Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:06, контрольная работа
Социология права представляет собой достаточно новое научное направление, рассматривающее правовую систему в связи с реальной социальной практикой. Социология права, как относительно молодая наука по своему характеру исследует общественные отношения, которые складываются как в процессе формирования правовых актов, а именно при подготовке перевода социальных отношений на язык юридических норм, так и в конечном итоге — при переводе правописаний в социальное поведение отдельной личности, а также микро- и макрогрупп. Именно такой подход способствует раскрытию практических задач становления и развития правовой системы в сторону правового государства.
Введение……………………………………………………………………….4
Социология права как отрасль социологического знания, ее предмет и структура……………………………………………………………………5
Социология права в системе гуманитарно-правовых дисциплин:……...8
2.1. Философия права……………………………………………………….....8
2.2. Юридическая социология……………………………………………….11
2.3. Теория права……………………………………………………………..14
Выводы………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………..18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ
ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА»
ЛУГАНСК – 2012
ЗАДАНИЕ № 2
Социология права в системе гуманитарно-правовых дисциплин (философия права, юридическая социология, теория права)
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..18
Введение
Социология права представляет собой достаточно новое научное направление, рассматривающее правовую систему в связи с реальной социальной практикой. Социология права, как относительно молодая наука по своему характеру исследует общественные отношения, которые складываются как в процессе формирования правовых актов, а именно при подготовке перевода социальных отношений на язык юридических норм, так и в конечном итоге — при переводе правописаний в социальное поведение отдельной личности, а также микро- и макрогрупп. Именно такой подход способствует раскрытию практических задач становления и развития правовой системы в сторону правового государства.
Весьма важным составляющим компонентом социологии права выступают социологические исследования. Бережно опираясь на социологическую теорию права, которая разрабатывается как в общей теории права, так и отраслевыми юридическими науками, они «добывают» фактологические составляющие правоведения, способствуют его сопряженности с практикой. Социологические исследования в праве реализуются на «стыке» социологии и права. Именно поэтому они представляют собой пример системного подхода к решению актуальных вопросов государственного и правового строительства, которые так актуальны сейчас для нашего общества.
Социология права констатирует не только собственно теоретическую область, реестр специальных проблем, содержащих ее теоретическую базу, но и достаточно сложный комплекс вопросов, относящихся к методологии и технике исследования.
Социологию права можно определить как отрасль общей социологии — подобно экономической социологии, социологии образования, религии. Это частносоциологическая дисциплина, предмет изучения которой составляют правовые явления. Однако граница между правом и обычаем, между юридической и общей социологией всегда остается прозрачной. Если социология права нуждается в выделении своей специфической предметной области по сравнению с общей социологией, то ее нужно разграничить и с догматическим правоведением. Основное различие состоит в том, что социология права изучает право как вещь (точнее, правовые феномены как вещи). Также правовед находится внутри системы позитивного права, тогда как социолог находится вне его и может наблюдать право, даже свое национальное, отстраненно, как вещь.
Социология права рассматривает право как социальное образование. Ее интересует всё, что возникает в правоотношениях и правосознании под воздействием общества, его структур и институтов. Она занимается исследованием процессов генерирования социумом правовых норм, ценностей и смыслов. Ее спецификой является понимание права как сложной динамической системы, развивающейся и функционирующей в социальном пространстве и историческом времени, зависящей как от типа общества, его географического положения, так и от уровня развития общественного и индивидуального сознания. Она исходит из того, что право берет свое начало в обществе. И поскольку право порождено обществом, то все правовые феномены являются социальными. Но не наоборот: не всякий социальный феномен является правовым.
