Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:33, контрольная работа
Никлас Луман – создатель теории социальных систем, которая содержит широчайшие междисциплинарные включения от идей нейрофизиологов У. Матураны и Ф. Варелы до феноменологической категории смысла Э. Гуссерля и оперативной логики различения Г. С. Брауна. В знак признания его вклада в науку XIII Всемирный социологический конгресс (1994) проводился в Билефельде. Его книги издаются во всем мире. А что мы знаем о Лумане? Существует несколько переводов, выполненных в 1994 - 1996 гг., ряд статей.
Задание № 1: Охарактеризуйте модель социальной системы Н. Лумана.....…..3
Введение …………………………………………………………………………….3
1. Модель социальной системы Н. Лумана………………………………………..4
2. Характерные черты модели социальной системы Н. Лумана…………………7
Заключение…………………………………………………………………………...9
Задание № 2: Тесты………………………………………………………………..10
Список используемых источников………………………………………………..11
Содержание
Задание № 1: Охарактеризуйте модель социальной системы Н. Лумана.....…..3
Введение
…………………………………………………………………………….
1. Модель
социальной системы Н. Лумана……
2. Характерные
черты модели социальной
Заключение……………………………………………………
Задание
№ 2: Тесты……………………………………………………………….
Список используемых
источников………………………………………………..
Задание № 1
Введение
Никлас Луман – создатель теории социальных систем, которая содержит широчайшие междисциплинарные включения от идей нейрофизиологов У. Матураны и Ф. Варелы до феноменологической категории смысла Э. Гуссерля и оперативной логики различения Г. С. Брауна. В знак признания его вклада в науку XIII Всемирный социологический конгресс (1994) проводился в Билефельде. Его книги издаются во всем мире. А что мы знаем о Лумане? Существует несколько переводов, выполненных в 1994 - 1996 гг., ряд статей. В
2004 г. издательство "Логос" начало выпускать многотомный труд "Общество общества". Книга О. А. Литвиновой – первая монография, посвященная творчеству немецкого теоретика, является событием в научной жизни.
Теория социальных систем Н. Лумана даже его критиками рассматривается как одна из самых сложных современных социологических теорий.
Многие современники, оценивая творчество Н. Лумана, отмечают, что немецкий мыслитель видит свою основную задачу скорее в "переконцептуализации", в новом истолковании уже имеющихся концепций и понятий, чем в создании, конструировании нового. Действительно, в исследовательской программе Лумана с иными акцентами формулируются казалось бы уже "давно решенные" проблемы, такие как: "социальное действие"; критерии рациональности "поведения", в том числе и правовой рациональности; "ценность", "смысл", "социальность" права и др. В целом все социологические идеи Лумана не являются чем-то исключительным. Они не возникли, как плод внезапного озарения, поскольку имеют давние традиции в обществознании.
Н. Луман при создании своей социологической теории виртуозно использует достижения нейрофизиологии, кибернетики, общей теории систем и требует воистину энциклопедических знаний от своих читателей.
Никалас Луман родился 8 декабря 1927 г. в Люнебурге (Германия). Окончив гимназию, он с 1946 по 1949 г. изучал право в университете Фрайбурга, после чего недолгое время занимался частной юридической практикой. Затем Луман поступил на государственную службу в правительство Нижней Саксонии, на которой состоял до 1960 г. Вскоре он уезжает в США и в 1960-1961 гг. посещает курсы социологии и курсы общественного управления в Гарвардском университете. В этот период "центральным лицом" социологического факультета Гарвардского университета становится Талкотт Парсонс (1902-1979) - создатель структурно-функциональной школы в обществознании. Именно в Гарвардском университете Луман страстно увлекся проблемами системной теории в социологии. В 1966 году защитил сразу две диссертации по социологии. По возвращении в Германию он делает быструю и успешную научную карьеру, занимается изучением теории управления. 1968-93 - профессор общей социологии и социологии права в университете Билефельда.
В начале свое профессорской работы, Луман ставит перед собой следующую задачу: за 30 лет создать полное описание общества; решением каковой задачи он и занимался всю жизнь. Книга "Общество общества", вышедшая перед самой смертью, стала венцом этой деятельности. Умер 6 ноября 1998.
