Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 03:39, контрольная работа
Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы лиц, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи остутствуют, ослабевают или протеворечат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход[1, стр.234].
1. . Отклоняющееся поведение: понятие, виды, формы……………………………………………………..3
2. Формальный и неформальный контроль за девиантным поведением……………………………………………….9
3. Список использованной литературы……
.
Социология.
Оглавление.
1. . Отклоняющееся поведение: понятие, виды, формы……………………………………………………..3
2. Формальный и неформальный контроль за девиантным поведением……………………………………………….9
3. Список использованной литературы………………….12
3
1. . Отклоняющееся поведение: понятие, виды, формы.
Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы лиц, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи остутствуют, ослабевают или протеворечат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход[1, стр.234].
Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен.
4
Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются.
Например, странствующий монах в одном обществе считается святым, а в другом-никчемным бездельником. Отклоняющееся поведения приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблемы в центр внимания социологов, психологов, медиков, криминологов.
Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные, которые группируются по нескольким направлениям.
Рассмотрим различные виды социальных отклонений:
- культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.
- индивидуальные и групповые отклонения. Индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре [2,стр. 113].
- первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
- культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном
5
обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям:
а)сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.
б)особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
в) сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве.
г) личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;
д) счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время[2, стр. 115-117]..
- культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.
6
Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид.
Каждая форма девиации имеет свою специфику:
1. Преступность.
Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений.
В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция.
Преступность - отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу[3,стр.483].
2. Алкоголизм.
Данные социологических исследований выявляют любопытную картину. С одной стороны, подавляющее большинство опрошенных считают, что пьянство - большое зло, с другой - то же подавляющее большинство либо пьет, либо«выпивает, как все»; около половины не хотели бы иметь среди друзей непьющего человека, а одна треть обиделась бы, если бы хозяин при встрече гостей не поставил бы на стол спиртное. 40 % опрошенных
7
считают, что потребление спиртного в пределах нормы безвредно и не сказывается на работоспособности, а каждый пятый мужчина вполне допускает появление в пьяном виде на улице, в транспорте, в местах отдыха, лишь бы это не приводило к скандалам и конфликтам.
3. Наркомания.
Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков - жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер.
4. Суицид.
Суицид - намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. Исследования свидетельствуют, что фактором, который провоцирует суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.
8
5. Проституция.
Сам термин «проституция» происходит от латинского слова «выставлять публично» (prostituere). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Проституция не тождественна ни корыстным супружеским отношениям, ни внебрачным сексуальным связям, если они основаны на личных симпатиях.
Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию[4,стр.287].
9
2. Формальный и неформальный контроль за девиантным поведением.
Социальный контроль - механизм поддержания общественного порядка. Он включает два главных элемента - нормы и санкции. Санкции - средства поощрения и наказания. Социальные предписания - запреты или разрешения, обращенные к индивиду или группе, и выраженные в особой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). Социальные нормы - это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы - идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Нормы - это предписание того, как надо правильно вести себя в обществе.
Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает "неофициальность" и обычно применяется в небольших группах, например, общее собрание жильцов, военнослужащих, бойкот или одобрение товарищей, друзей и т.д. Формальный контроль ассоциируется с "официальностью", обычно он осуществляется в крупных социальных организациях и институтах и ассоциируется, в первую очередь, с государственными законами и приказами, распоряжениями, инструкциями лиц и учреждений, наделенных правом управления социальными процессами, например,
10
уголовное, гражданское право, с одной стороны, прокуратура, суды, милиция, с другой[4, стр.312].
Иногда санкции применяются неформально. Например, люди, находящиеся в тесном контакте с нарушителем, выражают ему свое неодобрение. Общественное мнение в этом случае можно рассматривать как- совокупность представлений, оценок и здравых суждений, разделяемых большинством населения либо его частью. В этом случае общественное мнение практически сливается с моралью (нравственностью). Гонение, критика и насмешка представляют собой виды неформального контроля, препятствующие девиантному поведению.
В социологии выделили следующие основные типы неформального контроля:
а) вознаграждения, выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более серьезных проявлениях (например, повышении в должности).
б) наказание - "недовольный взгляд", критические замечания и даже угроза физической расправой непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено желанием их предотвратить;
в) убеждение - еще один способ воздействия на девиантов . Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки в необходимости поддерживать свою спортивную форму.
Последним, более сложным типом социального контроля является переоценка норм, при этом поведение, которое считалось
11
девиантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и присматривал за детьми, когда жена уходила на работу - такое поведение считалось необычным и даже девиантным. В настоящее время (главным образом в результате борьбы женщины за свои права) роли в семье постепенно перераспределяются, выполнение домашней работы перестало считаться чем-то предосудительным и позорным для мужчины.
Систему формального социального контроля, как правило, осуществляют общественно - государственные организации.
Но формальный контроль присущ также и негосударственным социальным институтам, например, церковь, мораль (нравственность) контролируют достаточно большую сферу регулирования и нормирования общественных отношений. Мы сейчас порой не задумываемся почему уступаем место старшим, почему оказываем знаки внимания женщинам, покровительствуем детям. Так положено согласно нормам морали[4,стр315].
Таким образом, если бы не было социального контроля, люди бы делали все, что им нравится. В обществе царил бы хаос. Социальный контроль - "фундамент" стабильности общества, упорядоченности общественных отношений.
12
Список использованной литературы.
1.Социология: Учебник для юридических вузов. СПб.:Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России,2000. – 416 с.- (Учебники для вузов. Специальная литература).
2. Фролов С.С. Социология. М.: Логос,1996 г.326 с.
3. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. Ред.академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичёв.- М.-: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФА М),2002 -912с.
4. Ковалёва К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Центр, 1997г., 396с.