломасштабные исследования, в частности, маркетинговые.
При изучении общественного мнения используют различные методы: опросы, массовые наблюдения, анализ документов, общенародные обсуждения.
Методы исследования общественного мнения традиционно делятся на две группы: качественные и количественные методы. Качественные исследования направлены на обнаружение тенденций и факторов, на выяснение того, что имеет место быть, что происходит, если или нет некое явление. Количественные методы направлены на измерение и соотношение выявленных в процессе качественных исследований факторов и характеристик. К качественным методам относятся наблюдение, личное интервью, store-check (проверка продукции в магазине), фокус-группы. Основной метод количественного исследования общественного мнения — анкетирование (в том числе, в форме телефонного интервью, после которого анкета заполняется социологом).
При этом необходимо придерживаться следующих правил: используемые методы должны давать и количественную, и качественную характеристику общественного мнения; характеризовать его не только в статике, но и в динамике; методы должны применяться к совокупности, комплексно.
4 Формирование общественного мнения.
Этап характеризуется интенсивным обменом индивидуальных и групповых мнений, в ходе которого вырабатывается коллективное, а на его основе – общественное мнение. Данный обмен мнениями может происходить стихийно, либо организованно, под влиянием целенаправленного идеологического воздействия (средства массовой информации и т.д.). На этом этапе эмоциональный компонент содержания общественного мнения, преобладающий на первоначальной стадии, дополняется рациональным, который становится доминирующим.
На этом этапе мнение-оценка выступает как суждение большинства. Оно характеризуется выраженной направленностью, содержанием и устойчивостью. На данном этапе доминирует волевой компонент содержания общественного мнения, способствующий его переходу от вербальной (словесной) формы к поведенческой.
Следует считать, что временные рамки этих этапов весьма динамичны. Эта динамика определяется содержанием объекта. Одно дело, когда в поле зрения общественного мнения попадает яркий, но не имеющий большой временной протяженности факт (например, необычное или совершенное с особой жестокостью преступление или преступление, направленное против известного лица). В этом случае процесс развития общественного мнения почти мгновенен. Другое дело, когда объект, вокруг которого формируется общественное мнение, малоизвестен, противоречив, интерес к нему большинства не проявляется. В этом случае формирование общественного мнения происходит поэтапно.
Основные факторы формирования общественного мнения: экономическое и политическое состояние в обществе, уровень культурного развития, образовательный уровень населения, утвердившийся образ жизни и т. д.
Эти факторы могут способствовать или препятствовать подготовке людей к участию в обсуждении по предмету мнения, восприятию соответствующей информации, готовности открыто высказывать свои суждения и вырабатывать согласованные позиции. Ясно, что в формировании общественного мнения важную роль играют все институты общества, прежде всего политические. Особенно важна роль в этом процессе средств массовой информации.
Изучение общественного мнения осуществляется на двух уровнях: на уровне теоретических исследований имеет своей целью разработку теории, на уровне эмпирических социологических исследований цель заключается в выработке практических рекомендаций.
Наиболее распространенными источниками получения информации об общественном мнении являются: письма в управленческие органы, газеты, журналы; вопросы, задаваемые лекторам, пропагандистам, докладчикам; непосредственные контакты руководителей с населением; решения и другие материалы собраний, совещаний, конференций и других форумов; социологические исследования.
Социологическое изучение общественного мнения предполагает количественный анализ сторонников конкретного мнения, выявления его источников, шкал категоричности и эмоциональности оценок, наличие альтернативного мнения, динамику оценок и суждений, уровень их вербальности, категоричности, установления типичных ошибок.
Изучение общественного мнения осуществляется на двух уровнях: на уровне теоретических исследований имеет своей целью разработку теории, на уровне эмпирических социологических исследований цель заключается в выработке практических рекомендаций.
Наиболее распространенными источниками получения информации об общественном мнении являются: письма в управленческие органы, газеты, журналы; вопросы, задаваемые лекторам, пропагандистам, докладчикам; непосредственные контакты руководителей с населением; решения и другие материалы собраний, совещаний, конференций и других форумов; социологические исследования.
Список использованных источников
1 Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание второе, перераб. и доп. М., 2001.
2 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации.
3 Верецкая А.И., Дьяков
А.П. Социологические проблемы
4 Короткова Л.Н., Социология общественного мнения. (Серия "Высшее профессиональное образование") Издательство Михайлова В.А. 2000.
5 Общественное мнение: механизм формирования, функции, проблемы изучения // Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова - 2-е изд. перераб. и доп.М., 2001. Глава 16.
6 http://www.my-works.org/text_
7 http://reftrend.ru/372859.html
8 http://www.smolsoc.ru/index.
9 http://traditioru.org/wiki/%
10 http://100pudov.com.ua/