Определить предмет социологии права можно лишь условно абстрагировав правовое от социального, которое не относится к сфере правового. Именно такая условная дисциплинарная граница разделяет социологию права и общую социологию. В литературе указывается на различие между правовыми и фактическими общественными отношениями: «Если изучение правовых отношений остается предметом юриспруденции, то социологические науки исследуют фактические общественные отношения. Тем не менее между правовыми и фактическими общественными отношениями существует тесная взаимосвязь»[6, с. 28]. В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук выделяют два элемента в этой взаимосвязи. Первый элемент они связывают с происхождением правовых норм на основе общественных отношений. Правовые нормы формируются на основе общественных отношений, пре образовывая их в соответствии с волей законодателя, учитывая тенденции общественного развития, потребности и задачи общества и государства.
Вторым важным моментом в социологии права можно назвать изучение права в качестве социального института общества. В этом случае право понимается как порождение социальных потребностей, выполняющее функции обеспечения общественной стабильности. Действенность права обеспечивается государственными институтами, которые используют и принуждение к исполнению правовых предписаний, подвергая наказанию за их нарушение. Американский социолог Л. Мэйхью считает, что: «…с социологической точки зрения право должно пониматься как социальный процесс, но все больше выясняется, что понять право как социальный процесс — значит понять функциональное значение правовых норм: как они проводятся в жизнь, как применяются, толкуются и в конечном счете через посредство шаблонов использования воплощаются в институциональную структуру общества»[8, с. 12]. Социология рассматривает право как социальный институт, выражающий нормативную структуру общественной жизни, определяющей его социальную обусловленность.
Самым распространенным остается определение социологии права, данное С. В. Боботовым: «…наука о социальных условиях существования, развития и действия права в обществе»[3, с. 32]. Другой исследователь, Э.В. Тадевосян, определяет социологию права как науку о закономерностях взаимодействия права и общества как социальной системы. По В.А. Гревцову, социология права: «является отраслью социологии, изучающей социальные закономерности функционирования, изменения и механизмы взаимодействия общества и его социальной подсистемы — права»[5, с. 52].
Как самостоятельная дисциплина социология права неразрывно связана с общей социологией и испытывает ее влияние. Социология права в основном использует социологические методы: историко-сравнительный, статистический, опросный, этнографический, а так же и понятия («социальный контроль», «девиантное поведение», «социальные роли», «социализация», «аккультурация»). С другой стороны, изучение правовой реальности может быть полезным для социологии. Э. Дюркгейм советовал социологам внимательно изучать нормы права, которые рассматривал как социальные факты. В структуре социологии права можно выделить макросоциологичеекий и микросоциологический уровень. Макросоциология права изучает развитие и функционирование права в масштабах того или иного общества на протяжении достаточно длительного времени. Предметом микросоциологии права являются непосредственные правоотношения внутри конкретных социальных общностей, между отдельными группами, классами, социальными слоями. Социология права предстает как совокупность нескольких узкоспециализированных областей и включает в себя социологию конституционного права, социологию гражданского права, социологию уголовного права. По многообразию объектов познания исследователи выделяют законодательную социологию, социологию функционирования правоохранительных и судебных органов, социологию правосознания и правового поведения, социологию преступности, юридическую конфликтологию. Можно разделить социологию права также на фундаментальную и прикладную, эмпирическую и теоретическую.
Философия права занимает особое место в системе наук. Она представляет собой общенаучный феномен, интегрирующий всю совокупность принципов, путей и методов познания, выработанных всеми науками, в том числе и юридическими, применяемыми в процессе научного познания особенностей правовой деятельности, ее развития и практического преобразования.
Философия права - целостная многоуровневая система, звенья которой находятся в состоянии иерархической соподчиненности, которые не могут быть представлены как концептуально обособленные. В силу этого и понятийные структуры также не являются изолированными от влияния (через содержание) других - в большей или меньшей степени высоких - уровней общения. Вместе с тем каждый тип и уровень познания в сфере философии права имеет свои неповторимые функции в этой науке. А этим обусловлена качественная независимость логико-методологических средств. Среди них и такие, как категориальная структура, несовместимость их с другими.
