Контрольная работа по "Социология управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов (программ) чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Цели, задачи и объекты социальной политики в России……………………4
2. Социальная сфера общественной жизни как совокупность социальных систем………………………………………………………………………...........8
3. Социальное управление как средство реализации социальной политики...11
4. Роль общественных организаций в разработке и реализации направлений социальной политики……………………………………………………………12
5. Мероприятия по развитию социальной политики. Построение «дерева целей»…………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Социология управления 2014 доделать!!!!!.docx

— 67.49 Кб (Скачать файл)

Социальная  сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной  потребностью общества в непрерывном  воспроизводстве субъектов социального  процесса. Это устойчивая область  человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются  гражданские и социальные права  человека. 

Оптимальная модель социальной сферы связана  с обеспечением защиты экономических  интересов  каждого гражданина, гарантий общественной стабильности и опирается  на принципы социальной справедливости и государственной  ответственности за социальное воспроизводство  человека, других субъектов жизнедеятельности. С наиболее распространенной точки  зрения, именно эти положения и  составляют основу государственной  философии социально ориентированного рыночного хозяйства. 

 Оптимальная рыночная  модель социальной сферы призвана  обеспечить условия и средства, соответствующие общественным и  индивидуальным представлениям  о социальном благополучии каждого  человека. Но это предполагает  увязку социальных требований  с требованиями экономической  эффективности, законами функционирования  нового строя общества и социально-ориентированной, регулируемой государством многоукладной рыночной экономики. Зависимость возможностей развития потенциала социальной сферы от состояния экономики очень велика, она влияет на масштабы социально-политических мер и на принципиальный выбор вариантов социально-политических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальное управление  как средство реализации  социальной  политики.

Социальная политика как  сфера деятельности, взаимоотношений  должна рассматриваться, в первую очередь, во взаимодействии, взаимоотношении  со сферой социального управления.

Как известно, необходимыми условиями и важнейшими признаками управления являются:

1) цель  либо некий комплекс  целей (отвечающих на вопрос  что делать?);

2) способы достижения  поставленных целей (как?);

3) средства  достижения  поставленной цели, правила  и  процедуры их пользования  (с  помощью чего?).

Социальная политика может  иметь общие цели с социальным управлением (поддержание социальной стабильности, порядка и законности; рост благополучия, социальной справедливости, демократии и т. д.), общие средства реализации, государственную, политическую систему общества).

Вместе с тем при  этом нельзя полностью отождествлять  социальную политику и социальное управление. Социальная политика включает наряду с управлением макро-  и микросоциальными отношениями их регулирование в условиях, когда для осуществления реального управления нет либо ясных целей или они не согласованны, либо необходимых знаний и технологий, либо практических возможностей, либо всего вместе взятого. Социальное управление, понимаемое, например, как управление социальной сферой, может рассматриваться в качестве главного средства осуществления социальной политики.

 

 

 

 

 

4. Роль общественных  организаций в  разработке  и реализации  направлений социальной  политики.

В результате либерализации  общественной жизни, развития институтов гражданского общества количество субъектов  социальной работы увеличилось и  продолжает расти.

Сегодня в России субъектами социальной работы являются: 

- государственные органы, формулирующие общую концепцию  и основные направления социальной  политики, обеспечивающие законодательную  и правовую основу, выполняющие  функции по социальной защите  через систему соответствующих  учреждений; коммерческие организации,  которые могут выступать спонсором,  меценатом, благотворителем и  оказывать материальную поддержку,  необходимую для реализации основных  социальных программ;

- некоммерческие, неправительственные  организации, которые дополняют,  а в ряде случаев берут на  себя социальные функции государства. 

 К организациям данного  типа относится Русская Православная  Церковь, основывающая свою деятельность  на принципах и идеях христианства  и реализующая философию призрения. 

 Российские институты  гражданского общества - общественные, профессиональные объединения и  организации, основывающиеся на  благотворительных и добровольных  началах, приобретают большее  значение в решении социальных  проблем. Общественные организации  постепенно включаются в процесс  оказания социальной помощи, поддержки  и защиты различных социальных  групп. 

 Понятие "общественная  организация" рассматривается  в социологическом и правовом  аспектах. Общественная организация  представляет собой общность  людей, объединенных на добровольных  началах совместной деятельностью,  единством целей и интересов,  взаимной ответственностью, отношениями  товарищества и взаимопомощи. Правовой  статус закреплен в законодательстве  и определяет, что общественной  организацией является основанное  на членстве общественное объединение,  созданное на основе совместной  деятельности для защиты интересов  определенных социальных групп и достижения уставных целей объединившихся граждан. На современном этапе развития российского общества общественные организации все более явственно становятся институтом, действующим наряду с государством на всех территориальных уровнях и практически во всех социально значимых сферах, компенсируя то, что по разным причинам не делается государственными и коммерческими организациями.

 Общественные  организации  в своей деятельности могут:

- способствовать привлечению  дополнительных ресурсов общества  для решения социальных проблем;·  использовать имеющиеся ресурсы  на более адекватных с общественной  точки зрения принципах и направлениях  их распределения;

- в соответствии с меняющейся  социальной ситуацией, возникновением  новых проблем могут оперативно  воздействовать на перераспределение  средств; 

- реализовать альтернативные  социальные программы, которые  не являются общепризнанными  и не имеют государственной  поддержки. 