Наибольшую известность ему принесли работы: "Социологическое просвещение". "Правовая система и правовая догматика" (1974), "Власть" (1975), "Политическая теория в государстве всеобщего благоденствия" (1981), "Социальные системы. Основы всеобщей теории" (1984) и многие другие.
Социология Лумана особенно трудна для постижения. Основные его идеи можно представить следующим образом. Современное общество есть аутопойетическая и самореферентная система, т.е. современное общество самовоспроизводит и самоопределяет себя. Оно уже больше не нуждается ни в какой внешней среде для самовоспроизводства. Нет необходимости ни в Боге, ни в системе трансцендентных ценностей, выполняющих латентную функцию, согласно Т. Парсонсу. И в этом заключается принципиальное отличие в понимании общества между Луманом и Парсонсом.
Луман считает, что одна из функций современного общества, проявляющаяся в его аутопойетичности и самореферентности, состоит в снятии общего нормирования, что позволяет анализировать современное общество без привлечения нормативных суждений, без привлечения «категорических» императивов и «трансцендентных» систем.
И здесь надо обратить внимание, что Н. Луман подходит социологически очень конкретно к описанию общества. Дело в том, что не всякое общество предстаёт аутопойетической и самореферентной системой. Н. Луман старается описать новые социальные реалии, новый тип социального общества, которого раньше человечество не знало. И для теоретического осмысления, описания этого нового общества нужны новые средства, понятия. Для этих целей приходится социологу обратиться к современной кибернетике, теории систем, к теории вероятностей и др. современным наукам. Общество является одной из наиболее сложных систем, поэтому и нужны здесь заимствования из наук, изучающих более простые системы.
Н. Луман выделил три типа общества: архаические общества, общества высокой культуры и современные, глобальные общества. Между ними есть существенные различия.
Архаические общества, по определению Лумана, - это малоразвитые общества, дифференцированные на равные единства – сегменты по принципу родства или совместного проживания. Здесь слабое разделение труда на основе возрастных и половых ролей. Почти нет политического господства, либо оно только формируется.
Общества высокой культуры – это более крупные и комплексные общества. Им уже знакомо функциональное разделение, и прежде всего в сфере политики и религии. Для них характерна социальная стратификация, наличие городов, где наблюдается экономическое разделение труда. «Иногда они образуют огромные империи».
«Современное общество – общество, постепенно охватывающее весь населённый мир в одну гигантскую социальную систему». Структурно оно основано на функциональном разделении, а не на стратификационном. Функциональное разделение охватывает такие области социума как политика, экономика, научные исследования, сфера семьи. Это общество создаёт неподвластное центральному контролю многообразие возможностей переживаний и действий, ускоряющих общественные изменения в «дотоле неведомых истории масштабах». Современное общество «может индустриально - технически перестроить свои отношения с естественной окружающей средой, добившись более высокого уровня относительной независимости».
В этих трёх типах общества по-разному решаются социальные проблемы. Н. Луман показывает это на примере взаимопомощи. Так, в архаическом обществе взаимопомощь понималась, как обязанность помогать либо отдавать излишки. Само общество в известной степени основывалась на взаимопомощи. В обществах «высокой культуры» помощь основывается на морально обоснованной, упорядоченной в соответствии с социальными слоями структуре ожиданий. Помощь здесь оценивается как нравственный и религиозный долг. Она мотивируется индивидуализированной моралью и религией. Но общество уже не включало в себя помощь как необходимый элемент, хотя подобные вероучения и соответствующие моральные принципы взаимопомощи способствовали интеграции общества. Современное глобальное общество не основывается на взаимопомощи и не интегрируется посредством вероучений или систем нравственных норм.
2.