В предметной сфере философии права может быть выделено три предметных блока: правовая онтология, правовая аксиология, правовая гносеология. Правовая онтология ориентирована на учение о праве в его различении с законом, а бытие права - это его объективная природа и сущность. Это находит отражение в принципе формального равенства, в свойствах и характеристиках права как всеобщей формы равенства, свободы и справедливости. Что касается природы права, в пределах онтологии права рассматриваются также такие стороны этой проблемы, как смысл и содержание бытия права, его существования, его сущности: сущность права отражена в формах его существования, а в формах существования права присутствует правовая сущность. Бытие права В.С. Алексеев определяет как: «качественно определенное бытие формального равенства, которое имеет смысл лишь как равенство свободных, в таком своем значении оно идентично справедливости. Можно, однако, говорить о соотношении правового принципа формального равенства и форм его осуществления, это и есть соотношение бытия и существования права, сущности права и правовых явлений»[1, с. 42].
Если философия ориентирована на общефилософские принципы построения концептуально-логического аппарата - к примеру, принцип восхождения от конкретного к абстрактному, - то в философии права наряду с общефилософскими используются принципы специфические. Это процесс так называемого ассимилятивного внедрения категорий, что характерно для дедуктивного этапа философии права, как, впрочем, и для любой другой науки. Здесь осуществляется процесс интерпретации понятий, как бы усвоение философской категориальной структуры. Следует отметить, что усвоение категориальной структуры философской теории на исходных стадиях формирования философии права объясняется тем, что в этот период философия права концептуально уже оформилась. Однако дисциплинарно из предметных сфер философии, общей теории права и отраслевых дисциплин юридического профиля еще не выделилась. И лишь позднее формирование специфики предмета и объекта философии права вызвало привнесение в ее категориальную структуру конкретного философско-правового содержания.
При этом роль базисного интегрирующего основания в категориальной системе философии права играет понятие «право». Этот процесс - формирование и исследование базисных понятий - в философии права особенно важен, поскольку неразработанность понятийных конструктов такого уровня является сдерживающим фактором для процесса теоретизации философии права.
Объединяя познавательные возможности всех юридических наук, философия права обогащает исследовательский потенциал каждой из них. В основе синтезирующих качеств философии права лежит то, что ядром философии как методологической науки выступает единство диалектики, логики и теории познания. Это означает в обобщенном виде, что одна и та же система законов и категорий в диалектике выступает в качестве принципов познания объективного мира, в теории познания - как средство решения конкретных познавательных задач и в логике - как формы научного мышления. Единство диалектики, логики и теории познания как методологической основы в познавательном процессе выступает в качестве важного средства перевода объективного развития в субъективное его осмысление. Следовательно, философия права выступает в виде системного основания любого правового исследования.
Юридическая социология – сравнительно молодая отрасль социологии. В науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: кто является ее основоположником. Одни связывают это с именем Э.Дюркгейма, другие – М. Вебера, третьи – с именем австрийского юриста Е. Эрлиха. Ясно одно: социология права начинает складываться на рубеже XIX и XX веков, когда впервые появились достаточно крупные специальные научные труды в духе требований современной социологии.
Юридическая социология – отрасль социологических исследований, которая изучает правоотношения, сформировавшиеся и признанные внутри общества, условия, от которых зависят формирование и функционирование норм права, а также связи права с другими социальными явлениями.
Юридическая социология рассматривает право как социальное образование. Ее интересует всё, что возникает в правоотношениях и правосознании под воздействием общества, его структур и институтов. Она занимается исследованием процессов генерирования социумом правовых норм, ценностей и смыслов. Ее спецификой является понимание права как сложной динамической системы, развивающейся и функционирующей в социальном пространстве и историческом времени, зависящей как от типа общества, его географического положения, так и от уровня развития общественного и индивидуального сознания. Она исходит из того, что право берет свое начало в обществе. И поскольку право порождено обществом, то все правовые феномены являются социальными. Но не наоборот: не всякий социальный феномен является правовым.
Информация о работе Контрольная работа по "Социология права"