Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

1.Что такое социальная система? Опишите основные признаки социальной системы.
2.Чем отличаются социальная дифференциация и социальная стратификация? Как осуществляется социальная мобильность?
3.Каковы основные механизмы социализации личности?
4.Что такое социальный институт? Охарактеризуйте какой-нибудь социальный институт.
5.Охарактеризуйте основные факторы и направления социального развития?

Файлы: 1 файл

Соц.docx

— 24.39 Кб (Скачать файл)

1.Что такое социальная  система? Опишите основные признаки  социальной системы.

2.Чем отличаются социальная  дифференциация и социальная  стратификация? Как осуществляется  социальная мобильность?

3.Каковы основные механизмы  социализации личности?

4.Что такое социальный  институт? Охарактеризуйте какой-нибудь  социальный институт.

5.Охарактеризуйте основные  факторы и направления социального  развития?

 

1.Соц. Система – целостное образование, основными элементами которого является отношения людей, возникающие в процессе их деятельности и взаимодействия.

Эти отношения носят устойчивый характер и передаются из поколения  в поколение. Существуют 2 важных момента:

-Социальная система –  результат взаимодействия людей;

-В качестве сторон взаимодействия  социология рассматривает социальные группы, институты, личности.

Признаки соц. системы:

a.Принцип целостности заключается в том, что каждый элемент системы должен занимать строго определенное место, обладать особыми свойствами и выполнять определенную функцию, от чего зависит деятельность всей системы в целом.

При рассматривании общества мы должны иметь в виду не отдельных индивидов, из которых оно состоит, а совокупность связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Характер социальных отношений определяет и качество самих индивидов, и специфику общества, в котором эти индивиды живут.

Сплочение социальных связей обычно происходит в рамках определенной территории, то есть общество ограничено территориально, и, как правило, эти границы совпадают с государственными. Территория — это основа социального пространства, в котором складываются отношения между людьми.

b.Принцип структурированности – он предполагает наличие устойчивых и постоянных связей между отдельными элементами системы, которые обеспечивают сохранение основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях.

Для того чтобы сохранить  равновесие и устойчивость, общество создает социальную структуру, которая  способствует поддержанию и воспроизводству  внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей элементов социальной системы в  рамках определенной территории.

с.Иерархичность компонентов системы. Каждый элемент системы может, в свою очередь, рассматриваться как небольшая система.

Характеризуя общество как  социальную систему, Т. Парсонс выделил основные элементы этой системы, распределяя их в иерархической последовательности.

d.Наличие обратной связи системы со средой. Любая система формирует свои свойства, исходя из своих внутренних потребностей, а также ориентируясь на требования окружающей среды. Любая система в той или иной мере является «открытой», то есть она испытывает на себе влияние среды; это влияние может быть разрушительным, если система не приняла соответствующих мер, чтобы предотвратить последствия этого влияния.

2. Под социальной дифференциацией понимается различие социальных позиций или статусов индивида и групп в обществе. Следствием социальной дифференциации является социальное неравенство, то есть неравный доступ индивидов к различным социокультурным благам, таким как деньги, власть и влияние, престиж и т. д.

Социальная стратификация  — это дифференциация определенной совокупности людей на классы или  слои в иерархической последовательности. Стратификация предполагает наличие  низшего, среднего и высшего слоев  в обществе, которые пользуются социальными  ценностями не в равной мере.

Социальная дифференциация предоставляет социальный материал, который может стать, а может  и не стать основой социальной градации. Другими словами, в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот.

 Социальная мобильность – совокупность социального перемещения людей в обществе, то есть изменение своего статуса.

Различают два вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз:

Восходящая  мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая  мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Общество может возвышать  статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости  от этого различают восходящую и  нисходящую социальные мобильности, или  социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и плитической мобильности существуют в друх основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивоидов их низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящия мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социльных статусов на более нихкие, так и понижение сощиальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильность может служить падение социального статуса группы инженеров, которая некогда занимала весьм высокие поиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. по образному выражению П.Сорокина, "первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй корабль, затонувший во всеми находящимися на борту".

3. Социализация — это процесс приобретения людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям, который имеет две цели: способствовать нашей интеракции (взаимодействию) и обеспечивать сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения. Успешная социализация обусловлена социальными ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму.

Можно выделить несколько  факторов, которые способствуют социализации личности, влияют на этот процесс. К  ним относятся: физические черты  человека, окружающая среда, индивидуальный опыт человека, культура того общества, в котором живет и формируется  личность.

Механизмы:

Традиционный – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального).

Институциональный – действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями.

Стилизованный – действует в рамках субкультуры.

Межличностный – функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации.

Рефлексивный – связан с внутренним диалогом, в котором  человек рассматривает, оценивает, принимает решение.

4. Социальный институт – образование, обеспечивающее устойчивые связи и отношения в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни.

Как социальный институт бизнес возникает и функционирует, удовлетворяя те или иные потребности людей. Так  сложилось, что в каждом обществе существует потребность в большом  количестве разнообразных товаров  и услуг, необходимых как для  полноценной жизни людей, так  и развития общества в целом. При  этом бизнес обеспечивает функционирование многих других институтов, таких как  семья, школа, государство, религия. Например, благополучная жизнь семьи невозможна без удовлетворения целого спектра  материальных и духовных потребностей, обеспечение которых напрямую зависит  от сложившейся системы бизнес- отношений в обществе. Банальная проблема отдыха семьи, даже самого доступного, например, выезд за город, выход в кино, может разрешаться по-разному в зависимости от предлагаемого бизнесом спектра услуг в этой сфере. Поэтому психологический анализ бизнеса может включать в себя как выявление общественных потребностей, которые им удовлетворяются, так и последствий для индивидов и групп конкретных бизнес предложений. 
Бизнес относится к разряду тех институтов, которые возникли в ответ на непреходящие потребности и которые характеризуют жизнь развитых обществ: семья, политика, бизнес, образование, религия, наука, медицина, средства массовой информации и т.д. Условием развития и успешности бизнеса является широкое взаимодействие со всеми социальными институтами. Например, производство товаров потребления и услуг учитывает демографическую ситуацию, традиции семей, специфику деятельности учреждений образования и культуры.

5. Факторы

  1. Физическая среда. Люди живут в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, им необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в распоряжении населения, относятся социальная организация и технология. Однако социальная организация и технология, помогающие людям приспосабливаться к одной окружающей среде, не обязательно подойдут для адаптации к какой-то другой. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническими изобретениями.
  2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества.
  3. Конфликты из-за ресурсов и ценностей. Конфликт – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Неудивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности.
  4. Поддерживающие ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода “цензоры”, разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как “стимуляторы”. Интересно сравнить нашу готовность к принятию технических нововведении с нашим сопротивлением переменам в экономической теории, религии или моделях семьи.
  5. Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя – это открытия. В противоположность этому изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Например, автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ,– это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузо
  6. Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присущи только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который, в свою очередь, возник под влиянием финикийского.

В целом можно сказать, что в  непрерывном процессе социальных развитий задействовано множество социальных факторов.

Направления:

  1. Прогресс – социальные изменения, имеющие положительное значение для существования личности и общества.
  2. Регресс – социальные изменения, имеющие отрицательное значение для существования личности и общества.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"