Характерные черты модели
Иногда Лумана объявляют последователем структурного функционализма, сторонником Т. Парсонса. Однако следует отметить определенную преемственность ряда важнейших положений концепции немецкого ученого с неофункционализмом, а не их жесткую привязанность к теории Парсонса. Отличие функционализма Лумана от структурного функционализма, несмотря на частичную схожесть их теоретического дискурса, состоит в том, что он пытается реконструировать само ядро парсонской традиции. Об этом, в частности, свидетельствует признание немецким аналитиком следующего положения: акцент Парсонса на доминирующей роли ценностей выглядит ортодоксальным, он представляет собой всего лишь один из аспектов процесса социальной дифференциации. Луман стремится к более последовательной реализации методологии функционализма, прежде всего путем его своеобразной радикализации. Необходимо, полагает он, отказаться, во-первых, от какого бы то ни было телеологического мышления, т. е. от поиска конечной цели, к которой направлены все действия системы (будь то даже само ее существование); во-вторых, от попыток установить, с одной стороны, детерминированность каких-либо событий, а с другой - способность тех или иных структур производить совершенно определенные действия. Вместо изучения каузальных (причинных) связей Луман предлагает поиск "функциональных эквивалентов".
Уже к началу 60-х годов Луман убеждается в том, что структурный функционализм Парсонса страдает существенными недостатками. Прежде всего это поддержка "устарелого мнения" о том, что цель науки заключается в установлении причинных связей, а "функция" есть лишь особый случай "причины", тогда как было бы правильнее рассматривать последнюю как особый вид функциональной связи. Для Парсонса первичной и определяющей по отношению к "функции" является "структура". Сам Луман считает первичной функцию, а не структуру. Тем самым он пытается размежеваться с каузальностью структурного функционализма, где все элементы системы необходимы и полезны. Вместо этого он предлагает представить структуры в виде проблем, т.е. выяснять не каковы их функции, а какие структуры могли бы выполнить определенную функцию. Это означает, что каждая структура может быть заменена иной структурой, эквивалентной относительно данной функции. Таким образом, не структурный функционализм, а функциональный структурализм является основным методологическим требованием его концепции. Примечательно, однако, что с начала 70-х годов немецкий мыслитель перестает говорить о функциональном структурализме, хотя и сохраняет в своем научном арсенале многие его положения.
Ряд современных исследователей полагают, что концепции Т. Парсонса и Н. Лумана, по сути, абстрагирующиеся от восприятия человека или группы в качестве «активного деятеля», недостаточно полно отражают активную роль конкретных «акторов». В ряде современных работ (М. Арчер, У. Бакли, А. Турен, А. Этциони) получил развитие деятельностный подход к теории социальных систем. К этому же научному направлению можно отнести теорию структурации Э. Гидденса.
Заключение
Творчество
Никласа Лумана сыграло важную роль
в развитии системно-теоретического
направления социологии. Луман попытался
пересмотреть социологическую теорию,
положив в основу понятие коммуникации
и понятие системы. Общество в
его теории - разновидность
По мнению самого Никласа Лумана, появление такого подхода является важным, даже необходимым шагом на пути построения единой социологической теории. Теория Лумана объединяет в себе достижения множества концепций, предложенных другими учёными, что также позволяет говорить о её большой значимости для теоретической социологии.
Одной из проблем, которую предстоит решить последователям Лумана, остается применение системной теории к эмпирическим исследованиям. Некоторые социологи полагают, что системная теория Лумана, стоящая на уровне наблюдения второго уровня, слишком высокотеоретична, чтобы вообще иметь практическое применение. Сам Луман мало писал на эту тему.
Таким образом, в своей работе я попыталась изложить основные теоретические положения системной теории Лумана. Системная теория достаточно сложна и комплексна, она тесно связана как с другими разработками Лумана, так и с теориями его коллег или предшественников. Но в краткой работе невозможно в полной мере описать все аспекты этой концепции и её связи с другими теоретическими разработками.
Задание № 2
Тесты
2.1. Спонтанно возникающие группы людей для достижения определенных целей называются…
А) формальные организации
Б) социальная дезорганизация
В) неформальная организация
Г) бюрократия
2.2. Какая из ниже перечисленных позиций определяет главный статус человека:
А) молодой
Б) русский
В) студент
Г) женатый
2.3. Какие из указанных видов конфликтов легче разрешаются:
А) конфликты ценностей
Б) конфликты интересов
В) институционализированные
Г) неинституционализированные
2.4. Что не является характерным элементом СМИ
А) интернет
Б) пресса
В) аудитория
Г) реклама
Список используемых источников