Проблема общественных организаций  состоит в отсутствии постоянного  финансирования, следовательно, им необходимо умение найти партнера, определить цели и интересы каждого партнера, сформулировать конечный результат  совместной деятельности.

Партнером могут выступать  государственные или коммерческие организации. Формы сотрудничества с государством выражаются в деятельности по совместной разработке социальных программ, совместному проведению мероприятий - семинаров, конференций, праздников и  т.д., совместному созданию какого-либо учреждения или службы. Государственные  органы могут осуществлять конкурсный отбор некоммерческих социальных проектов и их финансирование, формировать  социальный заказ с заключением  договора (контракта) между государственной  и общественной организацией на выполнение определенной социальной программы, куда могут быть привнесены приоритеты как государственных структур, так и общественных организаций, представляющих интересы индивида. Кроме того, государственные организации и учреждения могут предоставлять помещения для общественных организаций, оказывать профессиональную консультативную помощь и др.

Средства, предоставляемые  государственным бюджетом, недостаточны для организации прямого финансирования всех социальных программ, соответственно необходимо избирательное финансирование действительно значимых социальных проектов. Общественные организации  в свою очередь могут участвовать  в разработке и планировании федеральных, областных или городских социальных программ, через депутатов Государственной, Областной или Городской Думы вносить свои предложения по законодательным  актам, представлять государственным  организациям новые проекты, методики и технологии. 

 Проблемой коммерческих  организаций, заинтересованных в  осуществлении благотворительной  деятельности, является поиск конкретного  адресата, которому действительно  необходима помощь. Решение данной  проблемы предполагает сотрудничество  с общественной организацией.

 Расширение и углубление  интерактивных процессов в практике  и методах социальной работы  определяется возрастанием роли  общественных организаций, стремящихся  решать не только отдельные  проблемы конкретного человека, социальных групп, общностей,  но и общества в целом. Социальное  партнерство в социальной сфере  является необходимым условием  эффективности социальной политики.

 

 

5. Мероприятия  по  развитию социальной  политики.

В Российской Федерации уже  несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг  населению и более эффективное  использование бюджетных средств  через реформирование всего социального  блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.

Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры:

- Программа "Жилище" на 2002-2010 годы 

-Программа "Экономическое  и социальное развитие коренных  малочисленных народов Севера  до 2008 года"

- Программа "Социальное  развитие села до 2012 года" 

- Программа "Культура  России (2006-2010 годы)"

- Программа "Социальная  поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"

- Программа "Предупреждение  и борьба с социально значимыми  заболеваниями на 2007-2011 годы"

- Программа "Социально-экономическое  и этнокультурное развитие российских  немцев на 2008-2012 годы"

Механизмы оценки большинства  из них находятся только на стадии разработки, либо являются, не способны объективно оценивать программу  по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство  разработчиков программ, качественная не содержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.

Для построения «дерева целей» я воспользуюсь программой «Культура  России» на период 2006-2010годы. «Дерево  целей» рассмотрено на схеме 1:

 

 

Развитие и  реализация культурного и духовного  потенциала каждой личности и общества в целом


Сохранение культурного наследия России


Реконструкция исторических объектов, памятников культуры


Библиотеки, музеи


Обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям


Обеспечение условий для  художественного творчества и инновационной  деятельности


Оказание услуг, предоставляемых  организациями культуры с целью  удовлетворения потребностей граждан


Формирование единого культурного  пространства


Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала


Создание условий для  обеспечения выравнивания доступа  к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан


Интеграции в мировой  культурный процесс



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1. Построение «дерева  целей»

«Дерево» целей в социальном управлении - способ формирования структуры  целей социальной программы, обеспечивающий взаимосвязь множества целей  различного содержания (экономических, социальных, политических, духовных), их согласование для достижения главной, единой цели. Формирование «дерева» целей  в социальном управлении происходит по принципу «от общего к частному». На вершине находится главная  цель. Она расчленяется на отдельные  составляющие - те промежуточные цели (цели-средства), от реализации которых  зависит ее достижение. Промежуточные  цели, в свою очередь, расчленяются на более частные и т.д.

«Дерево» целей в социальном управлении имеет иерархическую  структуру. В ней, по существу, представлены общая стратегия процесса социального  управления, возможность придания ему  системного характера. «Дерево» целей  в социальном управлении образует конкретную систему зависимостей, позволяющую  определить место и роль каждой цели в процессе ее осуществления, разграничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности.

                                      Заключение.

В настоящей работе под  социальной сферой понимается спектр общественных отношений, возникающих  при осуществлении важнейших  социально-экономических конституционных  прав граждан (таких как право  на труд; право на защиту от безработицы, право на социальное обеспечение  и некоторых других). Реформирование экономики в целях создания рыночных основ ее организации невозможно без анализа социальных процессов, а также определения роли государства  в их регулировании. Более того, многие исследователи отмечают, что цивилизованный переход к рынку предполагает приоритетность решения социальных проблем. Таким образом, очевидно, для  России в качестве наиболее приемлемого был избран вариант социально ориентированной экономики, что нашло свое закрепление в Конституции РФ, где Российская Федерация провозглашается социальным государством (ст.7). Игнорирование государством социальных аспектов в осуществлении экономических реформ нередко называется в качестве одного из недостатков его политики, так как создание рыночной экономики - не самоцель, а условие повышения жизненного уровня населения, построения базы для устойчивого демократического развития.

Информация о работе Контрольная работа по "Социология управления"