Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей, выполняющие определенные функции. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и так далее. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» , связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации стандартизации общественных связей и отношений.

Содержание работы

37.Функции и значение разных социальных институтов в обществе.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

социлогия 70б.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Социологии и социальной политики

(кафедра)

СОЦИОЛОГИЯ 

(дисциплина)

 

 

Письменное контрольное задание  
для студентов и слушателей дистанционного обучения

 

 

 

 

Студент

Корикова Оксана Владимировна

Группа

08419

Дата

18.12.2008

Подпись

Корикова 

   

Преподаватель

______________________________________

Дата

______________________________________

Оценка

______________________________________

Подпись

______________________________________


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск   2008

 

 

 

Протокол проверки:

   

Дата проверки

 

Оценка

 
   

Комментарии  
преподавателя

 
 
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Функции и значение  разных социальных институтов  в обществе.

 

    Социальные институты  - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей, выполняющие определенные функции. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и так далее. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» , связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институализацией.  Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечить свое существование и так далее. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условие для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институацизации

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействие и отношение социальных связей, взаимодействие отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп иных общностей. Социальные институты носят индивидуальный характер, обладают своим собственным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образовании, которое имеет логику развития.

Социальные институты могут  быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Каждый социальный институт характеризуется наличием целей своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

Социальный институт – это исторически  определенная форма жизнедеятельности  людей, возникающая в связи с  определенной общественной потребностью, выполняющая социально значимые функции, имеющая свои учреждения, посредством которых индивиды выполняют свои социальные роли, задаваемые социальными ценностями, нормами образцами поведения. Основными функциями социальных институтов выделяют:

1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2) Социализация - передача индивидам  установленных в данном обществе  образцов поведения и способов  деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3) Производство и распределение.  Обеспечиваются экономическо-социальными  институтами управления и контроля - органы власти.

      4) Функции управления  и контроля осуществляются через  систему социальных норм 

        и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и

        правовые нормы,  обычаи, административные решения  и т. д. Социальные 

        институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

 

    Социальные институты делятся на экономические, политические, социокультурные, институты родства. В зависимости от качественных характеристик и основной цели деятельности социальные институты можно подразделить:

 

1.распределительные

2.коммуникативные

3.контролирующие

4.репродуктивные

5.воспитательные

6.нормативно-ориентирующие

7.нормативно-контролирующие

 

    К распределительным  социальным институтам относятся: собственность, обмен , деньги, банки, хозяйственные объединения, распределение богатства. Соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

    Контролирующие социальные  институты – это государство,  партии, профсоюзы, общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти.

    Контролирующие социальные  институты обеспечивают воспроизводство  и устойчивое функционирование  идеологических ценностей, стабилизируют в обществе социально классовые структуры.

    Репродуктивные социальные  институты заботятся о физическом  и духовном воспроизводстве населения,  к ним относятся семья, институт  материнства, институт детства,  брак.

    Воспитательные институты  ставят цель освоение, воспроизводство культурных и социальных ценностей.

    Нормативно-ориентирующие  социальные институты относятся  к механизмам морально- этической  ориентации и регуляции поведения  индивидов. Эти институты утверждают  общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

    Нормативно- контролирующие  институты осуществляют общественно-  социальную регуляцию поведения  на основе норм, правил и предписаний,  закрепленных в юридических и  административных актах. Обязанность  норм обеспечивается принудительной силой государства.

    Коммуникативные социальные  институты представлены средством  массовой информации, их обязанность сделать возможной передачу информации между различными социальными группами и индивидами в обществе, осуществление связи между ними.

    Исследователи выделяют  две формы существования социальных  институтов: простую и сложную.  Простые социальные институты  - организованные объединения людей,  которые выполняют определенные  социально значимые функции, обеспечивающие  совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

    Социальные институты  руководят поведением членов  общности через систему санкций  и наград. В социальном управлении  и контроле институты играют  весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (" материальной") структуры, так и внутренней, содержательной.

    Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция, как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и так далее).

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.О.В. Кузьмен   Социология. Учебное пособие. Новосибирск  2002

2. Социология. Учебное пособие. Издательство Знание, М., 1995

3.. С.С. Фролов  Социология.  Издательство Логос,  М., 1996.


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"